Авторы, разработчики: | Учебник Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. «Биология. Человек» |
Предмет | Биология |
Класс | 8 |
Цель урока | изучить строение осевого скелета человека и выявить особенности строения скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. |
Задачи | Образовательная: сформировать знания об основных отделах скелета человека и их строении; развивать понятие о взаимосвязи строения с выполняемой функцией; выявить особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью; развивать логическое мышление учащихся. Воспитательная: формирование умений аргументировать собственную точку зрения, принимать (или отрицать) мнение собеседника; способствовать формированию положительного отношения к знаниям; воспитание мотивов учения, интереса и любознательности; расширять кругозор обучающихся; воспитывать культуру поведения на уроке. Развивающая: развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное; развивать наблюдательность и речь обучающихся; устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы; слышать и слушать своих одноклассников. |
Тип урока | Изучение нового материала |
Тема | «Скелет человека. Осевой скелет» |
Планируемые результаты | Личностные: прислушиваться к другим и помогать им; готовность и способность вести диалог с другими людьми. Предметные: узнают о строении скелета человека, его изменении по сравнению со скелетом животных в результате прямохождения и трудовой деятельности. Метапредметные: внимательно слушать, формулировать ответы на вопросы (познавательные); осваивать диалоговую форму общения (коммуникативные); оценивать результаты деятельности (личностные); выбирать задачи и средства их реализации (регулятивные) |
Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор, скелет человека. |
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | Результат |
1. | Организационный этап | 1. Приветствие учащихся: - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на уроке. Прошу занять свои места. 2. Проверка готовности к уроку (учебники, тетради, дневники, ручка, карандаш). - Проверьте, пожалуйста, все ли готовы к уроку. 3. Учитель отмечает в журнале отсутствующих учеников. | 1. Приветствие учителя вставанием. 2. Ребята проверяют свою готовность к уроку. 3. Дежурный докладывает об отсутствующих. | Регулятивные: умение настроиться на работу. | Включение в учебный процесс, готовность к уроку. |
2. | Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний обучающихся. | 1. Учитель задает вопросы по домашнему заданию - Все ли выполнили домашнее задание? У кого возникли трудности, какие? 2. Коррекция выполнения домашнего задания при обнаружении ошибок. 3. Проверка знаний: «Верите ли вы что…?»; Конкурс «Подсказка» (приложение 1) . | 1. Ребята делятся трудностями, с которыми им пришлось встретиться в ходе выполнения задания. 2. Отвечают на вопросы учителя по темам домашнего задания. | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать. Познавательные: Формулировать ответы, делать выводы. Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. | Активное включение в работу. Умение ясно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать друг друга. |
3 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | 1. Учитель подводит детей к самостоятельному формулированию темы, целей и задач данного урока. Решение кроссворда (приложение 2) - чем мы будем заниматься на уроке? - Какую бы цель и задачи вы перед собой поставили? 2. Учитель подводит итоги наблюдений ребят и нацеливает их на решение проблемы урока. - Итак, перед нами стоит вопрос, который мы должны совместными усилиями разрешить: что такое скелет, на какие части он подразделяется. | 1. Ребята формулируют тему, цель, задачи урока: скелет изучить строение осевого скелета человека и выявить особенности строения скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. | Регулятивные: высказывание своих предположений относительно формулирования целей и задач урока Познавательные: делают выводы, включаются в решение проблемы урока Коммуникативные: умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли. | Умение формулировать тему урока, определять цели и задачи. |
4 | Освоение новых знаний | Организует поисковую коллективную работу с учебником, контролирует выполнение работы. Какие отделы выделяются в скелете? Какие отделы различают в черепе? Какими костями образованы мозговой и лицевой отделы? Объясняет строение позвонка. Какие отделы выделяются в позвоночнике человека? Какие особенности строения скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением мы можем назвать? | Работают с учебником, находят в тексте информацию, выделяют ключевые понятия. | Познавательные: общеучебные, логические, извлекать информацию из текса учебника Коммуникативные: сотрудничество в индивидуальной работе Регулятивные: контроль, коррекция, саморегуляция. | Находят и выделяют необходимую информацию. |
5 | Физкультминутка |
6 | Первичное закрепление знаний | Организует беседу по уточнению и конкретизации полученных знаний. Работа с макетом скелета. | Отвечают на вопросы. Формулируют выводы наблюдений. Обмениваются полученной информацией. | Регулятивные: контроль, коррекция, саморегуляция Познавательные: общеучебные, логические Коммуникативные: сотрудничество, индивидуальная и групповая работа. | Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
7 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Учитель даёт информацию о домашнем задании, проводит инструктаж по его выполнению. П. 11, р.т. № 42-48. | Ребята слушают инструктаж, задают вопросы, если кому-то что-то непонятно, записывают домашнее задание | Коммуникативные: слушание, сотрудничество Познавательные: проектирование маршрута преодоления затруднений в обучении | Умение слушать, анализировать |
5. | Рефлексия (подведение итогов занятия) | Ребята, вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? (изучить строение осевого скелета человека и выявить особенности строения скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением). - Достигли мы её? - Раздает анкету 1. Своей работой на уроке я: 2. Урок для меня показался: 3. За урок я: 4. Мое настроение: 5. Материал урока мне был: 6. За урок я могу поставить себе оценку: - Вы хорошо поработали на уроке, надеюсь, что с домашним заданием вы также успешно справитесь. | Ребята вспоминают цели и задачи, поставленные перед началом урока, анализируют их выполнение. Заполняют анкету. Выставляют оценки за работу на уроке. | Регулятивные: соотносить цели и результаты своей деятельности, вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. | Умение видеть результат, оценивать степень своего участия. |