- воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, ответственность, самоуважение.
-воспитывать бережное отношение к природе, через постоянное эмоциональное воздействие на чувства детей.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
познавательная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
1.Организационный момент. Актуализация знаний. Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне Проверяет готовность к уроку (приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, проверяет посадку учащихся по группам), создаёт эмоциональный настрой: Посмотрите в окно: встало солнышко давно. Нас оно торопит в класс- урок биологии начинается сейчас. | Выбор эффективных способов организации рабочего пространства. | Включаются в урок, настраиваются на работу |
2. Актуализация знаний. Определение темы занятия. Цель: подготовка учащихся к деятельности, осознание потребности в новых знаниях. Определение темы и задачи урока в сотрудничестве с обучающимися. Актуализация имеющегося информационного ресурса у обучающихся. Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний: Мы продолжаем путешествовать по царствам природы. -Перед вами организмы, которые мы уже изучили. Определите к какому царству их относят и почему? (бактерия, вирус, растение, животное) Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала; организует проверку домашнего задания: -Ребята вы верите в чудеса? Я тоже купила волшебные шарики (показываю дрожжи) и постряпала такую вкусную булочку, через неделю обнаружила, что чудеса продолжаются (показываю плесень на хлебе). Кто мне скажет, что произошло? Кто творит такие чудеса? К какому царству относятся эти организмы? У меня с собой корзинка. В ней спрятано, то, что мы сегодня изучим. Эти живые организмы любят прятаться и играть в игру «Угадай кто я?» Среди представителей этой группы много похожих друг на друга. Ученые биологи и систематики сначала не могли решить, что это такое. Их относили к растениям, а потом к животным. И только в XIX в. эту группу живых организмов выделили в отдельное царство. Что за чудище такое? Есть как мизер, есть большое. Можно встретить под берёзой, На пеньке, среди травы. Можно в баночке литровой, И на хлебе те дары. Могут паразитом быть- Злаков урожай сгубить. Могут портить древесину, Поселившись на стволах. Могут в тесте размножаться, Если тесто на дрожжах. Есть плодовые тела И разросшиеся клетки. Так о ком же речь была? Догадались ли, вы, детки? Вы узнали? Это … - А теперь заглянем в корзинку, что мы видим? (Грибы.) -Итак, как звучит тема нашего урока? -Добро пожаловать в Царство грибов! Откройте тетради, запишите число. Тему урока. Грибы – это удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Грибы поражают нас многообразием поразительных форм. Среди них есть и, так называемые, «ослиные уши», и, уже известные нам, шляпочные грибы, и коралловидные формы, и грибы-трутовики, которые облюбовали себе жильё на деревьях. | Отвечают на вопросы учителя (слайд 5), Отгадывают загадку (слайд 7,8) Отвечают на вопрос учителя Формулируют тему урока (слайд 11) | Работа с ресурсами, ориентируются в своей системе знаний |
3. Целеполагание. Постановка учебной задачи. Цель: определение целей и задач урока, мотивация учебной деятельности Направляет обучающихся на самостоятельное определение целей и задач урока. Вовлекает учащихся в активную коммуникацию через диалог (На какие вопросы мы должны получить ответ в ходе работы на уроке?) 1) Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель. У каждого из вас есть один лист «Цели (что я хочу узнать)», отметьте галочкой в правой колонке, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке (приложение 1). Назовите те цели, которые вы поставили перед собой. Сформулируйте цель урока. 2) Скажите вы знаете, что такое грибы и как они выглядят? Наверняка вы видели грибы хотя бы раз в жизни. Давайте проверим, отберите из предметов, разложенных на столе те, которые вы считаете грибами. Отберите из них тех, которые вы считаете Грибами Оказывается, на практике мы знаем о грибах не так уж и много. К грибам относятся не только шляпочные грибы, но и дрожжи которые используются в хлебопочении, плесень из которых выделяют антибиотики и другие. Ставлю проблемные вопросы: Почему такие разные грибы относятся к одному царству? | Свободно высказывают свои мнения. Учащиеся в группах формулируют цели и выдвигают задачи урока. Определяют основные вопросы урока : -Почему грибы выделяют в отдельное царство? -Какое строение имеет гриб? - Как питается гриб? Заполняют опросный лист-анкету Называют цели и задачи урока Формулируют общую цель и задачи Работают с муляжами разных видов грибов (шляпочные, заплесневелый хлеб, дрожжи), выбирают грибы Учащиеся рисуют гриб и показывают свои рисунки. У большинства или у всех рисунок шляпочного гриба | Работа с ресурсами, ориентируются в своей системе знаний, выдвигают цели, делают умозаключения |
4. Первичное усвоение новых знаний. Цель: формирование у учащихся конкретных представлений об особенностях и строении грибов. Нацеливает учащихся на выполнение самостоятельной работы, организует работу в группах, проводит индивидуальный контроль за работой. Даёт возможность учащимся осознать объем и перспективы изучения темы, познакомиться со строением грибов 3) работа в парах Ребята, я попрошу вас сейчас нарисовать любой гриб такой, каким вы себе его представляете Просматривает рисунки учащихся. - Ребята, к сожалению, вы не справились с заданием. Вы нарисовали плодовое тело гриба (слайд 12) 1)Хотите узнать, как выглядит гриб? Тогда открывайте учебники (с. 64) и рассмотрите рисунок, найдите к нему пояснение в тексте. -Что представляет из себя гриб? -Правильно, вы нашли нужную информацию в учебнике. Теперь дополните свой рисунок, обозначьте грибницу и плодовое тело гриба, которое состоит из шляпки и ножки (слайд 13,14). По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. В грибах содержится большое количество воды (больше 90%) до 80% сухого вещества составляют белки. В 1 кг сушеных грибов белков в два раза больше, чем в говядине и в 3 раза больше чем в рыбе. Есть в грибах и витамины, и микроэлементы. Правильно приготовленные грибы вкусны и полезны для здоровья. 2)Создание проблемной ситуации: в чем польза и вред грибов? Прочитайте текст в учебнике (стр.65-66 ) и заполните схему ( приложение 2) (слайд 15,16) (приложение 8) | Учащиеся рисуют гриб и показывают свои рисунки. У большинства или у всех рисунок шляпочного гриба Самостоятельный поиск и обработка результатов, переработка полученной информации. Работают с текстом, иллюстрациями , схемами в учебнике. Устанавливают соответствие между текстом и иллюстрациями. Изучают документ, анализируют информацию, делают записи в тетради Открывают учебники и рассматривают рисунок, находят к нему пояснение в тексте. Отвечают на вопрос. Тело гриба – грибница-представлено тонкими ветвящимися трубчатыми нитями - гифами. Гифами образовано плодовое тело гриба, которое состоит из шляпки и ножки. Дополняют свой рисунок, делают обозначения Формулируют проблему, выдвигают версии, заполняют схему. | Анализируют, сравнивают, группируют факты и явления, обсуждают, структуриру ют, фиксируют результаты, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы на основе обобщения знаний |
5.Физкультминутка. Цель: здоровьесбережение. Применение здоровьесберегающих технологий. Давайте немного отдохнём: читает стихотворение (слайд 17) | Выполняют движения: По тропинке леший шёл. На полянке гриб нашёл (ходьба на месте). Раз грибок, два грибок, вот и полный кузовок (приседания). Леший охает: устал от того, что приседал. Леший сладко потянулся (потягивания – руки вверх), Леший выполнил разминку. И уселся на тропинку (присаживаемся за парты). | |
6. Первичная проверка понимания. Цель: Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала Организует работу в группах, содействует развитию навыков ознакомительного, изучающего чтения научного текста. Добивается от учащихся осмысления того, что грибы относятся к отдельному царству, сочетая признаки животных и растений ПРОБЛЕМА урока французский ученый ботаник Вайян, выступая в 1918 году в Париже перед многочисленной аудиторией, охарактеризовал грибы, как дьявольское произведение, нарушающее общую гармонию природы. Он заявил, что грибы созданы дьяволом только для того, чтобы смущать и приводить в отчаянье самых талантливых ботаников. Чем же грибы заслужили такое описание? Было ли основание назвать так грибы? Прав ли ученый, назвав так грибы? Почему ученые долгое время спорили, к животным или растениям отнести эти организмы, и, в конце концов, выделили их в самостоятельное царство? 1) Скажите, пожалуйста, на какие живые организмы похожи грибы? Чем грибы похожи на растения? Изучите дополнительный материал (приложение 8) Работа в группах (слайд 19) Назовите признаки растений у грибов Заполните таблицу (приложение 3) -Но у грибов есть и признаки животных (слайд 19). - Какие признаки животных есть у грибов? Работа в группах -Назовите признаки животных у грибов Заполните таблицу 2) Постановка проблемного вопроса: Почему грибы выделяют в отдельное царство? (слайд 20) Как размножаются грибы? Стр. 65 | Самостоятельный поиск и обработка результатов, переработка полученной информации. Работают с текстом, иллюстрациями , схемами в учебнике. Устанавливают соответствие между текстом и иллюстрациями. Отвечают на вопрос: Грибы похожи на растения Отвечают на вопрос: Грибы неподвижны, постоянно растут в верхушечной части. Обсуждают, дополняют 1.Клеточная стенка; 2. Растут в верхушечной части; 3. Неподвижны; 4.Всасывают воду и растворённые в ней минеральные вещества. 5. Образуют витамины. Называют признаки Заполняют таблицу Обсуждают, называют признаки животных у грибов: 1.В клеточной стенке есть хитин. 2.Отсутствие хлоропластов. 3.Запасают углеводы в виде гликогена. 4.Образуют мочевину. 5. Питаются готовыми органическими веществами ( гетеротрофы) Заполняют таблицу. Обсуждают в группах, обобщают изученный материал, находят решение, дают ответ: Грибы - это организмы, которые сочетают в себе признаки животных и растений. | Анализируют, сравнивают, группируют факты и явления, обсуждают, структуриру ют, фиксируют результаты, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы на основе обобщения знаний Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги. |
7. Первичное закрепление. Цель: Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания Предлагает учащимся задания для самостоятельной работы: Базовый уровень: тест по теме “Царство Грибы” (приложение 4) При проверке учащимися тестовых заданий помогает выявить и устранить недостатки | Выполняют самостоятельно тест. Проверяют по ключам ответы теста. Выставляют оценку за выполненную работу (в соответствии с критериями), затем осуществляют взаимооценивание. | Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги. |
8. Включение в систему знаний. Контроль усвоения. Цель: Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей. Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. Организует обсуждение результатов. Способствует развитию умения обобщать и систематизировать изученное, делать выводы. Задание для группы 1: Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном и том же месте? (слайд 23) Задание для группы 2: На Украине в 1996году отравились грибами 36 человек. После беседы выяснилось, что они собирали грибы около шоссейных дорог. Почему? (слайд 23) Задание для группы 3: Шляпки трубчатых и пластинчатых грибов часто окрашены в красный, желтый и др. цвета. Однако эта окраска не имеет ничего общего с фотосинтезом. Как вы знаете, фотосинтез у них не происходит. А как же питаются шляпочные грибы? 2).Я предлагаю вырастить дома особый плесневый гриб -мукор. Для этого вам надо немного несвежего хлеба, капельку воды и тепло. Через несколько дней на поверхности хлеба появится пушистый налёт. Это и есть мукор. - Грибов на нашей планете огромное разнообразие. Вы только начинаете их изучать. Я желаю вам новых, интересных открытий на этом пути. | Выстраивают причинно-следственные связи Решают задачи, формулируют вопросы. Обсуждают в группе, отвечают на вопрос: Обсуждают в группе, отвечают на вопрос: Обсуждают в группе, отвечают на вопрос:. | Умение анализировать полученную информацию, подводить итоги. |
9.Домашнее задание. Цель: Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Задаёт и комментирует дифференцированное домашнее задание (слайд 24). Прочитать параграф № 12. Задания первого уровня сложности: ответить на вопросы учебника № 1,2. Задания второго уровня сложности: ответить на вопросы учебника № 3,5; Задания третьего уровня сложности: ответить на вопросы учебника № 6,8; Исследовательская работа: « Что такое «ведьмины круги», как они образуются?» Задача ТРИЗ. «Нечистая!!!». Учитель: Часто на суходольных лугах встречаются луговые опенки, образующие круги – как бы хоровод. Невежественные люди в страхе и трепете смотрели на грибные круги, приписывая их появление "нечистой силе”, называли их "ведьмины кольца”. Ведь в середине круга даже трава не растет как бы вытоптана.. Объясните эти факты с точки зрения биологии. Утверждали также, что грибные круги показывают места захоронения заколдованных кладов. Объясните эти факты с точки зрения биологии.(мозговой штурм) | Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы. Зная, что грибница разрастается кругами, опытные грибники умеют их правильно собирать: если вы нашли гриб, имеет смысл внимательно оглядеться вокруг, ведь грибы появляются по краю грибницы, часто занимающей по площади несколько квадратных метров.
| Воспринимают информацию, выбирают уровень задания |
10.Рефлексия. Цель: формирование умения оценивать свою деятельность Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнение поставленной цели Вот и подошел к концу наш урок. Вы очень хорошо работали. - Скажите, что нового вы сегодня узнали на уроке? - Какие открытия сделали? - Что удивило сегодня на уроке? Заполните свой лист самооценки (приложение 7) | Участвуют в обсуждении, рассказывают чему научились, что запомнилось, чему удивились Заполняют листы самооценки | Осознанно делают выводы |