СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии "Царство Грибов"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы: - частично-поисковый; - деятельностный; - создание проблемной ситуации; - наглядно-иллюстрационный.

Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в группах, в парах.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии "Царство Грибов"»

Технологическая карта урока

Предмет Биология Класс 5

Линия УМК «Сфера жизни» (линейный вариант)

Учебник Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс.

Тема урока « Царство Грибов»

Тип урока Урок усвоения новых знаний

Цель: расширить и углубить знания предметного материала о грибах, их строении и практическом применении в жизни.

Задачи:

образовательные:

- расширить знания учащихся о царстве грибов;

- познакомить с отличительными особенностями, строением и размножением грибов;

воспитательные:

- формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности

- воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, ответственность, самоуважение.

-воспитывать бережное отношение к природе, через постоянное эмоциональное воздействие на чувства детей.

развивающая:

- развивать познавательный интерес через элементы исследования.

-развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, творческие способности, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы, самостоятельно работать с учебником.

Методы: - частично-поисковый; - деятельностный; - создание проблемной ситуации; - наглядно-иллюстрационный.

Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в группах, в парах.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, презентация, инструктивная карта с приложениями для работы , муляжи грибов, дрожжи, заплесневелый хлеб.

Ожидаемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

После проведения урока учащиеся смогут:

-формулировать суть биологических понятий «грибница», «плодовое тело», «гифы» ;

-давать характеристику представителей царства грибов;

-объяснять, почему грибы выделены в отдельное царство.

Познавательные УУД:

-самостоятельно формулировать тему, проблему; сравнивать и анализировать, выделять главное;

- устанавливать причинно-следственные связи;

-работать со справочной, научной литературой;

Регулятивные УУД:

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные УУД:

-работать в парах;

-уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

-стремиться к совершенствованию собственной речи;

-испытывать потребность в самовыражении через слово;

-толерантно относиться к мнению других,

-осознавать значимость чувства товарищества, способности сопереживать; -быть деликатным, дисциплинированным, ответственным.

- осознавать значение учебной деятельности;




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

познавательная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1.Организационный момент. Актуализация знаний.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Проверяет готовность к уроку (приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, проверяет посадку учащихся по группам), создаёт эмоциональный настрой:

Посмотрите в окно: встало солнышко давно. Нас оно торопит в класс-

урок биологии начинается сейчас.

Выбор эффективных способов организации рабочего пространства.

Включаются в урок, настраиваются на работу

2. Актуализация знаний. Определение темы занятия.

Цель: подготовка учащихся к деятельности, осознание потребности в новых знаниях. Определение темы и задачи урока в сотрудничестве с обучающимися.

Актуализация имеющегося информационного ресурса у обучающихся. Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний:

Мы продолжаем путешествовать по царствам природы.

-Перед вами организмы, которые мы уже изучили. Определите к какому царству их относят и почему? (бактерия, вирус, растение, животное)

Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала; организует проверку домашнего задания:


-Ребята вы верите в чудеса? Я тоже купила волшебные шарики (показываю дрожжи) и постряпала такую вкусную булочку, через неделю обнаружила, что чудеса продолжаются (показываю плесень на хлебе). Кто мне скажет, что произошло? Кто творит такие чудеса? К какому царству относятся эти организмы? У меня с собой корзинка. В ней спрятано, то, что мы сегодня изучим. Эти живые организмы любят прятаться и играть в игру «Угадай кто я?» Среди представителей этой группы много похожих друг на друга. Ученые биологи и систематики сначала не могли решить, что это такое. Их относили к растениям, а потом к животным. И только в XIX в. эту группу живых организмов выделили в отдельное царство.

Что за чудище такое?

Есть как мизер, есть большое.

Можно встретить под берёзой,

На пеньке, среди травы.

Можно в баночке литровой,

И на хлебе те дары.

Могут паразитом быть-

Злаков урожай сгубить.

Могут портить древесину,

Поселившись на стволах.

Могут в тесте размножаться,

Если тесто на дрожжах.

Есть плодовые тела

И разросшиеся клетки.

Так о ком же речь была?

Догадались ли, вы, детки?

Вы узнали? Это …

- А теперь заглянем в корзинку, что мы видим? (Грибы.)

-Итак, как звучит тема нашего урока? -Добро пожаловать в Царство грибов! Откройте тетради, запишите число. Тему урока.

Грибы – это удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету.

Грибы поражают нас многообразием поразительных форм. Среди них есть и, так называемые, «ослиные уши», и, уже известные нам, шляпочные грибы, и коралловидные формы, и грибы-трутовики, которые облюбовали себе жильё на деревьях.







Отвечают на вопросы учителя (слайд 5),


Отгадывают загадку

(слайд 7,8)










Отвечают на вопрос учителя











Формулируют тему урока

(слайд 11)

Работа с ресурсами, ориентируются в своей системе знаний

3. Целеполагание. Постановка учебной задачи.

Цель: определение целей и задач урока, мотивация учебной деятельности

Направляет обучающихся на самостоятельное определение целей и задач урока.

Вовлекает учащихся в активную коммуникацию через диалог (На какие вопросы мы должны получить ответ в ходе работы на уроке?)

1) Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.

У каждого из вас есть один лист

«Цели (что я хочу узнать)», отметьте галочкой в правой колонке, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке (приложение 1).

Назовите те цели, которые вы поставили перед собой.

Сформулируйте цель урока.



2) Скажите вы знаете, что такое грибы и как они выглядят? Наверняка вы видели грибы хотя бы раз в жизни. Давайте проверим, отберите из предметов, разложенных на столе те, которые вы считаете грибами.

Отберите из них тех, которые вы считаете

Грибами


Оказывается, на практике мы знаем о грибах не так уж и много. К грибам относятся не только шляпочные грибы, но и дрожжи которые используются в хлебопочении, плесень из которых выделяют антибиотики и другие.

Ставлю проблемные вопросы:

Почему такие разные грибы относятся к одному царству?



Свободно высказывают свои мнения. Учащиеся в группах формулируют цели и выдвигают задачи урока.

Определяют основные вопросы урока :

-Почему грибы выделяют в отдельное царство?

-Какое строение имеет гриб?

- Как питается гриб?

Заполняют опросный лист-анкету


Называют цели и задачи урока

Формулируют общую цель и задачи


Работают с муляжами разных видов грибов (шляпочные, заплесневелый хлеб, дрожжи), выбирают грибы

Учащиеся рисуют гриб и показывают свои рисунки. У большинства или у всех рисунок шляпочного гриба


Работа с ресурсами, ориентируются в своей системе знаний, выдвигают цели, делают умозаключения

4. Первичное усвоение новых знаний.

Цель: формирование у учащихся конкретных представлений об особенностях и строении грибов.

Нацеливает учащихся на выполнение самостоятельной работы, организует работу в группах, проводит индивидуальный контроль за работой. Даёт возможность учащимся осознать объем и перспективы изучения темы, познакомиться со строением грибов

3) работа в парах

Ребята, я попрошу вас сейчас нарисовать любой гриб такой, каким вы себе его представляете

Просматривает рисунки учащихся.

- Ребята, к сожалению, вы не справились с заданием. Вы нарисовали плодовое тело гриба

(слайд 12)

1)Хотите узнать, как выглядит гриб?

Тогда открывайте учебники (с. 64) и рассмотрите рисунок, найдите к нему пояснение в тексте.



-Что представляет из себя гриб?



-Правильно, вы нашли нужную информацию в учебнике. Теперь дополните свой рисунок, обозначьте грибницу и плодовое тело гриба, которое состоит из шляпки и ножки (слайд 13,14).

По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. В грибах содержится большое количество воды (больше 90%) до 80% сухого вещества составляют белки. В 1 кг сушеных грибов белков в два раза больше, чем в говядине и в 3 раза больше чем в рыбе. Есть в грибах и витамины, и микроэлементы. Правильно приготовленные грибы вкусны и полезны для здоровья.


2)Создание проблемной ситуации:

в чем польза и вред грибов?

Прочитайте текст в учебнике (стр.65-66 ) и заполните схему ( приложение 2) (слайд 15,16)

(приложение 8)








Учащиеся рисуют гриб и показывают свои рисунки. У большинства или у всех рисунок шляпочного гриба


Самостоятельный поиск и обработка результатов, переработка полученной информации.

Работают с текстом, иллюстрациями , схемами в учебнике. Устанавливают соответствие между текстом и иллюстрациями.

Изучают документ, анализируют информацию, делают записи в тетради

Открывают учебники и рассматривают рисунок, находят к нему пояснение в тексте.

Отвечают на вопрос. Тело гриба – грибница-представлено тонкими ветвящимися трубчатыми нитями - гифами. Гифами образовано плодовое тело гриба, которое состоит из шляпки и ножки.

Дополняют свой рисунок, делают обозначения

Формулируют проблему, выдвигают версии, заполняют схему.



Анализируют, сравнивают, группируют факты и явления, обсуждают, структуриру

ют, фиксируют результаты, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы на основе обобщения знаний

5.Физкультминутка.

Цель: здоровьесбережение.

Применение здоровьесберегающих технологий.

Давайте немного отдохнём: читает стихотворение (слайд 17)


Выполняют движения:

По тропинке леший шёл. На полянке гриб нашёл (ходьба на месте).

Раз грибок, два грибок, вот и полный кузовок (приседания).

Леший охает: устал от того, что приседал.

Леший сладко потянулся (потягивания – руки вверх),

Леший выполнил разминку. И уселся на тропинку (присаживаемся за парты).


6. Первичная проверка понимания.

Цель: Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

Организует работу в группах, содействует развитию навыков ознакомительного,

изучающего чтения научного текста.

Добивается от учащихся осмысления того, что грибы относятся к отдельному царству, сочетая признаки животных и растений

ПРОБЛЕМА урока французский ученый ботаник Вайян, выступая в 1918 году в Париже перед многочисленной аудиторией, охарактеризовал грибы, как дьявольское произведение, нарушающее общую гармонию природы. Он заявил, что грибы созданы дьяволом только для того, чтобы смущать и приводить в отчаянье самых талантливых ботаников.

Чем же грибы заслужили такое описание? Было ли основание назвать так грибы? Прав ли ученый, назвав так грибы? Почему ученые долгое время спорили, к животным или растениям отнести эти организмы, и, в конце концов, выделили их в самостоятельное царство?


1) Скажите, пожалуйста, на какие живые организмы похожи грибы?

Чем грибы похожи на растения?

Изучите дополнительный материал (приложение 8)


Работа в группах (слайд 19)


Назовите признаки растений у грибов

Заполните таблицу (приложение 3)

-Но у грибов есть и признаки животных (слайд 19).

- Какие признаки животных есть у грибов? Работа в группах

-Назовите признаки животных у грибов

Заполните таблицу


2) Постановка проблемного вопроса: Почему грибы выделяют в отдельное царство?

(слайд 20)

Как размножаются грибы? Стр. 65



Самостоятельный поиск и обработка результатов, переработка полученной информации.

Работают с текстом, иллюстрациями , схемами в учебнике. Устанавливают соответствие между текстом и иллюстрациями.

Отвечают на вопрос:

Грибы похожи на растения

Отвечают на вопрос: Грибы неподвижны, постоянно растут в верхушечной части.

Обсуждают, дополняют

1.Клеточная стенка;

2. Растут в верхушечной части;

3. Неподвижны;

4.Всасывают воду и растворённые в ней минеральные вещества.

5. Образуют витамины.

Называют признаки

Заполняют таблицу

Обсуждают, называют признаки животных у грибов:

1.В клеточной стенке есть хитин.

2.Отсутствие хлоропластов.

3.Запасают углеводы в виде гликогена.

4.Образуют мочевину.

5. Питаются готовыми органическими веществами ( гетеротрофы)

Заполняют таблицу.

Обсуждают в группах, обобщают изученный материал, находят решение, дают ответ: Грибы - это организмы, которые сочетают в себе признаки животных и растений.

Анализируют, сравнивают, группируют факты и явления, обсуждают, структуриру

ют, фиксируют результаты, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы на основе обобщения знаний

Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.


7. Первичное закрепление.

Цель: Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания


Предлагает учащимся задания для самостоятельной работы:

Базовый уровень: тест по теме “Царство Грибы” (приложение 4)

При проверке учащимися тестовых заданий помогает выявить и устранить недостатки

Выполняют самостоятельно тест. Проверяют по ключам ответы теста. Выставляют оценку за выполненную работу (в соответствии с критериями), затем осуществляют взаимооценивание.

Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

8. Включение в систему знаний. Контроль усвоения.

Цель: Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей. Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

Организует обсуждение результатов. Способствует развитию умения обобщать и систематизировать изученное, делать выводы.

Задание для группы 1: Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном и том же месте? (слайд 23)

Задание для группы 2: На Украине в 1996году отравились грибами 36 человек. После беседы выяснилось, что они собирали грибы около шоссейных дорог. Почему? (слайд 23)

Задание для группы 3: Шляпки трубчатых и пластинчатых грибов часто окрашены в красный, желтый и др. цвета. Однако эта окраска не имеет ничего общего с фотосинтезом. Как вы знаете, фотосинтез у них не происходит. А как же питаются шляпочные грибы?


2).Я предлагаю вырастить дома особый плесневый гриб -мукор. Для этого вам надо немного несвежего хлеба, капельку воды и тепло. Через несколько дней на поверхности хлеба появится пушистый налёт. Это и есть мукор.

- Грибов на нашей планете огромное разнообразие. Вы только начинаете их изучать. Я желаю вам новых, интересных открытий на этом пути.

Выстраивают причинно-следственные связи



Решают задачи, формулируют вопросы.

Обсуждают в группе, отвечают на вопрос:

Обсуждают в группе, отвечают на вопрос:






Обсуждают в группе, отвечают на вопрос:.


Умение анализировать полученную информацию, подводить итоги.

















9.Домашнее задание.

Цель: Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Задаёт и комментирует дифференцированное домашнее задание (слайд 24).

Прочитать параграф № 12.

Задания первого уровня сложности: ответить на вопросы учебника № 1,2.

Задания второго уровня сложности:

ответить на вопросы учебника № 3,5;

Задания третьего уровня сложности:

ответить на вопросы учебника № 6,8;

Исследовательская работа: « Что такое «ведьмины круги», как они образуются?»

Задача ТРИЗ. «Нечистая!!!». Учитель: Часто на суходольных лугах встречаются луговые опенки, образующие круги – как бы хоровод. Невежественные люди в страхе и трепете смотрели на грибные круги, приписывая их появление "нечистой силе”, называли их "ведьмины кольца”. Ведь в середине круга даже трава не растет как бы вытоптана.. Объясните эти факты с точки зрения биологии. Утверждали также, что грибные круги показывают места захоронения заколдованных кладов. Объясните эти факты с точки зрения биологии.(мозговой штурм)

Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы.






Зная, что грибница разрастается кругами, опытные грибники умеют их правильно собирать: если вы нашли гриб, имеет смысл внимательно оглядеться вокруг, ведь грибы появляются по краю грибницы, часто занимающей по площади несколько квадратных метров. 




Воспринимают информацию, выбирают уровень задания


10.Рефлексия.

Цель: формирование умения оценивать свою деятельность

Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнение поставленной цели

Вот и подошел к концу наш урок. Вы очень хорошо работали. - Скажите, что нового вы сегодня узнали на уроке? - Какие открытия сделали?

- Что удивило сегодня на уроке?

Заполните свой лист самооценки

(приложение 7)

Участвуют в обсуждении, рассказывают чему научились, что запомнилось, чему удивились

Заполняют листы самооценки

Осознанно делают выводы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!