СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока биологии по теме "Формы размножения животных", 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока биологии по теме "Формы размножения животных", 8 класс»

Конспект урока по биологии в 8 классе

Эпиграф к уроку:

«Чтобы увеличить численность своего вида,

обязательно нужно размножаться»

Тема урока: Формы размножения животных.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цель: дать общую характеристику бесполому и половому размножению организмов; выяснить биологическое значение размножения; разобраться в особенностях бесполого размножения животных

Образовательные задачи: расширить и систематизировать знания об основных формах и способах размножения организмов. 
Развивающие задачи: способствовать развитию навыков аргументированного выступления, логического мышления, анализа литературы, сравнения, продолжить развивать кратковременную память и навыки самостоятельной, учебной работы (составление опорных конспектов, таблиц и схем). 
Воспитательные задачи: формирование умений применять полученные знания на практике (выявлять пути использования знаний о размножении и индивидуальном развитии в народном хозяйстве, здравоохранении), проводить экологическое воспитание путём показа значения размножения организмов для сохранения численности популяции.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

После проведения урока учащиеся смогут различать формы размножения организмов, использовать термины: бесполое и половое размножение, почкование, фрагментация, спора, гаметы, гермафродиты, конъюгация, копуляция, яичники, семенники, партеногенез.

Метапредметные:

- регулятивные: Уметь определять цель учебной деятельности и определять пути ее достижения.

- видеть конечный результат своей деятельности, строить ее для успешного достижения поставленной цели.

- Уметь планировать и организовывать совместную деятельность.

- коммуникативные:

- совершенствование навыков общения в группе

- умение сформулировать свое мнение по учебной задаче.

- познавательные:

- Осуществлять наблюдения и делать выводы, научиться работать с учебником

- совершенствовать умение анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления,

- совершенствовать навыки работы с текстом

ичностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.



Оборудование: компьютер, медиа проектор, интерактивная доска, презентация, иллюстрации, понятия и определения видов размножения, электронный учебник.
Основные понятия урока: размножение — бесполое, половое, почкование,деление,фрагментация, гермафродиты, конъюгация, копуляция, яичники, семенники, партеногенез.





Ход урока

І. Организационный этап

1.Приветствие учеников.

2. Разминка «Эпиграф». Прочитайте эпиграф к нашему уроку и скажите какой будет тема урока?

ІІ. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

Приём «Удиви! Заинтересуй!»

В природе существует интересное явление- неотения. Это способность размножаться на личиночной стадии. Некоторые животные могут размножаться на стадии личинки. Такое животное мы можем увидеть в наших аквариумах. Это аксолотли, личики амбистомы- хвостатой амфибии.

Морская звезда может образовывать новое тело с одного своего луча.

Самый маленький срок беременности в серого хомячка – 11-13 дней, а самый большой у слона – 1,5 года, у китов- 2 года

Сообщение темы урока.

Тема урока «Формы размножения животных» (слайд 1)

Мы расширим наши знания о размножении животных и его формах, усовершенствуем умения устанавливать формы размножения животных и характеризовать их.

Вопросы к ученикам

  1. Что такое размножение? Какое значение имеет размножение?

  2. Что лежит в основе размножения живых организмов?

  3. Какие основные типы размножения свойственны всем живым организмам, обитающим на земле? В чем принципиальное отличие этих двух типов?

ІІІ. Изучение нового материала

Объяснение учителя

  1. Понятие «размножение». Отличия между половым и бесполым размножением.

Размножение является универсальным свойством всех организмов, в том числе животных. Оно обеспечивает непрерывность и наследственность жизни.

Вывод: размножение – это свойство живых организмов воспроизводить себе подобных, увеличивая при этом количество особей одного вида. (слайд 2)

В основе размножения лежит способность клеток к делению.

Известны две основные формы размножения: половое и бесполое. (слайд 3)

В чем заключаются отличия между половым и бесполым размножением?

а) при бесполом размножении в процессе участвует только одна особь, а при половом обычно две;

б) при бесполом размножении возникают особи идентичны материнскому организму, а при половом размножении оказывается комбинативная изменчивость, что приводит к многообразию потомков;

в) при половом размножении особи образуют специализированные половые клетки-гаметы, а при бесполом этого не происходит (слайд 4,5).

  1. Формы размножения. Бесполое размножение животных (слайд 6).

Наиболее простым способом бесполого размножения является деление. Деление – способ бесполого размножения, характерный для одноклеточных организмов, при котором материнская особь делится на две и более дочерние клетки(слайд 7).

У простейших многоклеточных организмов есть ещё один способ бесполого размножения -почкование (слайд 8).

Фрагментация – способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются из фрагментов , на которые распадается материнская особь. В основе фрагментации лежит способность организмов к регинирации.(слайд 9)

При любой форме бесполого размножения потомки являются точной копией материнского организма и часто называются клонами.
- Что такое клонирование?
Клонирование – это выращивание целой особи из соматической клетки. Клонирование – это образование идентичных потомков (клонов) путем бесполого размножения, процесс изготовления генетически идентичных копий отдельной клетки и организма. Клон – совокупность клеток или организмов, генетически идентичных одной родоначальной клетке.
3. Формы размножения. Половое размножение животных

Какая форма размножения более распространена в животном мире?

(Половое размножение)

Что такое половое размножение?

Половое размножение – воспроизведение себе подобных при участии половых клеток: женских – яйцеклеток, мужских – сперматозоидов (слайд 10,11,12)



Одной из разновидностей полового размножения является партеногенез.
- Что такое партеногенез?
- Для каких организмов характерен?
Каково его значение?
Партеногенез– это развитие зародыша из неоплодотворенной яйцеклетки, девственное размножение. Такой тип размножения распространен среди насекомых – тли, пчелы; ракообразных; простейших иногда встречается у некоторых рептилий. При этом появляются особи только одного пола(слайд 13,14).

 В зависимости от того, какие типы гамет формируются у организмов, различают следующие типы полового процесса.

  1. Изогамия (греч. изос – равный, одинаковый) – тип полового процесса при котором сливающиеся гаметы не различаются внешне, но имеют различные биохимические и физиологические свойства (у одноклеточных водорослей, низших грибов, и некоторых простейших, но отсутствуют у многоклеточных).

  2. Гетерогамия – (греч – иной, другой) – мужские и женские гаметы различны по форме и размеру.

  3. Оогамия – (греч. оон – яйцо) Мужские и женские гаметы резко отличаются по размерам, форме, поведению. Женская гамета крупная, неподвижная (без жгутиков) – яйцеклетка (яйцо). Мужская – сперматозоид – значительно мельче, подвижная (с одним или несколькими жгутиками). Свойственна всем многоклеточным животным, всем высшим растениям и многим низшим (слайд 15,16)




- Как называются организмы у которых женская особь образует яйцеклетки, а мужская – сперматозоиды? (раздельнополые).
- Есть ли среди цветковых растений раздельнополые организмы? Приведите примеры.
- Как называются организмы, у которых одна особь может производить и женские и мужские гаметы? (гермафродиты) - Приведите примеры.
- Почему в природе возникло это явление? Какое это имеет значение? (приспособление к сидячему, малоподвижному или паразитическому образу жизни)

Гермафродитизм – явление, при котором одна и та же особь способна производить и мужские и женские клетки. Гермафродитизм считается самой примитивной формой полового размножения и свойственен многим примитивным организмам. Он представляет собой приспособление к сидячему, малоподвижному образу жизни. Одно из преимуществ гермафродитизма состоит в том, что он делает возможным самооплодотворение, что весьма существенно для некоторых внутренних паразитов, таких как солитер, ведущих одиночное существование. Однако у большинства гермафродитных видов в оплодотворении участвуют гаметы, происходящие от разных особей, у которых имеются многочисленные приспособления, препятствующие самооплодотворению. Примерами гермафродитных организмов являются: бычий цепень, дождевой червь, многие брюхоногие моллюски, некоторые рыбы и ящерицы(слайд 17)



ІV. Обобщение и систематизация знаний

1.Для того чтобы подытожить наши знания предлагаю заполнить таблицу «Сравнительная характеристика полового и бесполого размножения».

Признак

Бесполое размножение

Половое размножение














Класс делится на две группы, одна группа заполняет в таблице информацию по бесполому размножению, другая- по половому размножению. Потом обмениваются данными.



2. Решите биологическую задачу (смотреть по времени)

Экологическая задача:

«Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости. Другие из-за болезней, третьих съедают хищники… Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о…» Учащимся предлагается продолжить рассказ.

Учащиеся формулируют общий ВЫВОД: «Процессы размножения и оплодотворения необходимы для продолжения жизни на Земле»



V. Домашнее задание


  • Изучить параграф 13, ответить на вопросы.

  • Творческое задание: составить кроссворд на тему: «Органы размножения, способы размножения и развития животных».

VI. Итоги урока.

Фронтальная беседа

Что нового узнали на уроке?

Что показалось интересным?

Какие трудности возникли в ходе урока?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!