СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по чтению 5 класс. ОВЗ. Тема урока: Считалки. Заклички. Потешки.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

К устному народному творчеству относятся: сказки, загадки, пословицы, поговорки. Их создавал, сочинял народ. Они никем не записывались, и не читались. Они только рассказывались и передавались устно из уст в уста. Всё это мы слышим с самого рождения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по чтению 5 класс. ОВЗ. Тема урока: Считалки. Заклички. Потешки.»

Тема урока: Считалки. Заклички. Потешки.

Цель: познакомить учащихся с разными жанрами устного народного творчества.

Задачи: -вырабатывать навык правильного, сознательного, выразительного чтения;

-развивать произвольное внимание, долговременную память, наглядное мышление, связную речь;

-воспитывать любовь к устному народному творчеству, уважение к культуре своего народа.

Оборудование: учебник, тетрадь, доска.

Ход урока.

I. Организация урока.

II. Актуализация знаний.

1. Сообщение темы и целей урока.

К устному народному творчеству относятся: сказки, загадки, пословицы, поговорки. Их создавал, сочинял народ. Они никем не записывались, и не читались. Они только рассказывались и передавались устно из уст в уста. Всё это мы слышим с самого рождения.

Сегодня мы с вами познакомимся с такими жанрами устного народного творчества, как считалки, заклички-приговорки, потешки. Раньше простой народ собирался на ярмарке, где оживленно шла торговля различным товаром. А развлекал всех на ярмарке Петрушка. Вот кто действительно знал великое множество считалок, приговорок и потешек.

III.Изучение нового материала.

Сейчас мы познакомимся со считалкой. Считалка - это рифмованный стишок, состоящий из придуманных слов и со строгим соблюдением ритма.

Ехала белка на тележке,
Продавала всем орешки,
Кому два, кому три,
Выходи из круга ты.

***
Черепаха хвост поджала,
И за зайцем побежала.
Оказалась впереди,
Кто не верит - выходи.

1. Работа с учебником.

Чтение учителем - стр. 3 «Считалки»

2.Работа над содержанием прочитанного:

- В каких играх дети используют считалки?

- Играя в различные детские подвижные игры, вы становитесь ловкими, шустрыми, быстрыми, выносливыми и сильными. Надеюсь, что вы играете в подвижные игры в ГПД и с друзьями во дворе дома.

- Какие слова в считалке помогают распределить роли в игре?

- Как связаны слова и жесты в считалке?

- Грустными или веселыми являются считалки по своему содержанию?

3. Чтение учащимися.

Динамическая пауза

Заклички – это короткие песенки, в которых сохранились отголоски древних заклинаний. Ребенок, в игре одушевляя все вокруг, обращается с просьбами к дождику, солнцу, божьей коровке и даже самолету.

Божья коровка, 
Улети на небо,
Принеси нам хлеба, 
Чёрного и белого, 
Только не горелого!

***************

Свет-светлячок,
Посвети в кулачок.
Посвети немножко,
Дам тебе горошка,
Кувшин творога
И кусок пирога.

4. Чтение учителем - стр. 3 «Заклички-приговорки».

5. Работа над содержанием прочитанного:

- Почему эти стишки называют закличками?

- К кому обращаются в закличках

- Найдите в текстах закличек слова-обращения.

- Докажите, что наши предки любили природу, относились к ней как к живому существу, верили в её силу.

- Как надо читать заклички (чётко, ритмично, отчеканивая каждое слово, или напевно, сопровождая слова заклички плавными танцевальными движениями)?

6. Чтение учащимися стр 3


Динамическая пауза

Потешки - песенки, сопровождающие игры маленького ребенка ручками и ножками (например, «Ладушки», «Сорока»)

Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы.

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь?

************

Птичка прилетела,
Песенки запела.
Олечка проснулась,
Маме улыбнулась.
Заиграла, балалайка —
Глазки, детка, открывай-ка.
Зажужжала мошка —
Просыпайся, крошка!

7. Чтение учителем - стр. 4 «Потешки».

8. Работа над содержанием прочитанного:

- Что обозначает слово потешки?

Подберите к нему родственные слова.

- Докажите, что в потешке весело, с юмором осуждаются плохие черты характера: лень, изворотливость; показывается находчивость, остроумие человека.

9. Чтение учащимися.

IV. Итог урока

V. Д/з:

1 гр.- стр. 3-5, отвечать на вопросы - стр.8-9

2 гр. - стр. 3-5, выразительно читать

3 гр. - стр. 3-4, читать

Оценивание учащихся.