Тема: «Русская народная сказка. Сивка-Бурка.»
Цели:
Образовательные:
познакомить детей с русской народной сказкой «Сивка — Бурка»;
учить давать оценку поступкам героев;
вспомнить структурные элементы сказки (зачин);
учить делить текст на части
Развивающие:
продолжить обогащение словарного запаса (вещий каурка);
развитие внимания, памяти. Творческих способностей
Воспитательные:
воспитать любовь к родному языку.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно,
Слушайте внимательно.
2. Разминка
- Прочитайте буквы, записанные на доске:
А С К З А К
Д Р О Н А
- Какие слова мы можем составить из этих букв? (сказка, народ) — на доске карточки с этими словами.
- А как эти слова могут быть связаны между собой? (народная сказка)
3.Сообщение цели урока.
– Сегодня мы будем знакомиться с еще одной русской народной сказкой. Она завершает наше долгое путешествие в край русских народных сказок
4.Изучение нового материала.
А) Актуализация знаний, целевая установка
– Отгадайте название сказки:
Конь ретивый, долгогривый,
Скачет полем, скачет нивой.
Был он другом у Ивана
И помог ему сполна он. (Сивка-бурка.)
- Давайте вспомни, в каких сказках мы с вами встречались с Иваном?
- Кто сочиняет сказки? (сказки сочиняет народ)
Поговорим о том, какова основная мысль и идея сказки «Сивка-бурка»; проследим отношения между героями; попытаемся оценить их поступки и на основании этого определить, кто из них является положительным, а кто отрицательным героем. А в конце урока попытаемся ответить на вопрос «Чему учит нас эта сказка?». Вступительное слово учителя: |
– Сказка «Сивка-бурка» одна из самых популярных и любимых сказок русского народа. В ней отобразилась мечта русского народа о счастье, которое должно прийти к смелым и добрым людям, скрывающим, подобно Иванушке, свои душевные качества за внешне неприглядным видом дурачка. Б) Чтение сказки учителем. В) Проверка первичного восприятия. -Понравилась вам сказка? -Какие чувства вы испытали, слушая ее? (страх, радость, удивление, грусть, обиду, смех) — выбрать из перечня карточек нужные. - В какие моменты вы испытали эти чувства? Беседа по содержанию прочитанного. -Кто из героев сказки вам понравился больше всего? -Каков Иванушка? -А каковы его братья? -За что был вознагражден Иван в сказке? Г) Физкультминутка Раз — подняться, потянуться Два — согнуться, разогнуться Три — в ладоши три хлопка Головою три кивка На четыре — руки шире Пять — руками помахать Шесть - на место тихо сесть |
Д) Словарная работа
– Слушая сказку, понимали ли вы смысл всех слов?
Сивка-бурка, вещий каурка – вещий, то есть предсказывающий будущее; сивка-бурка и каурка – это масти лошади (ее цвет): сивый, то есть серый, бурый (коричневый), каурый (светло-каштановый, рыжеватый).
Кликать – звать.
Худая одежонка – старая (дырявая, то есть прохудившаяся) одежда.
Добрая пшеница – хороший урожай.
Иззяб – замерз.
Гаркни – громко крикни.
Побрезгать – испытать отвращение.
Потчует – угощает.
Е) Работа над первой частью сказки
Сейчас вы будете сами читать сказку. А также мы поработаем над ее содержанием, чтобы сказка была более понятна.
— Попробуйте определить первую часть сказки.
(Детям дают несколько минут для чтения и нахождения этой части.)
- Прочитайте ее.
(Дети читают до слов «Скоро после того разослал царь гонцов...».)
— Что мы узнаем из зачина сказки? (Мы узнаем, что у старика было 3 сына. Младшего все звали Иванушкой-дурачком.)
— Какая беда постигла старика? (Он посеял пшеницу. А ее кто-то стал мять да топтать.)
- Что решил старик предпринять, чтобы поймать вора? (Он велел своим сыновьям по очереди стеречь пшеницу.)
- Не напоминает ли вам этот эпизод какую-нибудь из про-читанных сказок? (Похоже на сказку «Иван царевич и Серый Волк». Только в ней вор был в саду, а не в поле. Там братья тоже по очереди стерегли сад.)
- Как каждый из братьев стерег поле? (Примерный ответ. Старший сын пошел стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра. А дома он сказал, что всю ночь не спал, а вора не видел. Средний сын тоже всю ночь проспал на сеновале. А вот Иванушка всю ночь не спал, сидел на камне, вора дожидался.)
- Кто же оказался вором? Расскажите о нем. (Вором оказался конь — одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.)
- Расскажите, как Иванушка поймал вора. (Подкрался он к коню и разом накинул ему на шею веревку. Вскочил на него ловко и ухватился крепко за гриву. Конь хотел его сбросить, но Иванушка не отпускал.)
- Почему конь стал служить Ивану? (Он сам предложил это ш то, чтобы Иван отпустил его.)
- Сразу ли Иванушка отпустил коня? (Нет. Он сначала спросил, как его потом найдет. И только узнав слова вызова, отпустил, взяв с него обещание пшеницы никогда больше не есть и не топтать.)
— Какой вывод из этого эпизода мы можем сделать? (Иван был не дурак, как его все звали. Он делал все правильно.)
— Что же было дома, когда Иван вернулся поутру? (Он рассказал правду, но ему никто не поверил, а все только посмеялись.)
— Перестал ли конь вытаптывать пшеницу? (Да, он перестал топтать пшеницу. Ведь он дал слово.)
- Да, это очень важно: когда кто-то дает слово, его надо держать. С такими людьми надежно, им верят.
— Вспомним пословицы.
• Будь своему слову хозяин.
• Не бросай слов на ветер.
• Не слово хозяин хозяину, а хозяин слову хозяин.
5. Подведение итогов урока
— С какой сказкой вы познакомились?
— К какому виду она относится?
— Назовите героев сказки «Сивка-Бурка».
6.Домашнее задание
Разделить текст сказки на части, подготовить чтение без ошибок. Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.