Предмет: Литературное чтение
Тема: Согласная буква Т
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цели урока: 1. Учить выделять звуки из слов, давать им характеристику, узнавать изученные
буквы; формировать навык чтения сочетаний букв, слов;
2 . Развивать устную речь, память, внимание, мышление, фонематический слух;
3. Воспитывать интерес к чтению.
Формируемые УУД: умение опр-ть интонацию предложения; дополнять предложение новой информацией; ориентироваться в информационных потоках, выделять существенное; умение работать в коллективе.
Оборудование: учебник, алфавит, лента букв, наглядные картинки
Ход урока
I. Орг. м.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
- Урок чтения сегодня будет необычным. Мы отправимся в увлекательное путешествие. А поможет нам путешествовать весёлый паровозик, который быстро доставит нас от одной станции к другой. Но прежде чем отправимся в путешествие, нужно приобрести билеты.
II. Опрос учащихся (повторение) (отвечающие получают билеты)
А, О, У, Ы, И, Н, К, С
- Прочитайте буквы.
- Что мы произносим? (звуки)
- Как получаются звуки? (воздух проходит через горло, нос, рот, участвуют зубы, губы, язык)
- Почему получаются разные звуки? От чего это зависит? (Разные звуки получаются в зависимости от артикуляции, от того, в каком положении находятся губы, язык. зубы; как широко открыт рот ).
- На какие две большие группы делятся все звуки и буквы? (гласные и согласные)
- Назовите только гласные буквы.
- Почему они так называются? (они голосовые, голос льётся свободно, легко, плавно, их можно петь)
- Назовите только согласные буквы.
- Почему они так называются? (они наталкиваются но какую-то преграду: зубы, губы, язык).
- Какими получаются эти звуки? (короткими, петь их трудно).
- Ну вот билеты есть у всех пассажиров. Можно отправляться в путь.
Чух-чух-чух,
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит:
- Тороплюсь, - гудит, -
Тороплюсь, тороплюсь, тороплюсь…
III. Постановка темы и целей урока.
- Первая станция «Установочная».
- Как тикают часы? (тик-так)
- Какие звуки слышим в начале этих слов? ([т]. [т’].)
IV. Изложение нового материала.
- А мы едим дальше.
Чух-чух-чух,
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит:
- Тороплюсь, - гудит, -
Тороплюсь, тороплюсь, тороплюсь…
- Следующая станция «Звуковая»
1) Слого-звуковой анализ слов кот и пять (рисунки кота, пяти тюльпанов)
А) КОТ
- Произнесём хором слово кот.
- Сколько слогов (1)
- Сколько звуков? (3)
- Что слышим в начале слова ? (слияние ко-)
- Что слышим в конце слова? ([т])
- Какой он? (согласный, твёрдый)
- Зарисуем схему слова в нашу тетрадь по чтению.
Б) ПЯТЬ
- Произнесём хором слово пять.
- Сколько слогов (1)
- Сколько звуков? (3)
- Что слышим в начале слова ? (слияние пя-)
- Что слышим в конце слова? ( [т’])
- Какой он? (согласный, мягкий)
- Зарисуем схему слова в нашу тетрадь по чтению.
ВЫВОД: [т]. [т’]- согласный, глухой(произносится без голоса), может быть твёрдыи и глухим.
2) Распознавание на слух.
- Я буду произносить слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите новый звук.
Утка, мост, буква, кошка, паутина, дом, стекло, куст, мыло, суббота.
3) Знакомство с буквами.
- А нам пора спешить дальше.
Чух-чух-чух,
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит:
- Тороплюсь, - гудит, -
Тороплюсь, тороплюсь, тороплюсь…
- Следующая станция «Буквенная»
А). – Звуки [т]. [т’] обозначаются одинаково, то есть одной буквой, которая называется «тэ». Она служит для обозначения как мягкого, так и твёрдого звука.
- Посмотрите, какие есть буквы? (большая и маленькая)
- Для чего нам нужна большая буква Т?
Б). – На что похожа буква Т?
Т в антенну превратилась
И на доме очутилась.
Молоток стучит: «Тук-тук!»
Букве Т я старый друг.
Буква Т тебя укроет
От дождя, от снега, зноя.
В). – Откройте свои учебники на странице 57.
- подчеркните в тексте букву Т простым карандашом.
V. Закрепление.
Чух-чух-чух,
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит:
- Тороплюсь, - гудит, -
Тороплюсь, тороплюсь, тороплюсь…
- Следующая станция «Слоговая»
А) . Чтение слогов в учебнике (стр. 57)
Б). Чтение с доски:
ТА АТ ТАК НТА
ТО ОТ ТОН КТО
ТУ УТ ТУК СТУ
ТЫ ЫТ ТЫН СТЫ
ТИ ИТ ТИС НТИ
ТИ Н А ТО Т ТА Н К
НИ ТИ К ТО К НУ Т
VI. Итог.
- И последняя станция «Итоговая»
Чух-чух-чух,
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит:
- Тороплюсь, - гудит, -
Тороплюсь, тороплюсь, тороплюсь…
- Итак, с какой буквой мы с вами познакомились на уроке?
- Что о ней узнали?
- Найдём её место на ленте букв.
- Найдём её место в алфавите.
- Урок окончен. Мы доехали до последней станции. Понравилось ли вам наше путешествие?
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по чтению»
Русский язык
Тема: Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах.
Цель: развивать умение правильно писать безударные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах; воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Оборудование : учебники , рабочие тетради , эл. приложение к учебнику.
Тип урока : закрепление.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр. 215 , стр. 116.
III. Актуализация знаний
— Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы в словах.
Ср. .ди кустов з..лёных,
У речк.. серебристой
Гуляет ол..нёнок —
Телёночек п..тнистый.
Он ходит по опушк..
В л. .сной св. .ей ст. .ронк..,
И у него в..снушки –
Совсем как у д..вчонк...
П. Комаров (Взаимопроверка.)
- Разберите слово пятнистый по составу.
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте словосочетания, объясните написание падежных окончаний имён существительных.
Дошёл до беседки, подошёл к беседке, подарил сестрёнке, подарок от сестрёнки, вернуться с площади, гулять по площади, вытащить из проруби, подъехать к проруби.
— Как можно проверить написание безударного падежного окончания?
— Что мы будем закреплять сегодня на уроке? (Умение правильно писать безударные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах.)
— Чему мы будем учиться, закрепляя знания о правописании падежных окончаний имён существительных?
V. Работа по теме урока Работа по учебнику
Упр. 216 (с. 116).
— Прочитайте.
— Что такое адрес?
— Объясните значение этого слова с помощью толкового словаря.
— Запишите слово адрес в словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
— Как могут называть человека, которому посылают письмо? (Ответы детей.)
— Найдите в толковом словаре слово адресат. Что оно означает? (Тот, кому адресованы письмо, телеграмма, посылка и т. д.)
— В каком падеже записывают имя и фамилию адресата? (В дательном.)
— Прочитайте на конверте, как называют человека, который отправляет письмо. (Отправитель.)
— В каком падеже записывают его имя и фамилию? (В родительном.)
— От чего будет зависеть выбор окончания при записи фамилии и имени адресата и отправителя? (От склонения имён существительных.)
— Напишите адреса, фамилии и имена адресата и отправителя на конверте.
(Выборочная проверка.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
Упр. 217 (с. 116).
(Коллективное выполнение. Сильные ученики под руководством учителя определяют порядок записи словосочетаний по заданию упражнения. Остальные учащиеся обосновывают правописание падежных окончаний в этих словосочетаниях, ставят вопросы от главного слова к зависимому.)
Рад ( чему ?) встрече ( 1 скл., Д.п.) , спросиу (у кого? ) у Серёжки ( 1 скл. Р.п.), подошёл ( к чему? ) к чаще ( 1 скл. , Д.п.), сказать ( кому? ) учительнице ( 1 скл. , Д.п.), спуститься ( с чего? ) с башни ( 1 скл., Р.п.) , приехать ( к чему? ) к ночи ( 3 скл., Д.п.), Вырезать ( из чего? ) из кости ( 3 скл., Р.п.), остановился ( возле чего? ) возле деревни ( 1 скл., Р.п.) , отвечать ( по чему? ) по математике ( 1 скл Д.п.) , суп ( из чего? ) из фасоли ( 3 скл , Р.п.) , служить ( чему? ) Отчизне , подарок ( для кого? )для бабушки (1 скл. Р.п.) , играли ( возле чего? ) возле карусели ( 3 скл., Р.п.) , спросил ( у кого? ) у Наташи ( 1 скл., Р.п.).
IX. Подведение итогов урока
— Что нужно помнить о правописании окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах?
— Кто такой адресат, отправитель?
— Чему вы научились сегодня на уроке?
Домашнее задание
Упр. 218 (с. 117).