Цель: создание условий для ознакомления учащихся с твердым знаком.
-учить детей работать по тексту, отвечать на вопросы по тексту.
Оборудование: для учащихся: азбука, раздаточный материал: твердый знак, цветные карандаши, светофор.
Этап урока | | Деятельность учащихся | Формы, методы, средства | ФомируемыеУУД |
1.Орг.момент | - Доброе утро, ребята! - Присаживайтесь. -Покажите мне азбуку и пенал. короговоркут оенияап актуализации | - Здравствуйте! Присаживаются на свои места. Показывают готовность | Фронтальная | РУУД: самостоя-тельно организовы-вать свое рабо-чее место. |
2. Этап актуализации | Сейчас я вам прочту сказку, слушайте внимательно. Сказка «Глупый спор» Жили – были в славном государстве Русский язык тридцать три сестрицы – тридцать три буквы. Жили – не тужили, пока однажды не разгорелся между ними спор: кто важнее? -Я важнее всех, - сказала буква Я. - Нет, я важнее, - кричали наперебой другие буквы. Спорили они, спорили и решили, что все буквы важны, только Мягкий и Твёрдый знаки не приносят пользы. - Вы бесполезны, вы не обозначаете никаких звуков, вы нам не нужны, - накинулись буквы на них. -Горько было слышать им такие слова. - Мы нужны так же, как и любая из вас. Вы же наши сёстры, мы - одна семья! Нам нельзя друг без друга, - пытались оправдаться Ь и Ъ знаки. - Нет, вы пустое место! – кричали остальные буквы. Обиделись Мягкий и Твёрдый знаки, не стали спорить и пошли куда глаза глядят. Вот день проходит, другой, третий, и стало в государстве твориться что – то неладное. Не понимают больше жители друг друга, теряют смысл слова: «семья» превратилась в «семя», «ель» - в «ел», «шесть» - в «шест», «съел» в «сел». И начался в государстве хаос. Загрустили буквы – сестрички. Стало стыдно им за свои жестокие и глупые слова. Посоветовались они и попросили вернуть ь и ъ знаки. Вернулись знаки домой, простили своих обидчиков, и воцарилась в Русском языке гармония! А буквы надолго запомнили этот урок: нет никого и ничего бесполезного, всё необходимо в своё время, на своём месте. - Ребята, о каких знаках была сказка? Какой из этих знаков вы уже знаете? - Как вы думаете, какая же тема нашего урока? | Слушают сказку О твердом и мягком знаке Мягкий знак Твердый знак | Фронтальная, индивидуальная. средства: азбука | Познаватель-ные: отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы. |
3. Открытие нового знания | Читаю стих - Ребята, а где стоит ъ знак в алфавите, давайте посмотрим. - Между какими буквами стоит ъ знак? - Совершенно верно, а теперь давайте посмотрим, где он находится на ленте букв. Почему ь и ъ знаки стоят отдельно от других в белых квадратиках? Совершенно верно, их называют молчаливые знаки, они не обозначают звука. - Обратите внимание на слова сел и съел. - Это слова разные по значению? - Обратите свое внимание на слово «съел», какая буква вклинилась между буквами с и е? - Эта буква в русском языке называется разделительный твердый знак. - Давайте прочитаем данные слова ( на слайде) хором, 3-4 . - Так, хорошо, сейчас составьте устно предложение со словом сел и съел, когда будите готовы поднимите руку. (спрашиваю) - Обратите внимание, какой первый звук в слове сел? - Верно, а в слове съел? - Хорошо, в первом случае мы читаем слияние звуков се, а во втором буква ъ не дает нам сливаться с этим звуком, она как бы разделяет их, потому мы и читаем твердо съел . Давайте, мы с вами прочитаем столбики слов ( на слайде) читаем хором, повторяем за мной, 3-4. - Теперь, будем читать по очереди каждый ряд, 1-ый ряд читает 1-ый столбик, второй ряд – 2 столбик, третий ряд – 3 столбик. (Руковожу указкой) Давайте отдохнем, встаем Ветер дует нам в лицо, (Дети машут руками на себя.) Закачалось деревцо. (Дети делают наклоны.) Ветер тише, тише, тише, (Дети приседают.) Деревцо всё выше, выше. (Дети встают на носочки, тянутся вверх.) | Слушают Смотрят Щ и Ы Смотрят У них нет звуков Да Ъ знак Читают Составляют, отвечают Мягкий сь Твердый с Читают Читает по очереди каждый ряд | Фронтальная средства: азбука | РУУД: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно . Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. |
4.Первичное закрепление | - Обратите внимание на последние предложение, там стоит восклицательный знак, значит, предложение мы читаем с восклицанием, с радостью. -Читаем по цепочке по одному предложению, все палец в книжку поставили, следим, могу прервать и попросить любого из вас продолжить. *Спрашиваю 4-х учеников -Ребята, как звали братьев? Ответ принимаю только по поднятой руке. - Что стали делать братья на улице? - Хорошо, молодцы. - Сейчас девочки по тексту находят слова с ь знаком и подчеркивают их в учебнике, а мальчики с ъ знаком. *Прошу девочку и мальчика выйти к доске и записать, сколько они нашли слов с ь и ъ знаком. - У кого по-другому получилось, поднимите руку? - Молодцы, переворачиваем страницу, посмотрите на пословицу, сейчас читаем шепотом ее, не мешая друг другу. | Читают Коля и Вова Кататься на горке Пишут на доске с ъ – 2, с ь – 4. Не поднимают, у всех так Читают | Фронтальная, | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
5. Включение нового знания в систему . Повторение. | Давайте посмотрим с вами мультик, смотрим внимательно, после я буду задавать вопросы. *Видеоролик про Мыша - Как вы думаете это сказка или рассказ? - А что тут сказочного? -Верно, сейчас прошу выйти к доске ( вызываю 4 человека). Читаем текст по частям, ты начинаешь, я скажу, когда стоп. Остальные ставим палец в учебник и слушаем и следим. После каждой части вопросы. По 1-ой части: 1.Куда поехал Мыша и зачем? 2.Кого увидел Мыша на дороге? По 2-ой части: 1.Купил ли Мыша сыру? 2.Что Мыша увидел когда въехал на горку? И так по каждой части. -Хорошо ребята, садитесь, сейчас найдите слова с ъ и ь знаками и подчеркните их в тексте. - Вызываю ученика к доске, чтобы он прохлопал сколько слов нашел с мягким знаком, остальные считают хором и проверяют. Затем второго ученика с твердым знаком. | Смотрят Сказка Мыша на велосипеде ездит, ходит в магазин Читают у доски В магазин за сыром Мыша увидел кота Купил Что кот проснулся Подчеркивают, считают | Фронтальная Средства: видеоролик | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
6. Итог. Рефлексия | -Ребята, с какой необычной буквой мы сегодня познакомились на уроке? -Что в ней особенного? - Твердый знак обозначает звук? - Что вам показалось самым трудным на уроке? - А что вам было легко? - Посмотрите на парты, у вас есть твердый знак, вам нужно будет его раскрасить. - Ребята, если у вас не возникло трудностей, то раскрасьте синим цветом знак или зеленым. - Если были трудности, и что-то было не понятно, то красным цветом | -Мы познакомились с твердым знаком. - С помощью ее мы читаем твердо, если ее не будет между буквами в словах, то могут быть другие слова. - Нет, его называют молчаливым знаком. Называют Раскрашивают | Фронтальная средства: пословица | РУУД: Формир-е способности оценивать результаты собственной учебной деятельности. |
| | | Индивидуальная средства: раскраска | РУУД: Формир-е способности оценивать результаты собственной учебной деятельности. |