СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по чтению в 4 классе: К.Г.Паустовский «Кот Ворюга"

Нажмите, чтобы узнать подробности

м

Цель урока:Ознакомление с творчеством К.Г.Паустовского,с новым произведением «Кот Ворюга».

Задачи урока: 1.Расширять представление о писателе К.Паустовском,учить характеризовать         персонажей,понимать тон рассказа.

                        2. Развивать творческие способности детей,речь,расширять словарный запас.

                        3.Воспитывать любовь   и бережное отношение к  природе,доброту,прививать интерес к литературе.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по чтению в 4 классе: К.Г.Паустовский «Кот Ворюга"»

Тема урока: К.Г.Паустовский «Кот Ворюга

Цель урока:Ознакомление с творчеством К.Г.Паустовского,с новым произведением «Кот Ворюга».

Задачи урока: 1.Расширять представление о писателе К.Паустовском,учить характеризовать персонажей,понимать тон рассказа.

2. Развивать творческие способности детей,речь,расширять словарный запас.

3.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе,доброту,прививать интерес к литературе.



Ход урока:

  1. Орг.момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинаем наш урок.


-Садитесь.Что бы урок наш был теплым,празднечным,солнечным:улыбнитесь мне ,друг другу,подарите свои улыбки нашим гостям.Я уверена,что сегодня вы постараетесь быть активными и организованными учениками.

2.Актуализация знаний,мотивация,постановка цели.

- Возьмите в руки карточки, внимательно прочитайте слова в каждом столбике.Что их объединяет.

Желтухин П К. Паустовский

Про обезьянку Н.Гарин-Михайловский

Тема и Жучка А.Толстой

Кот Ворюга Б.Житков

-Установите соответствие между словами первого и второго столбика.Исключите уже изученные произведения и сформулируйте тему урока.(Ответы детей).

-Произведения этого автора вы читали в начальной школе. (презентация )


-Родился Паустовский в Москве,в семье железнодорожного служащего.Семь была большая и арзнообразная.В семье много пели,играли на рояле,любили театр.Детство будущего писателя прошло на Украине-сначала в деревне,потом в Киеве,где он учился в гимназии.С 6-го класса гимназии он уже репет иторствовал. После окончания гимназии учился в университете,сначала в Киевском,потом в Московском. Не закончив учёбу,пошел работать.Сменил много профессий:от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста.Желание всёзнать.видеть,путешествовать,быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии.которая была связана с кипучей жизнью.мечта реализовалась в писательстве.

К писательству привела Паустовского еще его одна черта-любовь к чтению.Как детский писатель Паустовский начал выступать с 1930 года.Печатался во многих периодических изданиях для детей.Хотя он не считал творчество для детей своим призванием,однако написал для них много рассказов и сказок.

Паустовский много работал,бывал в разных странах.В предвоенные годы окрыл для себя мещерские места и городок Тарусу,где провел много лет,создав там свои наиболее известные произведения.Именно благодаря пребыванию Паустовского в Мещере был написан сборник рассказов «Летние дни».

Вернемся к нашему произведению.Как вы думаете,про что этот рассказ.Может ли кот быть вором.Почему.Хотите ли вы узнать,о каком коте идет речь в рассказе.

-Итак,зная тему урока поставьте цель урока.Закончите предложения:

Узнать…(новое)

Учиться…(выразительно,грамотно читать)

Определить… (главная мысль произведения)

Развивать…(речь,воображение)

-Прочитайте эпиграф нашего урока: «Добро всегда добром возвращается»

-Как вы понимаете эти слова. (объяснение детьми)

-К концу урока нам предстоит выяснить,какая связь между произведением и эпиграфом.

3.Работа с текстом.

-Чтобы добиться поставленных целей,нужно быть не только внимательным читателем,надо уметь грамотно,вдумчиво читать.Вика нам напомнит правила,которые вы должны соблюдать при чтении.

Речевая разминка.

Черной ночью,черный кот

Прыгнул в черный дымоход.

В дымоходе чернота

Отыщи-ка в нем кота.

Перед чтением произведения детям озвучиваются вопросы ,на которые они должны ответить в процессе чтения.

1.О чем этот рассказ.(О взаимоотношениях людей и кота)

2.Назовите главных героев.

-В тексте вам встретятся слова,значение которых вам несовсем понятно.

Чтение текста:

-учитель+ученик

-ученик +ученик

-«про себя»

-«жужжащее чтение»

Вопросы после прочтения:

1.Понравился ли вам этот рассказ.

2. 1.О чем этот рассказ.(О взаимоотношениях людей и кота)

3.Назовите главных героев.

4.Какое настроение вызывает рассказ.

Словарная работа.

Отчаяние-состояние крайней безнадежности,ощущение безвыходности.

Кукан-бечевка,на которуюнадевают под жабру в рот пойманную рыбу,пуская её на привязи в воду.

Плотица-небольшая пресноводная рыба.

Лаз-узкое отверстие,через которое можно пролезть.

Шиворот-за ворот,за воротник.

Подпалины-рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.

Бухало-производить сильный и глухой звук.

Припадок-внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой-нибудь болезни (потеря сознания,судороги).

-На сколько частей по событиям можно разделить текст.

-Перечитайте текст сом-но,отметьте границу первой части.

(самостоятельное чтение)

Вопросы 1 части:

1. .От чьего имени ведется рассказ.

2.Что значит «пришли в отчаяние».

3.Как относится к коту рассказчик.

4.Здесь слово «ворюга»кличка или характеристика.

5.Почему кот получил такую кличку.

6.Почему вы улыбались,читая рассказ.(добрый юморК.Паустовского)

7.Появляются новые герои «мы».Кто они.

8. «Примчались,запыхавшись»подберите близкое по смыслу.(прибежали)

9. «пронесся,приседая»-о ком это.Расскажите.

10.Прорва.Что это.почему она могла получить такое название.

11. «Вздуть за бандитские проделки»-объясните.

12. «Дикими глазами грозно выл»- о ком это.

13.на какой отчаянный поступок решился кот.


Физминутка.

Чтение 2 части.

Вопросы:

1.Что такое лаз.как вел себя кот в ловушке.

2.Почему он выл и ругался.

3.Кто такой Ленька.Почему позвали именно его.

4.Как удалось поймать кота.

5.Что такое «мерт вая хватка».

6.Как выглядел кот.

7.Кто такой Рувим.

8.Что произошло с котом после ужина.

3 часть

Вопросы:

1.Какое важное событие произошло.Что значит прижился.

2.Что значит «дрожа от негодования», «с победным криком».

3.Что случилось с курами.Что значит «с отчаянным воплем».

4.Найдите описание петуха.

5.Как вел себя кот Как чувствовал себя кот.

Работа в парах. Творческая работа.

-Назовите героев рассказа(Автор, кот, Рувим, Ленька, Петух и куры)

Каждая пара дает краткую хар-ку герою.

Осмысление авторской идеи.

-Какой же вывод можно сделать из всего сказанного.

-Какова основная мысль этого произведения.(спешите делать добро)

-Прочитайте еще раз эпиграф нашего урока как связаны произведение и эпиграф.

Вывод:

-Написав это произведение, Паустовский хотел, чтобы мы. его читатели,поняли одну очень важную вещь:Доброта и милосердие-вещи.Первый раз в жизни почувствовавк себе доброту,внимание и заботу,сердце кота отозвалось.Произошло чудесное превращение в преданного,благородного кота.

-Как вы считаете,в роли кота мог оказаться человек.Почему. Ворли кота-ворюги может оказаться дюбой человек.У каждого человека может быть какая-то плохая черта.Исправить такого человека можно не только наказанием,плохим отношением к нему,а сочувствием,добрым отношением.


Домашнее задание:

Каким вам представляется кот в начале рассказа и в конце рассказа.Они разные.Попробуйте передать это на рисунке.


Рефлексия:

Асейчас мне хотелось бы послушать вас ,что каждый из вас взял для себя с этого урока.

Дополните предложения:

Я понял,что…..

Мне захотелось…..

Было интересно….

Было трудно….

Я почувствовал…

Я научился….

Я смог….

Оценки за урок:

-А те ребята,кто не получил сегодня хорошей оценки не отчаивайтесь:придет и к вам успех.

Когда лицо покрыто потом.

А финишу не наступил черёд,

Не унывай и продолжай работать.

И твёрдо верь, успех к тебе придёт

И не вини ни помыслом , ни словом,

Судьбу невиноватую ни в чём.

Не будет выходить , пытайся снова.

Опять не выйдет, начинай ещё.

Но если ты жалеть начнёшь,

Что много напрасно потрачено труда,

Успех уйдёт, забыв к тебе дорогу,

А может так случиться- навсегда