Урок 45
21.12.2023
Предмет: чтение
Класс: ОВЗ 4-Б.
Учитель Крук И.В.
Тема: По В.Сутееву «Елка».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: Познакомить учащихся с содержанием произведения по В.Сутееву «Елка».
Задачи урока:
Образовательные:
1. Упражнять учащихся в плавном чтении целыми словами.
2.Учить прослушивать текст с установкой на адекватное эмоциональное восприятие.
3. Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, находить ответ в тексте.
4. Упражнять учащихся в правильном построении предложений при ответе на вопросы.
5.Расширять представления обучающихся о зиме, её признаках.
Коррекционно-развивающие:
1. Работать над развитием фонематического слуха, внимания при прослушивании текста.
2.Укреплять мышцы артикуляционного аппарата посредством проведения артикуляционной гимнастики.
3. Коррекция и развитие связной устной речи на основе беседы по прочитанному стихотворению.
4. Расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся.
5. Коррекция и развитие логического мышления при анализе содержания произведения и установлении взаимосвязи явлений живой и неживой природы.
6. Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти при работе с иллюстрациями и произведением.
7. Развитие произвольного внимания, зрительного восприятия при проведении задания «Собери картинку».
8. Развитие навыков выразительного чтения.
Воспитательные:
1.Воспитание бережного отношения к природе.
2.Воспитание положительных нравственных качеств учащихся.
3.Воспитание положительной мотивации к обучению.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД: принимают учебно-познавательную задачу и сохраняют ее до конца учебных действий; контролируют выполнение действий, вносят необходимые коррективы.
Познавательные УУД: выделяют и формируют познавательную цель; применяют для решения задач логические действия: анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей.
Комммуникативные УУД: формируют собственное мнение и позицию; планируют учебное сотрудничество – договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.
Оборудование: учебник, ноутбук, экран, презентация с заданиями .
Ход урока:
-
Организационный момент
-
Проверка домашнего задания чтение наизусть стихотворения
-А о каком времени года мы сегодня на уроке будем говорить?
- Отгадайте загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила (зима)
- Какие слова помогли отгадать загадку? (запорошила, разукрасила, на санках прокатила).
- Чтобы вы красиво и правильно говорили, проведём речевую разминку.
Снова к нам зима пришла,
Много снега принесла.
(положить широкий язык на нижнюю губу);
Чтобы с горки прокатиться,
Нужно очень потрудиться.
(рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, средняя часть языка загнута «горкой»);
Катим, катим снежный ком,
Будем строить снежный дом.
(надуть щеки и удерживать их несколько секунд);
Мы смеялись, мы играли,
Ну а ручки замерзали –
Надо ручки пожалеть,
Надо ручки нам погреть!
(поднести ладони к лицу
И выдохнуть со звуком (х)
Ветер дует, снег валит,
Нам домой идти велит.
(растянуть губы в улыбке,
Пустить холодную воздушную струю).
-Сейчас проведем речевую разминку.
Ах ты, зимушка – зима.
Зима снежная была,
Много снега принесла.
- Прочитай это стихотворение шепотом, со спокойной интонацией и замедляя последнюю строку.
3.Актуализация знаний учащихся.
- Какой раздел изучаем сейчас на уроках чтения? («Зима наступила»)
- О чём произведения этого раздела?
- Назовите приметы зимы.
(Стало холодно, солнце светит мало, солнце светит, но не греет, идёт снег, вода замёрзла, появились сугробы, день короче, а ночи длиннее и т.д.)
- Попробуем украсить нашу зиму красивыми словами.
Падают (маленькие) снежинки. Выпал (пушистый) снег. Намело (огромные) сугробы.
Пришла (красивая) зима.
4.Физкультминутка.
5.Работа по теме урока
- Сегодня мы продолжаем читать произведения в разделе: «Зима наступила».
-У каждого человека на земле есть своё отношение к зиме. Художники, поэты, писатели пишут произведения об этом времени года. Сегодня мы познакомимся с произведением В.Сутеева «Елка».
1. Работа со сказкой В. Сутеева «Ёлка»: слушание, беседа.
Учитель читает сказку В. Сутеева «Ёлка».
− Почему сказка так называется? Кому написали письмо дети? Как работали ребята? С кем отправился в путь Снеговик? Что случилось в пути? Кто взял письмо? Кто помог Бобику? Кто вернул письмо? Как Дед Мороз выполнил просьбу ребят?
2Словесное рисование.
− Как бы ты проиллюстрировал произведение В. Сутеева «Ёлка»?
− Поэт Р. Кудашева вот как проиллюстрировала это стихотворение
Гнутся ветки мохнатые Нити светлые катятся,
Вниз к головкам детей: Словно дождь золотой…
Блещут бусы богатые Поиграть, позабавиться
Переливом огней; Собрались дети тут
Шар за шариком прячется, И тебе, ель-красавица,
А звезда за звездой, Свою песню поют.
3. Схематический план (развитие сюжета).
− Новогодний праздник связан с ёлкой – лесной красавицей. Как ёлка оказалась во дворе у ребят?
Рассказывание по плану.
4. Работа по учебнику: рассматривание иллюстраций, упражнение в чтении.
− Рассмотри иллюстрации учебника. Назовите всех персонажей сказки. Что вы о них можете сказать? Кто помогал, а кто вредил Снеговику? Как встретил Снеговика Дед Мороз? Прочитайте.
− Что было потом? Прочитайте.
6. Итог урока.
− Прочитайте пословицы о книге:
• Кто много читает, тот много знает.
• Прочёл новую книгу – встретился с другом.
• С книгой жить – век не тужить.
− Какая пословица характеризует сказку В. Сутеева «Ёлка»?
− Кому нравятся сказки В. Сутеева? Найдите и рассмотрите книгу со сказкой В. Сутеева «Ёлка»; придумайте сказочную историю о Деде Морозе и сделайте к ней рисунок (по желанию).
7. Рефлексия
- Покажи смайлик настроения, и мы узнаем, всё ли у вас сегодня получилось, понравился ли вам урок.
Собрать картинку
8.Оценивание. Домашнее задание прочитать подготовить пересказ В.Сутееву «Елка».
• Кто много читает, тот много знает.
• Прочёл новую книгу – встретился с другом.
• С книгой жить – век не тужить.