СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по экологии на тему "Гидрологические памятники природы нашего края"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием “гидрологический памятник природы”, рассмотреть конкретные примеры гидрологических памятников Челябинской области (Урочище Пороги, Верхнеуральский родник, Клюквенное болото в Кунашакском районе), их особенностями, значением и необходимостью охраны.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по экологии на тему "Гидрологические памятники природы нашего края"»

Урок экологии в 3 классе: Гидрологические памятники природы нашего края

Тема: Урочище Пороги, Верхнеуральский родник, Клюквенное болото в Кунашакском районе - гидрологические памятники природы.

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием “гидрологический памятник природы”, рассмотреть конкретные примеры гидрологических памятников Челябинской области (Урочище Пороги, Верхнеуральский родник, Клюквенное болото в Кунашакском районе), их особенностями, значением и необходимостью охраны.

Задачи:

  • Образовательные:

    • Познакомить с понятием “гидрологический памятник природы”.

    • Ознакомить с гидрологическими памятниками Челябинской области: Урочище Пороги, Верхнеуральский родник, Клюквенное болото в Кунашакском районе.

    • Раскрыть особенности каждого гидрологического памятника (местоположение, уникальные характеристики, растительный и животный мир).

    • Объяснить значение гидрологических памятников для природы и человека.

    • Подчеркнуть необходимость охраны гидрологических памятников.

  • Развивающие:

    • Развивать наблюдательность, умение сравнивать и анализировать.

    • Развивать познавательный интерес к природе родного края.

    • Развивать речь, умение выражать свои мысли, описывать увиденное.

    • Развивать умение работать с картой (простейшие навыки).

  • Воспитательные:

    • Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам и природе родного края.

    • Формировать экологическую культуру и чувство ответственности за сохранение природных богатств.

    • Воспитывать любовь к Родине.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование:

  • Карта Челябинской области.

  • Фотографии и/или видеоматериалы с изображением Урочища Пороги, Верхнеуральского родника, Клюквенного болота.

  • Презентация (желательно).

  • Раздаточный материал: карточки с описанием гидрологических памятников (для работы в группах или закрепления).

  • Листы бумаги, карандаши, краски (для творческой работы).

Ход урока:

I. Организационный момент (2 мин)

  • Приветствие учащихся.

  • Проверка готовности к уроку.

  • Создание позитивного настроя (например, загадка о воде).

II. Актуализация знаний (5 мин)

  • Беседа:

    • “Ребята, что такое вода? Где мы ее берем?” (Выслушать ответы детей)

    • “Какое значение имеет вода для жизни человека, животных и растений?” (Выслушать ответы детей)

    • “Какие водоемы вы знаете?” (Реки, озера, пруды, болота, родники)

  • Учитель: “Сегодня мы поговорим об особенных водных объектах, которые охраняются государством, - о гидрологических памятниках природы!”

  • Объявление темы урока: “Гидрологические памятники природы нашего края”.

III. Изучение нового материала (15 мин)

  1. Что такое гидрологический памятник природы? (3 мин)

  • Учитель: “Гидрологический памятник природы - это уникальный водный объект, который имеет особое научное, культурное, историческое или эстетическое значение и охраняется государством.”

  • Объяснение:

    • Гидрологические памятники могут быть: реки, озера, родники, болота, водопады и другие водные объекты.

    • Они охраняются для сохранения их уникальности, чистоты и биологического разнообразия.

  1. Знакомство с гидрологическими памятниками Челябинской области (10 мин)

  • Учитель: “Сегодня мы отправимся в виртуальное путешествие по нашей Челябинской области и познакомимся с тремя замечательными гидрологическими памятниками!”

    • Урочище Пороги:

      • Показ фотографий и видеоматериалов.

      • Рассказ: “Урочище Пороги - это уникальный комплекс старинной гидроэлектростанции, плотины и пруда на реке Большая Сатка. Это памятник истории и техники, а также красивое место с живописными скалами и лесом.”

      • Особенности: Старинная плотина, остатки гидроэлектростанции, живописные пейзажи, редкие растения.

      • Местоположение: Саткинский район.

    • Верхнеуральский родник:

      • Показ фотографий и видеоматериалов.

      • Рассказ: “Верхнеуральский родник - это мощный источник чистой питьевой воды, бьющий из-под земли. Вода в роднике очень холодная и вкусная, и считается целебной.”

      • Особенности: Чистая питьевая вода, постоянная температура воды, красивое оформление родника.

      • Местоположение: Верхнеуральский район.

    • Клюквенное болото в Кунашакском районе:

      • Показ фотографий и видеоматериалов.

      • Рассказ: “Клюквенное болото - это уникальная экосистема, где растет много клюквы и других интересных растений. Болота играют важную роль в поддержании водного баланса и очистке воды.”

      • Особенности: Обильное произрастание клюквы, редкие растения, обитание водоплавающих птиц, важность для регулирования водного баланса.

      • Местоположение: Кунашакский район.

  • Работа с картой: Учитель показывает на карте Челябинской области расположение этих гидрологических памятников.

  1. Значение гидрологических памятников природы (2 мин)

  • Учитель: “Почему важно охранять гидрологические памятники?”

  • Объяснение:

    • Сохранение уникальных природных объектов.

    • Обеспечение чистоты воды.

    • Сохранение биологического разнообразия.

    • Использование в научных и образовательных целях.

    • Эстетическая ценность.

IV. Физкультминутка (3 мин)

  • Игра “Ручеек”:

    • Дети встают в колонну друг за другом и берутся за руки. Первый в колонне – “источник”, он бежит по классу, петляя, как ручеек. Остальные дети следуют за ним, образуя “ручеек”.

V. Закрепление изученного материала (10 мин)

  1. Работа в группах (5 мин)

  • Учитель делит класс на три группы и раздает каждой группе карточку с описанием одного из гидрологических памятников (Урочище Пороги, Верхнеуральский родник, Клюквенное болото).

  • Задание: Прочитать описание, обсудить в группе особенности этого объекта и ответить на вопросы:

    • Где находится этот гидрологический памятник?

    • Что в нем особенного и уникального?

    • Почему его нужно охранять?

  • Представление результатов работы каждой группы.

  1. Игра “Что лишнее?” (5 мин)

  • Учитель называет несколько объектов, связанных с темой урока, и один “лишний” объект, который не относится к гидрологическим памятникам.

  • Задача детей: назвать “лишний” объект и объяснить свой выбор.

    • Пример: Река Миасс, Урочище Пороги, озеро Тургояк, береза. (“Лишнее” – береза, т.к. это не водный объект)

    • Пример: Верхнеуральский родник, Клюквенное болото, озеро Увильды, завод. (“Лишнее” – завод, т.к. это не природный объект).

VI. Творческая работа (5 мин)

  • Задание: Нарисуйте один из гидрологических памятников Челябинской области, который вам больше всего понравился.

  • Во время рисования можно включить спокойную музыку со звуками природы.

VII. Подведение итогов урока (3 мин)

  • Учитель: “Сегодня мы узнали много нового об удивительных водных объектах нашего края!”

  • Обобщение:

    • Гидрологические памятники природы – это уникальные водные объекты, которые охраняются государством.

    • Мы познакомились с Урочищем Пороги, Верхнеуральским родником и Клюквенным болотом в Кунашакском районе.

    • Важно бережно относиться к водным ресурсам и природе родного края.

  • Похвала учащихся за активную работу на уроке.

VIII. Домашнее задание (2 мин)

  • Найти в интернете дополнительную информацию об одном из гидрологических памятников Челябинской области, которые упоминались на уроке.

  • По желанию: Написать небольшой рассказ или стихотворение о своем любимом водном объекте.

  • Спросить у родителей, какие еще интересные природные места есть в Челябинской области.