Урок экологии в 3 классе: Гидрологические памятники природы нашего края
Тема: Урочище Пороги, Верхнеуральский родник, Клюквенное болото в Кунашакском районе - гидрологические памятники природы.
Цель урока: Познакомить учащихся с понятием “гидрологический памятник природы”, рассмотреть конкретные примеры гидрологических памятников Челябинской области (Урочище Пороги, Верхнеуральский родник, Клюквенное болото в Кунашакском районе), их особенностями, значением и необходимостью охраны.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с понятием “гидрологический памятник природы”.
Ознакомить с гидрологическими памятниками Челябинской области: Урочище Пороги, Верхнеуральский родник, Клюквенное болото в Кунашакском районе.
Раскрыть особенности каждого гидрологического памятника (местоположение, уникальные характеристики, растительный и животный мир).
Объяснить значение гидрологических памятников для природы и человека.
Подчеркнуть необходимость охраны гидрологических памятников.
Развивающие:
Развивать наблюдательность, умение сравнивать и анализировать.
Развивать познавательный интерес к природе родного края.
Развивать речь, умение выражать свои мысли, описывать увиденное.
Развивать умение работать с картой (простейшие навыки).
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам и природе родного края.
Формировать экологическую культуру и чувство ответственности за сохранение природных богатств.
Воспитывать любовь к Родине.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование:
Карта Челябинской области.
Фотографии и/или видеоматериалы с изображением Урочища Пороги, Верхнеуральского родника, Клюквенного болота.
Презентация (желательно).
Раздаточный материал: карточки с описанием гидрологических памятников (для работы в группах или закрепления).
Листы бумаги, карандаши, краски (для творческой работы).
Ход урока:
I. Организационный момент (2 мин)
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку.
Создание позитивного настроя (например, загадка о воде).
II. Актуализация знаний (5 мин)
Беседа:
“Ребята, что такое вода? Где мы ее берем?” (Выслушать ответы детей)
“Какое значение имеет вода для жизни человека, животных и растений?” (Выслушать ответы детей)
“Какие водоемы вы знаете?” (Реки, озера, пруды, болота, родники)
Учитель: “Сегодня мы поговорим об особенных водных объектах, которые охраняются государством, - о гидрологических памятниках природы!”
Объявление темы урока: “Гидрологические памятники природы нашего края”.
III. Изучение нового материала (15 мин)
Что такое гидрологический памятник природы? (3 мин)
Учитель: “Гидрологический памятник природы - это уникальный водный объект, который имеет особое научное, культурное, историческое или эстетическое значение и охраняется государством.”
Объяснение:
Гидрологические памятники могут быть: реки, озера, родники, болота, водопады и другие водные объекты.
Они охраняются для сохранения их уникальности, чистоты и биологического разнообразия.
Знакомство с гидрологическими памятниками Челябинской области (10 мин)
Учитель: “Сегодня мы отправимся в виртуальное путешествие по нашей Челябинской области и познакомимся с тремя замечательными гидрологическими памятниками!”
Урочище Пороги:
Показ фотографий и видеоматериалов.
Рассказ: “Урочище Пороги - это уникальный комплекс старинной гидроэлектростанции, плотины и пруда на реке Большая Сатка. Это памятник истории и техники, а также красивое место с живописными скалами и лесом.”
Особенности: Старинная плотина, остатки гидроэлектростанции, живописные пейзажи, редкие растения.
Местоположение: Саткинский район.
Верхнеуральский родник:
Показ фотографий и видеоматериалов.
Рассказ: “Верхнеуральский родник - это мощный источник чистой питьевой воды, бьющий из-под земли. Вода в роднике очень холодная и вкусная, и считается целебной.”
Особенности: Чистая питьевая вода, постоянная температура воды, красивое оформление родника.
Местоположение: Верхнеуральский район.
Клюквенное болото в Кунашакском районе:
Показ фотографий и видеоматериалов.
Рассказ: “Клюквенное болото - это уникальная экосистема, где растет много клюквы и других интересных растений. Болота играют важную роль в поддержании водного баланса и очистке воды.”
Особенности: Обильное произрастание клюквы, редкие растения, обитание водоплавающих птиц, важность для регулирования водного баланса.
Местоположение: Кунашакский район.
Работа с картой: Учитель показывает на карте Челябинской области расположение этих гидрологических памятников.
Значение гидрологических памятников природы (2 мин)
Учитель: “Почему важно охранять гидрологические памятники?”
Объяснение:
Сохранение уникальных природных объектов.
Обеспечение чистоты воды.
Сохранение биологического разнообразия.
Использование в научных и образовательных целях.
Эстетическая ценность.
IV. Физкультминутка (3 мин)
Игра “Ручеек”:
Дети встают в колонну друг за другом и берутся за руки. Первый в колонне – “источник”, он бежит по классу, петляя, как ручеек. Остальные дети следуют за ним, образуя “ручеек”.
V. Закрепление изученного материала (10 мин)
Работа в группах (5 мин)
Учитель делит класс на три группы и раздает каждой группе карточку с описанием одного из гидрологических памятников (Урочище Пороги, Верхнеуральский родник, Клюквенное болото).
Задание: Прочитать описание, обсудить в группе особенности этого объекта и ответить на вопросы:
Где находится этот гидрологический памятник?
Что в нем особенного и уникального?
Почему его нужно охранять?
Представление результатов работы каждой группы.
Игра “Что лишнее?” (5 мин)
Учитель называет несколько объектов, связанных с темой урока, и один “лишний” объект, который не относится к гидрологическим памятникам.
Задача детей: назвать “лишний” объект и объяснить свой выбор.
Пример: Река Миасс, Урочище Пороги, озеро Тургояк, береза. (“Лишнее” – береза, т.к. это не водный объект)
Пример: Верхнеуральский родник, Клюквенное болото, озеро Увильды, завод. (“Лишнее” – завод, т.к. это не природный объект).
VI. Творческая работа (5 мин)
Задание: Нарисуйте один из гидрологических памятников Челябинской области, который вам больше всего понравился.
Во время рисования можно включить спокойную музыку со звуками природы.
VII. Подведение итогов урока (3 мин)
Учитель: “Сегодня мы узнали много нового об удивительных водных объектах нашего края!”
Обобщение:
Гидрологические памятники природы – это уникальные водные объекты, которые охраняются государством.
Мы познакомились с Урочищем Пороги, Верхнеуральским родником и Клюквенным болотом в Кунашакском районе.
Важно бережно относиться к водным ресурсам и природе родного края.
Похвала учащихся за активную работу на уроке.
VIII. Домашнее задание (2 мин)
Найти в интернете дополнительную информацию об одном из гидрологических памятников Челябинской области, которые упоминались на уроке.
По желанию: Написать небольшой рассказ или стихотворение о своем любимом водном объекте.
Спросить у родителей, какие еще интересные природные места есть в Челябинской области.