СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по экологии на тему "Откуда прилетели ласточки"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Формирование у детей представления о перелетных птицах, их миграциях и причинах, а также воспитание бережного отношения к природе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по экологии на тему "Откуда прилетели ласточки"»

Урок экологии в 1 классе: “Откуда прилетели ласточки?”

Цель: Формирование у детей представления о перелетных птицах, их миграциях и причинах, а также воспитание бережного отношения к природе.

Задачи:

  • Образовательные:

    • Познакомить детей с ласточкой как с перелетной птицей.

    • Рассказать о причинах перелетов птиц и местах их зимовки.

    • Обогатить словарный запас детей словами: миграция, зимовка, перелетные птицы.

  • Развивающие:

    • Развивать наблюдательность, внимание, память, речь.

    • Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи (например, связь между погодой и наличием насекомых).

    • Развивать познавательный интерес к окружающему миру.

  • Воспитательные:

    • Воспитывать бережное отношение к птицам и природе в целом.

    • Формировать чувство ответственности за сохранение окружающей среды.

Оборудование:

  • Презентация с изображениями ласточек, мест их обитания, маршрутов перелетов, мест зимовки.

  • Аудиозапись с голосами ласточек.

  • Карточки с изображениями ласточки, насекомых, теплого солнышка, зимнего пейзажа.

  • Глобус или карта мира.

  • Материалы для рисования (карандаши, фломастеры, бумага).

  • Материалы для аппликации (цветная бумага, клей, ножницы).

Ход урока:

I. Организационный момент (1-2 минуты):

  • Приветствие. Проверка готовности к уроку.

  • Создание эмоционального настроя:

    • Учитель: “Ребята, посмотрите в окно. Какое сегодня небо? Какое настроение у солнышка? Давайте и мы подарим друг другу улыбки и начнем наш урок!”

II. Актуализация знаний (3-5 минут):

  • Учитель: “Ребята, отгадайте загадку:

    • Маленькая птичка,

    • Носик словно спичка,

    • Хвостик раздвоен,

    • В небе кружит построен.

    • (Ласточка)”

  • Учитель показывает изображение ласточки.

  • Учитель: “Что вы знаете о ласточках? Где они живут? Что они едят? Какие они?” (Дети делятся своими знаниями).

III. Постановка проблемы (3-5 минут):

  • Учитель: “Ребята, мы видим ласточек весной и летом, а куда же они исчезают осенью? Куда они улетают? Как вы думаете?” (Выслушиваются предположения детей).

  • Учитель: “Сегодня на уроке мы с вами узнаем, откуда прилетают ласточки и почему они это делают.”

IV. Открытие нового знания (15-20 минут):

  • Презентация “Откуда прилетели ласточки?”

    • Слайд 1: Ласточка – перелетная птица. (Объяснение термина “перелетная птица”).

    • Слайд 2: Почему ласточки улетают? (Объяснение: похолодание, исчезновение насекомых – основного источника питания). Показ карточек с изображением теплого солнышка, насекомых, зимнего пейзажа.

    • Слайд 3: Куда улетают ласточки? (Показ карты мира или глобуса. Объяснение: ласточки улетают в теплые страны – Африку, Южную Америку, Южную Азию, где тепло и есть насекомые).

    • Слайд 4: Маршруты перелетов ласточек. (Показ на карте примерных маршрутов перелетов ласточек. Объяснение: перелеты – это длинные и опасные путешествия).

    • Слайд 5: Как ласточки готовятся к перелету? (Объяснение: ласточки собираются в большие стаи и накапливают жир).

    • Слайд 6: Жизнь ласточек на зимовке. (Показ изображений мест зимовки ласточек. Рассказ о том, чем они занимаются на зимовке).

    • Слайд 7: Возвращение ласточек весной. (Объяснение: с наступлением тепла и появлением насекомых ласточки возвращаются в родные края).

  • Физкультминутка (1-2 минуты):

    • Учитель: “Давайте представим, что мы ласточки и полетаем!”

    • Дети выполняют движения, имитирующие полет ласточек.

  • Прослушивание аудиозаписи с голосами ласточек (1-2 минуты).

    • Учитель: “Послушайте, как поют ласточки. Что вы чувствуете, когда слышите эти звуки?”

V. Первичное закрепление (5-7 минут):

  • Игра “Солнышко и снежинка”:

    • Учитель показывает карточки с изображением солнца и снежинки. Если учитель показывает солнышко – дети изображают ласточку, летящую в теплые края. Если учитель показывает снежинку – дети садятся на свои места и замирают.

  • Беседа по вопросам:

    • Почему ласточки улетают в теплые края?

    • Куда они улетают?

    • Как они готовятся к перелету?

    • Когда ласточки возвращаются к нам?

    • Как мы можем помочь ласточкам?

VI. Самостоятельная работа и применение знаний (5-7 минут):

  • Рисование или аппликация “Ласточка в полете”.

    • Учитель предлагает детям нарисовать или сделать аппликацию ласточки в полете.

    • Во время работы звучит тихая музыка.

VII. Итог урока. Рефлексия (2-3 минуты):

  • Учитель: “Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что вам больше всего понравилось? Чему вы научились?”

  • Учитель: “Теперь мы знаем, что ласточки – перелетные птицы, и они улетают в теплые края, чтобы пережить зиму. Давайте будем беречь этих маленьких птичек и заботиться о природе, чтобы им всегда было где жить и чем питаться!”

VIII. Домашнее задание:

  • (По желанию) Найти интересные факты о ласточках и рассказать их на следующем уроке.

  • Посмотреть мультфильм или передачу о перелетных птицах.

Оценка деятельности учащихся:

  • Активное участие в беседе.

  • Внимание и заинтересованность во время презентации.

  • Качество выполненной работы (рисунок или аппликация).

  • Умение отвечать на вопросы по теме урока.

Дополнительные идеи:

  • Можно организовать конкурс рисунков или поделок на тему “Ласточки - наши друзья”.

  • Можно провести наблюдение за ласточками на улице (если это возможно).

  • Можно рассказать детям о приметах, связанных с ласточками (например, “Ласточки летают низко – к дождю”).

Этот урок поможет детям не только узнать много нового о ласточках, но и развить у них интерес к природе, бережное отношение к животным и чувство ответственности за окружающий мир.





  • Работа в группах (по рядам):

    • 1 группа: Найти на карте места зимовки перелётных птиц, обитающих в нашей местности.

    • 2 группа: Составить список опасностей, подстерегающих перелётных птиц во время перелета.

    • 3 группа: Придумать и нарисовать плакат, призывающий к охране перелётных птиц.

  • Обсуждение результатов работы в группах.

VI. Самостоятельная работа и применение знаний (5 минут):

  • Учитель предлагает учащимся выбрать одно из заданий:

    • Написать небольшое сочинение на тему: “Почему я люблю перелётных птиц”.

    • Сделать аппликацию “Перелётные птицы в небе”.

    • Составить кроссворд на тему “Перелётные птицы”.