Урок экологии в 8 классе по теме
«Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение и употребление алкоголя».
Цель урока – систематизировать знания о вредных привычках, пагубных пристрастиях: табакокурение и употребление алкоголя; привлечь внимание ребят к одной из самых острых проблем общества, показать, что это зло может коснуться и их, научить, как можно ему противостоять.
Задачи урока:
повторить понятия «здоровье», составляющие здорового образа жизни;
классифицировать вредные привычки;
выявить, как вредные привычки влияют на психическое и физическое здоровье.
Форма урока: интерактивный урок изучения нового материала
Методы и приемы:
1. словесные методы: беседа, слово учителя;
2. метод мотивации к общению (создание эмоциональных ситуаций) и
стимулирования интереса к учению;
3. наблюдение;
4. самостоятельная познавательная деятельность учащихся;
5. практический метод;
6. анализ
7. синтез
8. создание ситуации успеха.
Оборудование: учебники, тетради, карточки-задания, компьютер, презентация «Вредные привычки»
Ход урока:
1.Организационно-психологический момент. Сообщение цели урока.
Дорогие ребята! Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте!
1
Когда люди, приветствуя друг друга, говорят “Здравствуйте!”, какой они вкладывают смысл? - Желают здоровья всем и каждому!
Вопрос: Вспомните, что такое здоровье?
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.
Духовное здоровье – это здоровье нашего разума,
физическое – здоровье нашего тела,
социальное здоровье – это система мотивов и ценностей, регулирующих поведение.
Г.Гейне говорил:
«Единственная красота, которую я знаю – это здоровье»
Вопрос: Ребята, напомните, от каких факторов зависит наше здоровье?
Наследственность – 20%
Окружающая среда – 20%
Служба здоровья – 10%
Индивидуальный образ жизни – 50%
Конечно же, многое зависит от нас, от того, какие привычки у нас преобладают.
Вопрос: какие бывают привычки? (полезные и вредные)
Вредные привычки – привычки, которые мешают или не дают возможности человеку в течение его жизни реализовать себя как личность. (презентация «Вредные привычки»)
Опасение вызывает тот факт, что вредные привычки встречаются настолько часто, что представляют собой социальное зло.
2. Работа по теме «Вредные привычки» Среди вредных привычек выделяются пагубные пристрастия. Сегодня мы разберем: курение и алкоголь. И сегодня мы о них поговорим и увидим последствия их применения.
Сообщение 1ученика
2
Учитель: Никотин – один из наиболее опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву лишь только поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака - от 1/2 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли.
Именно такая доза поступает каждый день в кровь после выкуривания 20-25 сигарет. Курильщик не погибает по тому, что доза вводиться постепенно, не в 1 прием. Систематическое поглощение некрупных, не смертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению.
Сообщение 2ученика
Практическая работа.
Ребята, предлагаю вам провести простой эксперимент: рассмотрите два листа розовой бумаги – это здоровые легкие. Что же произойдет с легкими у тех людей, которые будут курить? Возьмите один лист и сомните его. Расправьте этот лист и сравните его с другим листом. У курильщика легкое становится дряблым, вялым – примерно таким, как помятый лист. У человека, который не курит, - здоровые легкие – примерно такие, как лист немятой бумаги.
- Каким же легким будет легче работать, снабжать организм человека кислородом? (ответы обучающихся)
Анекдот.
Продавец табака расхваливает на ярмарке собственный товар: “Приобретайте табак, прекрасный табак! Мой табак не простой, а с секретом. От моего табака стариком не будешь, собака не укусит, вор в дом не залезет”.
Один парень купил немного табака и начал расспрашивать продавца:
- А по какой причине стариком не буду?
- Так как до старости не доживешь.
- А по какой причине собака не укусит?
- Так ведь с палкой будешь ходить.
- А по какой причине вор в дом не залезет?
- Так как всю ночь будешь кашлять.
3
Задание: Предлагаю ответить на мои перевертыши. Что же нас ожидает, если мы будем курить?
ДЫОКША (одышка),
ЯАРННЯ МРЕСТЬ (ранняя смерть),
АКР ГЕЛИКХ (рак легких),
ЫМРОЩНИ (морщины),
АКШЛЕЬ (кашель),
НЕБОЛИЗ АСДЦЕР (патологии сердца),
ВАИЛДНСТИОНЬ (инвалидность).
Физминутка
Поработали, ребята
А теперь – все на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь
Руки вверх и руки вбок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Замедляем, дети шаг
И на месте стой! Вот так
А теперь мы сядем дружно
Нам ещё работать нужно.
2. Другая вредная привычка – употребление алкоголя.
- Какова история возникновения алкоголя? Сообщение 3 ученика
- Давно известно, что курить и пить вредно. Но почему люди все равно употребляют табак и алкоголь? Что привлекает подростков и взрослых к курению сигарет и употреблению алкоголя?
Ребята, каковы же причины или мотивы вредных привычек?
Причины (мотивы) употребления табака и алкоголя:
любопытство, желание быть принятым в группе “взрослых сверстников”,
4
быть “крутым”; “легкое” общение, пониженная самооценка, неумение
отдыхать без допинга, неумение отказать, просто так, удовольствие, развлечение, пример друзей и взрослых, наличие свободных денег; влияние кино, телевидения, рекламы; баловство, от нечего делать, уйти от проблем.
Вопрос: Как же можно предотвратить распространение вредных привычек?
Меры для предупреждения:
Запретить продажу сигарет и алкоголя вообще или до 21 года.
Запретить рекламу сигарет.
Запрет со стороны родителей.
Введение штрафов за курение и распитие алкогольных напитков в общественных местах.
Получать достоверную информацию о вреде.
Принятие самостоятельного решения: да или нет!
Проведение индивидуального тестирования
В мире мудрых мыслей...
1. За чужое здоровье выпиваешь, а свое пропиваешь.
2. Начинается пьянство с легкомыслия.
3. Без ума пьет - без угла живет.
4. Водка и труд рядом не идут.
5. Река начинается с ручейка, а пьянство с рюмочки.
6. Веселая голова живет спустя рукава.
7. Нынче гуляшки, завтра гуляшки – находишься без рубашки.
8. Пей за столом, а не пей за столбом.
9. Кто в водке ищет силы, тот на краю могилы.
10. Сколько муж выпьет вина, столько жена и дети прольют слез.
11. Водка белая, но красит нос и чернит душу.
12. Когда вино входит – тайна выходит.
13. Вино веселит, да от вина голова болит.
14. Водку пить – ум топить.
5
15. Счастлив тот, кто вина не пьет.
16. Вино веселит сердце, да человека губит.
17. Не упивайся вином – будешь крепче умом.
18. Как хватил через край, так все пропадай.
19. Дали вина – так и стал без ума.
20. Пьяному море по колено, а лужи по уши.
21. Пей, да дело разумей.
22. Работа денежку копит, а хмель ее топит.
23. Был Иван, стал болван, а все винцо виновато.
24. Вечером пьяница, утром лентяй.
Все пословицы, цитаты разделить по пяти разделам:
О причинах пьянства. (2, 5, 13).
Пьянство – угроза жизни и здоровью человека (1, 9, 13,14, 16, 19, 20, 23).
Алкоголь и труд (4, 6, 11, 12, 18, 21, 22, 24).
Пьянство и семья. (3, 10, 15).
Народные рекомендации тем, кто употребляет алкоголь (7, 8, 17, 21).
Проверка – в паре. Шкала перевода баллов в оценку:
24-20 баллов – “5”;
19-15 баллов – “4”;
14-10 баллов – “3”
3.Обобщение знаний
Мы рассмотрели лишь некоторые вопросы, раскрывающие зависимость здоровья человека от образа жизни. Всем стоит задуматься: здоровый ли образ жизни мы ведем? Что можно сделать для укрепления и сохранения здоровья?
Для того, чтобы быть здоровым, счастливым и веселым, лучше заниматься любимым делом: тренировать свое тело, петь, рисовать, вышивать, слушать пение птиц, ходить в походы, на концерты, посещать театры, читать книги, дружить... Что вы можете предложить? (лучше ничего не делать, чем пить и курить). 6
Краткое описание материала:
Целью данного урока является систематизация умений обучающихся классифицировать вредные привычки, выявлять, как вредные привычки влияют на здоровье человека. В ходе урока применяются различные формы работы: практическая работа, тестирование, игровые моменты: «перевёртыши». К уроку обучающиеся готовят сообщения: «Из истории табакокурения», «Из истории алкоголя», «А знаете, что...» На уроке применяются ИКТ: презентация «Вредные привычки». Урок имеет воспитательную направленность.
Действительно, наше здоровье во многом зависит от нас самих. В завершение урока уместны слова Н.М. Амосова:
Есть у всех свои проблемы,
Но здоровье непременно,
Стать важнее всех для вас должно.
Нет! Скажите тем привычкам,
Что мешают жить отлично,
И да будет так заведено!
Д/з: подготовить листовки «Вредным привычкам – нет!»
7