Начало урока | В природе существуют живые организмы и неживые объекты. Надо помнить, что некоторые объекты являются частью некогда живых организмов, например: предметы, изготовленные из растений, кости животных, продукты питания и т. д. Живые организмы отличаются от неживых объектов рядом признаков: способностью к росту, обмену веществ (питание, дыхание), размножению (воспроизведение потомства), движению. Также отличительной чертой живых организмов является раздражимость (ответная реакция на воздействие извне). Растения обладают всеми признаками живых организмов, но в отличие от животных они не способны передвигаться с места на место. Неживые объекты образуют среду обитания для существования живых организмов. | |
Середина урока | Вводное задание. Для повышения познавательной активности предложите учащимся в начале урока посмотреть вокруг себя и назвать любые три предмета, которые они видят. После этого попросите рассказать, чем эти предметы отличаются или чем похожи. Прочитайте вступительный текст. В целях предупреждения возможных ошибок обратите внимание детей на определение понятий "живой" и "неживой”. Дополнительные задания Некоторым первоклассникам можно предложить сравнить живое и засохшее растения. Для этого нужно заранее подготовить два растения: одно из которых регулярно поливали, а второе не поливали в течение некоторого времени. Школьники смогут зарисовать растения и найти между ними сходства и отличия. Неживые: камень, вода, асыки. Живые и неживые. Выполнение данного задания можно организовать в группах или в парах устно. В ходе выполнения школьникам будет необходимо обсудить причину выбора того или иного предмета. Обратите внимание, что некоторые предметы когда- то были живыми или частью живых организмов. Попросите привести примеры, кроме тех, которые указаны в учебнике. После обсуждения можно провести игру. Для этого разделите класс на две группы, каждая из которых должна получить рисунки различных предметов, животных, растений. Одна группа должна выделить неживые предметы, другая — живые. Поместите на доске две таблички с надписями "Живые" и "Неживые". По команде участники групп будут прикреплять выбранные рисунки под соответствующей надписью. По окончании игры проведите обсуждение результатов. Ответы Живые: дерево, собака, насекомое. | Учебник: Растения — живые организмы, с. 10—11. Рабочая тетрадь: Рабочий лист 1 "Живые организмы и неживые предметы", с. 3. Рабочий лист 2 "Растения — живые организмы”, с. 4. комнатные растения; картинки живых и неживых объектов. |
Конец урока | Живые — неживые. Учащиеся смогут различить живые организмы и неживые предметы, изображенные на рисунках. Наблюдайте за ходом выполнения задания. Если ребенок затрудняется, обязательно окажите ему помощь и моральную поддержку. Необходимо отметить тех учеников, которые справляются с выполнением задания достаточно быстро, без ошибок. Если в классе окажутся учащиеся, которые не смогли выполнить задание, нужно выявить причину и еще раз объяснить тему урока. Ответы Живые: дерево, собака, цветок, насекомое, птица. Неживые: часы, камень, вода, стол, асыки, домбра, перо. „ Результаты исследования. Первоклассники смогут нарисовать живые предметы, найденные ими в ходе наблюдений. Следите за работой учеников, чтобы определить, действительно ли все нарисованные объекты живые. живой организм. В конце урока предложите доказать, что комнатное растение живое. Например: “Оно живое, потому что растет. Оно нуждается в поливе". | |