III. Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. Цель : Выяснить, безопасен ли школьный рюкзак для здоровья учеников (К) Давайте поставим цели, которые мы должны достичь к окончанию урока. По источникам информации работа продолжается по образцу первого урока. IV. Домашнее задание: (К, П) Проверка домашнего задания. Используя различные источники информации, найди интересные сведения о мышцах человека. V. Работа по теме урока (К) Источник информации– подумай сам. История рюкзака . Чтение текста. История самого слова «рюкзак» насчитывает около трех сотен лет – возникло в 17 веке. Название данного вида сумки немецкого происхождения – Rücksack – производная двух слов: Rücken - «спина» и Sack – «мешок» или «сумка». Дословный перевод слова – заплечевой мешок. Слово « портфель» (порт – носить,«фель» - лист бумаги) пришло к нам из французского языка. (К) Работа по учебнику. Источник информации «книга». По теме урока мы думали сами. А где ещё мы можем получить информацию? Давайте узнаем, как на эти вопросы ответил бы наш учёный робот Всезнамус. (Определение.) Чудеса истории Памятник простому школьному портфелю установлен в Белгородской области. Современные школьники все чаще сегодня напоминают туристов. Их рюкзаки набиты учебниками, тетрадями, личными вещами, продуктами, игрушками. На формирование правильной осанки оказывают влияние правильного ношения школьного рюкзака и его вес Хорошая осанка — эффективный и надежный путь профилактики таких болезней , как боль в спине, сколиоз и остеохондроз позвоночника. – Почему же важно с детства следить за своей осанкой? (Правильная осанка не только красива, но и полезна для здоровья. При плохой осанке человеку труднее дышать, начинают хуже работать внутренние органы. После18 лет неправильную осанку исправить трудно.) –У кого ещё мы сможем узнать об осанке? (У специалистов, у школьного медика.) – Какие вопросы можно задать по теме исследования? (Какая осанка правильная? как узнать, правильная ли у тебя осанка?) (Г, Д) Информация медицинского работника. Источник информации «другие люди». Поза бывает расслабленная, а бывает активная. Поэтому оценивать «манеру держать себя» надо прежде всего по команде «Вольно!» В тот момент, когда человек, естественно, не следит за собой. При правильной осанке туловище выпрямлено, плечи расправлены, живот подобран, голова поднята, взгляд устремлен вперед. Чтобы определить, какая у тебя осанка, есть немало способов. Самый простой: Встаньте спиной к стене. В идеале вы должны одновременно касаться стены затылком, лопаткам, ягодицами и пятками. В области шеи и талии остаются небольшие промежутки между позвоночником и стеной. Если сделали вы это без усилий, то я вас поздравляю– у вас правильная осанка. Ещё один тест. Встаньте прямо и напрягите колени. Если вы теряете равновесие, то ваша осанка далека от правильной. (П) Работа с рисунком в учебнике. – Какому из этих двух мальчиков ты бы хотел рассказать о том, почему нужно соблюдать правильную осанку? Что бы ты ему посоветовал? (К) Источник информации «другие люди». Подумайте, почему искривляется позвоночник у детей? Что ты можешь делать, чтобы сформировать у себя правильную осанку? Из источников: Медицинские работники утверждают, что у детей 6-9 лет осанка неустойчивая. Тяжёлый ранец - первый кирпичик к неправильной осанке. Плохая осанка затрудняет дыхание и кровообращение, ребёнок быстрее устаёт. А ещё согнутая спина и перекошенные плечи могут довести ребёнка до сколиоза. Проблема Сколько должен весить школьный портфель? Медицинские нормы веса портфеля. По медицинским нормам, вес портфеля не должен быть больше одной десятой веса ученика. (Сокращённая формула: раздели свой вес на 10 и получи «безопасный» вес портфеля.) На всё есть нормы «Гигиенические требования» к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного пособия для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся: 1–4-х классов – 300г; 5–6-х классов – 400г; 7–8-х классов – 500г; 10–11-х классов – 600г. На всё есть нормы «Гигиенические требования» к весу рюкзаков для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся: для 1-2 классов – 2,2кг для 3-4 классов – 3,2кг для 5-6классов – 3,7кг для 7-8 классов - 4,2кг для 9-11классов – 5,2 кг. (К, Д, Э) Практическая работа. Источник информации «наблюдение». 1 этап работы: взвешивание учебников, запись результатов 2 этап работы: взвешивание пустых рюкзаков, запись результатов 3 этап работы: взвешивание полных рюкзаков, запись результатов Каким оказался вес ранца учеников? Норма - 10% от массы тела ребенка Группа | Вес тела | Вес пустого портфеля | Вес книг | Правильный вес ранца с учебниками (кг) | Вес ранца с учебниками (кг) | 1 группа | ~25 кг | | | | | 2 группа | ~25 кг | | | | | 3 группа | ~25 кг | | | | | | | | | | | | | | | | | Итоги эксперимента. Почему такой разный вес у портфелей? Лишние вещи: Игрушки. Журналы, блокноты. Тяжёлый или дополнительный пенал. Планшеты, телефоны. Учебники и канцелярские принадлежности, не нужные в этот день. Вещи, которые можно одеть на себя, а не складывать в портфель. Подтверждение гипотезы: Действительно, неправильно выбранный портфель может нанести вред здоровью ученика Работая над темой исследования, мы пришли к выводу, что тяжелый портфель за плечами школьника , вес которого не соответствует гигиеническим нормам – это реальная опасность для его здоровья. 4 этап: Разработка памяток Ребята ! Не носите лишнего в ранцах, «правильный» пустой портфель весит 300 -600 граммов. Разделите свой вес на 10 и получи безопасный вес своего портфеля. Проверяйте ранец ежедневно и не забывай убрать из него ненужные учебники и принадлежности. Осанка вырабатывается в детстве. Чтобы выработать хорошую осанку, быть здоровым, нужно выполнять правила, многие из которых вы уже знаете. Дорогие родители! Не покупайте тяжелые портфели и тяжелые школьные принадлежности; Найдите возможность использовать два комплекта учебников (один - в школе, один – дома); Контролируйте содержимое ранца вашего ребенка. Вывод. Необходимо правильно сидеть, правильно ходить, правильно питаться (для позвоночника важны белки(яйца, молоко, рыба, семечки, фасоль, орехи, кукуруза, гречка) и жиры (грецкие орехи, льняное масло, конопляное масло, морская рыба), укреплять мышцы спины и живота – заниматься плаванием, делать зарядку. – А ещё информацию можно получить с помощью наблюдения и эксперимента. Учитель приглашает помочь двух ребят. Одному ученику учитель помогает надеть ранец, другому дает в руку портфель и просит пройтись перед всем классом, а затем повернуться спиной к ученикам. Ребенок, который держит в руке тяжелый портфель, наклоняется в сторону, у другого ученика спина не искривлена. Вывод. Таким образом, школьный портфель тоже влияет на осанку. VI. Обобщение. В ходе исследования мы научились: взвешивать предметы на весах, определять одну десятую от веса целого, искать нужную информацию. (К) Чему вас научил сегодняшний урок? VII. Домашнее задание: 1. Используя различные источники информации, узнай значение слова «портфель». Придумай портфель будущего, который поможет сохранить правильную осанку. 2. С помощью родителей произведи расчёты: вес портфеля по расписанию в течение недели и сделай вывод, соответствует или не соответствует твой портфель норме (не больше3 кг). 3. Принести лупу и зеркальце. |