Конспект урока по естествознанию
«Жить ЭКО – логично»
Класс: 10
Учитель географии Каварзина Л.А.
Дайджест англ. «краткое изложение, резюме» – информационный продукт (издание, статья, подборка), который содержит краткие аннотации и основные положения статей, или в котором сжато передаётся содержание самых интересных публикаций за какой-то период.
Оборудование: рабочие листы, мультимедийная презентация, видеоролик (производство напитка Coca-Cola), тексты статей, пластиковая бутылка, бабочки - бумажные модели (красные и чёрные).
Ход урока:
Актуализация темы:
Слайд: «Жить ЭКО-логично».
Здравствуйте! Сегодня на уроке предлагаю рассмотреть и обсудить ряд публикаций, так или иначе посвящённых нашей гостье – пластиковой бутылке из-под напитка Coca-Cola.
Можно по разному относиться к самому напитку, и эта тема интересна, но мы уделим внимание самой бутылке. Как вы думаете, ребята, почему (ответы учеников)?
Слайд: Кто производит больше всего пластикового мусора в Европе (данные статьи Our world in data, 2018 год).
Возникает дилемма: пластик нам необходим, он заменяет природные ресурсы, но он является самым распространённым мусором на планете (анализ статистики из статьи).
Отсюда вытекает глобальная экологическая проблема: утилизация пластиковых отходов.
Предлагаю разобраться можно ли решить проблему загрязнения окружающей среды, сохранив жизнь пластиковой бутылке? Что значит жить ЭКО-логично? И почему у нас на уроке присутствуют модели бабочек?
Работа с рабочим листом, обсуждение:
Надо ближе познакомиться с пластиковой бутылкой с точки зрения химии, ответив на вопросы в предложенном задании:
Задание № 1.
-
Из какого вещества сделана пластиковая бутылка? Подчеркните верный ответ: природного, искусственного, синтетического. Чем они отличаются? (природные – продукты жизнедеятельности живых организмов, белки, жиры, витамины и т.д.; искусственные – продукты химически преобразованных природных веществ, которые в природе не встречаются; синтетические – получены синтетическим путём).
-
Можно ли сказать, что «полимер = пластмасса»? (нет; пластмасса состоит из полимеров).
Какой мы можем сделать вывод? Например: пластиковые бутылки состоят из синтетического материала, в природе аналогов таких веществ нет, поэтому их утилизация и разложение – большая проблема человечества.
Слайд. Пластик разлагается 400 - 450 лет. Способы утилизации пластиковых отходов.
Учёные и производители решают эту проблему. Предлагается три способа утилизации пластиковых отходов. Задание: Назовите плюсы и минусы каждого из способов.
1) захоронение на полигонах (например: «+» разработана система защиты вод; «-» способ дорогой);
2) сжигание пластика (например: «+» на малой площади, энергию горения можно использовать на производство электроэнергии», «-» загрязнения, выбросы горения);
3) переработка пластика (например: «+» ПЭТ-бутылки полностью перерабатываются, сбор сырья стоит минимум вложений; «-» культура сортировки и последующей переработки мусора в России только зарождается).
Третий способ утилизации пластикового мусора считается наиболее перспективным и получил развитие во многих развитых странах. Одними из лидеров по утилизации отходов являются Германия и Швеция.
Работа с рабочим листом, обсуждение:
Слайд. Статья от 15 мая 2016 года. LIVEJOURNAL. Как из мусора делают бутылки Coca-Cola, и куда смотрит «Гринпис».
Задание № 2. Прочитать отрывок из статьи.
«Современные технологии переработки пластика в цивилизованном мире шагнули далеко – пластиковые бутылки ПЭТ (полиэтилентерефталат) перерабатывают в точно такие же пластиковые бутылки. Слайд: фото завода. В России пока существует один такой завод «Пларус», открытый в 2007 году на окраине подмосковного Солнечногорска.
Сегодня тут перерабатывают 1800-2500 тонн пластиковых бутылок в месяц. На входе – грязные использованные бутылки, на выходе – чистое сырьё для производства новых. Сбор сырья производится по сортировочным станциям и полигонам бытовых отходов. Везут даже с Урала. Мусор сортируют вручную, выделяют из него бутылки, пакуют и продают заводу в виде 300-килограммовых кип грязных прессованных бутылок».
Рассказ учителя с использованием презентации о стадиях производства на заводе.
Слайд: отбор и сортировка.
Первый цех занят отбором и сортировкой бутылок. Всё оборудование европейское. Завод мог бы работать автоматически, как в Европе, ведь, автоматические линии умеют различать и раскладывать бутылки по цветам, но у нас на заводе нужна помощь людей. Почему? (Задание в рабочем листе).
Ответ: в связи с сильной загрязнённость исходного сырья; в Европе пластик поступает в переработку в чистом виде. Вывод? Жить ЭКО-логично. Разделение мусора!
Слайд: упаковка в кипы.
Отсортированные по цвету бутылки вновь прессуют в кипы и отправляют во второй цех.
Слайд: мойка.
В этом цехе бутылки снова распаковывают и моют сначала в холодной, потом в горячей воде, а затем в щелочном растворе и специальном моющем средстве.
Слайд: сортировка и магнитная металлосепарация.
После серии моек – очередной пост ручной сортировки и магнитная металлосепарация.
Слайд: дробление.
Следующий этап дробление, измельчение и снова очистка в специальном барабане, заполненном жидкостью.
Слайд: отбор бракованных флекс.
Бутылочные хлопья проходят финальный отбор на специальном компьютерном станке, который отбирает бракованные флексы другого цвета. Флексы являются сырьём для хозтоваров, стройматериалов, флисовых тканей.
Слайд: упаковка.
Затем продукцию упаковывают в 2-метровые мягкие контейнеры.
Слайд: пробы на тестирование.
Пробы полученных хлопьев отправляются в химическую лабораторию для тестирования.
Слайд: гранулирование.
Хлопья пневмотранспортом отправляют в третий цех на линию гранулирования. Этот процесс сложный и полностью автоматизированный.
Слайд: гранулят для производства бутылок.
Далее гранулят превращается в ПЭТ-гранулят. Такой материал одобрен экспертизой для использования в упаковке для пищевых продуктов, в том числе жидкостей.
Слайд: упаковка.
Готовый продукт упаковывают в большие мешки и отправляют заказчикам. Серьёзный повод задуматься! Завод мог бы перерабатывать гораздо больше отходов, но не хватает сырья! Культура сортировки и последующей переработки мусора в России только зарождается. Надо жить ЭКО-логично!
Работа с рабочим листом, обсуждение:
Задание № 3 (работа в паре).
Почему так широко используют ПЭТ - бутылки (для содержания, защиты и транспортировки жидкостей)? Выберите «+» и «-» пластиковых бутылок: лёгкие, прозрачные, низкие барьерные свойства, легко окрашиваются, полностью перерабатываются, пропускает ультрафиолетовые лучи и кислород, пропускают наружу углекислый газ, недорогие, не бьются.
Объяснение учителя: основные направления по улучшению качества пластиковых бутылок:
- использование многослойной технологии;
- оптимизация формы бутылки для достижения лучшего соотношения поверхности и объёма.
Слайд: бутылки.
Но вернёмся к бутылкам из ПЭТ-гранулята. Они прозрачные и чистые, поэтому пользуются большим спросом. Одним из основных клиентов является компания Coca-Cola.
Видеоролик (производство Coca-Cola в Москве)
Несмотря на то, что компания Coca-Cola считается одним из экологически чистых производств, она даёт миру большое количество отходов в виде пластиковых бутылок. Сейчас эта компания развернула программу цикличной экономии под девизом «Собирать и перерабатывать 100 % своей упаковки к 2030 году».
Страны Европы с 2021 года отказываются только от одноразовых упаковок. А к 2030 году планируют также перейти на повторное использование всей полимерной упаковки. Индия, Китай, Кения, Таиланд выступают за полный отказ от пластика. В интернет-ресурсах много говорится о пластиковом загрязнении, о Большом Тихоокеанском мусорном пятне, о вреде микропластика.
Но проблема решаема:
-
изучив слизь медуз (слайд), учёные из неё разработали специальный фильтр, способный склеивать микропластик (Deutschland. de. 29.10.2018 год. Как медузы помогают бороться с микропластиком);
-
японцы научились создавать ферменты, которые ликвидируют пластик за несколько дней, (слайд), подсмотрев за деятельностью бактерий по его уничтожению;
-
в пластмассы включают добавки, ускоряющие разложение полимеров;
-
создаются биополимеры, которые разлагаются бактериями и микроорганизмами;
-
научились пластик перерабатывать в автомобильное топливо (900 грамм топлива/кг сырья).
Задание № 4.
Ответы на вопросы:
-
Какая страна производит и перерабатывает больше всего пластикового мусора в Европе? Германия.
-
Как можно сохранить жизнь пластиковой бутылке, не загрязняя окружающей среды? Повторная переработка.
-
Что значит жить ЭКО-логично?
Вывод учителя: вторичная переработка пластмассовых бутылок может оказаться очень выгодной при грамотной организации процесса.
- создание пунктов приёма;
- сотрудничество с мусорными полигонами;
- установка на улицах урны для бутылок;
- поставить автоматы для автоматизированной сборки сырья у населения.
Возможные выводы учащихся:
- сырьё дёшево и доступно, а конечный продукт широко востребован;
- один и тот же материал может поступать в переработку неоднократно;
- в России подобное производство развито слабо, минимальная конкуренция;
- утилизация позволяет ограничить потребление нефти и нефтепродуктов;
- снижается загрязнение окружающей среды;
- снижаются цены на товары из ПЭТ.
Рефлексия: бабочка – символ бессмертия, возрождения, способности к превращениям, к трансформации и обновлениям.
Предлагается выбрать и наклеить на бутылку бабочку: красную – если вы за существование пластиковой бутылки, чёрную – против. Если сомневаетесь, то наклеиваете двух бабочек.
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Ученик__________________________________________________________
Жить ЭКО – логично
Задание № 1.
-
Из какого вещества сделана пластиковая бутылка? Подчеркните верный ответ: природного, искусственного, синтетического. Чем они отличаются (устный ответ)?
-
Можно ли сказать, что «полимер = пластмасса»? Подчеркните верный ответ: да, нет. Почему (устный ответ)?
Вывод? Например: пластиковые бутылки состоят из синтетического материала, в природе аналогов таких веществ нет, поэтому их утилизация и разложение – большая проблема человечества. Ваш вывод:________________________________.
Задание № 2.
Современные технологии переработки пластика в цивилизованном мире шагнули далеко – пластиковые бутылки ПЭТ (полиэтилентерефталат) перерабатывают в точно такие же пластиковые бутылки. В России существует такой завод - «Пларус», открытый в 2007 году в Солнечногорске. Всё оборудование европейское. Сегодня тут перерабатывают 1800-2500 тонн пластиковых бутылок в месяц. На входе – грязные использованные бутылки, на выходе – чистое сырьё для производства новых. Сбор сырья производится по сортировочным станциям и полигонам бытовых отходов. Везут даже с Урала. Мусор сортируют вручную, выделяют из него бутылки, пакуют и продают заводу в виде 300-килограммовых кип грязных прессованных бутылок.
Завод мог бы работать автоматически, как в Европе, ведь, автоматические линии умеют различать и раскладывать бутылки по цветам, но у нас на заводе нужна помощь людей. Почему?
- чтобы были рабочие места;
- европейское оборудование быстро ломается;
- в связи с сильной загрязнённостью исходного сырья.
Вывод: ______________________________________________________________ !!!
Задание № 3.
Почему широко используют ПЭТ - бутылки (для содержания, защиты и транспортировки жидкостей)?
Выберите «+» и «-» пластиковых бутылок: лёгкие, прозрачные, низкие барьерные свойства, легко окрашиваются, полностью перерабатываются, пропускает ультрафиолетовые лучи и кислород, пропускают наружу углекислый газ, недорогие, не бьются.
Задание № 4.
Ответы на вопросы:
-
Какая страна производит и перерабатывает больше всего пластикового мусора в Европе? _________________.
-
Как можно сохранить жизнь пластиковой бутылке, не загрязняя окружающей среды? _____________________________________________________________.
-
Что значит жить ЭКО-логично? ________________________________________.