СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по естествознанию "Жить ЭКО-логично" в 10 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок посвящён в том числе обсуждению публикаций, посвящённых пластиковой бутылке. Урок проводился в рамках школьного мероприятия - Методического дня, посвящённого теме "Экология жизни". 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по естествознанию "Жить ЭКО-логично" в 10 классе»

Конспект урока по естествознанию

«Жить ЭКО – логично»


Класс: 10

Учитель географии Каварзина Л.А.

Дайджест англ. «краткое изложение, резюме» – информационный продукт (издание, статья, подборка), который содержит краткие аннотации и основные положения статей, или в котором сжато передаётся содержание самых интересных публикаций за какой-то период.

Оборудование: рабочие листы, мультимедийная презентация, видеоролик (производство напитка Coca-Cola), тексты статей, пластиковая бутылка, бабочки - бумажные модели (красные и чёрные).


Ход урока:

Актуализация темы:

Слайд: «Жить ЭКО-логично».

Здравствуйте! Сегодня на уроке предлагаю рассмотреть и обсудить ряд публикаций, так или иначе посвящённых нашей гостье – пластиковой бутылке из-под напитка Coca-Cola.

Можно по разному относиться к самому напитку, и эта тема интересна, но мы уделим внимание самой бутылке. Как вы думаете, ребята, почему (ответы учеников)?


Слайд: Кто производит больше всего пластикового мусора в Европе (данные статьи Our world in data, 2018 год).

Возникает дилемма: пластик нам необходим, он заменяет природные ресурсы, но он является самым распространённым мусором на планете (анализ статистики из статьи).

Отсюда вытекает глобальная экологическая проблема: утилизация пластиковых отходов.

Предлагаю разобраться можно ли решить проблему загрязнения окружающей среды, сохранив жизнь пластиковой бутылке? Что значит жить ЭКО-логично? И почему у нас на уроке присутствуют модели бабочек?


Работа с рабочим листом, обсуждение:

Надо ближе познакомиться с пластиковой бутылкой с точки зрения химии, ответив на вопросы в предложенном задании:

Задание № 1.

  • Из какого вещества сделана пластиковая бутылка? Подчеркните верный ответ: природного, искусственного, синтетического. Чем они отличаются? (природные – продукты жизнедеятельности живых организмов, белки, жиры, витамины и т.д.; искусственные – продукты химически преобразованных природных веществ, которые в природе не встречаются; синтетические – получены синтетическим путём).

  • Можно ли сказать, что «полимер = пластмасса»? (нет; пластмасса состоит из полимеров).

Какой мы можем сделать вывод? Например: пластиковые бутылки состоят из синтетического материала, в природе аналогов таких веществ нет, поэтому их утилизация и разложение – большая проблема человечества.

Слайд. Пластик разлагается 400 - 450 лет. Способы утилизации пластиковых отходов.

Учёные и производители решают эту проблему. Предлагается три способа утилизации пластиковых отходов. Задание: Назовите плюсы и минусы каждого из способов.

1) захоронение на полигонах (например: «+» разработана система защиты вод; «-» способ дорогой);

2) сжигание пластика (например: «+» на малой площади, энергию горения можно использовать на производство электроэнергии», «-» загрязнения, выбросы горения);

3) переработка пластика (например: «+» ПЭТ-бутылки полностью перерабатываются, сбор сырья стоит минимум вложений; «-» культура сортировки и последующей переработки мусора в России только зарождается).

Третий способ утилизации пластикового мусора считается наиболее перспективным и получил развитие во многих развитых странах. Одними из лидеров по утилизации отходов являются Германия и Швеция.


Работа с рабочим листом, обсуждение:

Слайд. Статья от 15 мая 2016 года. LIVEJOURNAL. Как из мусора делают бутылки Coca-Cola, и куда смотрит «Гринпис».

Задание № 2. Прочитать отрывок из статьи.

«Современные технологии переработки пластика в цивилизованном мире шагнули далеко – пластиковые бутылки ПЭТ (полиэтилентерефталат) перерабатывают в точно такие же пластиковые бутылки. Слайд: фото завода. В России пока существует один такой завод «Пларус», открытый в 2007 году на окраине подмосковного Солнечногорска.

Сегодня тут перерабатывают 1800-2500 тонн пластиковых бутылок в месяц. На входе – грязные использованные бутылки, на выходе – чистое сырьё для производства новых. Сбор сырья производится по сортировочным станциям и полигонам бытовых отходов. Везут даже с Урала. Мусор сортируют вручную, выделяют из него бутылки, пакуют и продают заводу в виде 300-килограммовых кип грязных прессованных бутылок».

Рассказ учителя с использованием презентации о стадиях производства на заводе.

Слайд: отбор и сортировка.

Первый цех занят отбором и сортировкой бутылок. Всё оборудование европейское. Завод мог бы работать автоматически, как в Европе, ведь, автоматические линии умеют различать и раскладывать бутылки по цветам, но у нас на заводе нужна помощь людей. Почему? (Задание в рабочем листе).

Ответ: в связи с сильной загрязнённость исходного сырья; в Европе пластик поступает в переработку в чистом виде. Вывод? Жить ЭКО-логично. Разделение мусора!

Слайд: упаковка в кипы.

Отсортированные по цвету бутылки вновь прессуют в кипы и отправляют во второй цех.

Слайд: мойка.

В этом цехе бутылки снова распаковывают и моют сначала в холодной, потом в горячей воде, а затем в щелочном растворе и специальном моющем средстве.

Слайд: сортировка и магнитная металлосепарация.

После серии моек – очередной пост ручной сортировки и магнитная металлосепарация.

Слайд: дробление.

Следующий этап дробление, измельчение и снова очистка в специальном барабане, заполненном жидкостью.

Слайд: отбор бракованных флекс.

Бутылочные хлопья проходят финальный отбор на специальном компьютерном станке, который отбирает бракованные флексы другого цвета. Флексы являются сырьём для хозтоваров, стройматериалов, флисовых тканей.

Слайд: упаковка.

Затем продукцию упаковывают в 2-метровые мягкие контейнеры.

Слайд: пробы на тестирование.

Пробы полученных хлопьев отправляются в химическую лабораторию для тестирования.

Слайд: гранулирование.

Хлопья пневмотранспортом отправляют в третий цех на линию гранулирования. Этот процесс сложный и полностью автоматизированный.

Слайд: гранулят для производства бутылок.

Далее гранулят превращается в ПЭТ-гранулят. Такой материал одобрен экспертизой для использования в упаковке для пищевых продуктов, в том числе жидкостей.

Слайд: упаковка.

Готовый продукт упаковывают в большие мешки и отправляют заказчикам. Серьёзный повод задуматься! Завод мог бы перерабатывать гораздо больше отходов, но не хватает сырья! Культура сортировки и последующей переработки мусора в России только зарождается. Надо жить ЭКО-логично!


Работа с рабочим листом, обсуждение:

Задание № 3 (работа в паре).

Почему так широко используют ПЭТ - бутылки (для содержания, защиты и транспортировки жидкостей)? Выберите «+» и «-» пластиковых бутылок: лёгкие, прозрачные, низкие барьерные свойства, легко окрашиваются, полностью перерабатываются, пропускает ультрафиолетовые лучи и кислород, пропускают наружу углекислый газ, недорогие, не бьются.


Объяснение учителя: основные направления по улучшению качества пластиковых бутылок:

- использование многослойной технологии;

- оптимизация формы бутылки для достижения лучшего соотношения поверхности и объёма.

Слайд: бутылки.

Но вернёмся к бутылкам из ПЭТ-гранулята. Они прозрачные и чистые, поэтому пользуются большим спросом. Одним из основных клиентов является компания Coca-Cola.

Видеоролик (производство Coca-Cola в Москве)

Несмотря на то, что компания Coca-Cola считается одним из экологически чистых производств, она даёт миру большое количество отходов в виде пластиковых бутылок. Сейчас эта компания развернула программу цикличной экономии под девизом «Собирать и перерабатывать 100 % своей упаковки к 2030 году».

Страны Европы с 2021 года отказываются только от одноразовых упаковок. А к 2030 году планируют также перейти на повторное использование всей полимерной упаковки. Индия, Китай, Кения, Таиланд выступают за полный отказ от пластика. В интернет-ресурсах много говорится о пластиковом загрязнении, о Большом Тихоокеанском мусорном пятне, о вреде микропластика.

Но проблема решаема:

  • изучив слизь медуз (слайд), учёные из неё разработали специальный фильтр, способный склеивать микропластик (Deutschland. de. 29.10.2018 год. Как медузы помогают бороться с микропластиком);

  • японцы научились создавать ферменты, которые ликвидируют пластик за несколько дней, (слайд), подсмотрев за деятельностью бактерий по его уничтожению;

  • в пластмассы включают добавки, ускоряющие разложение полимеров;

  • создаются биополимеры, которые разлагаются бактериями и микроорганизмами;

  • научились пластик перерабатывать в автомобильное топливо (900 грамм топлива/кг сырья).

Задание № 4.

Ответы на вопросы:

  1. Какая страна производит и перерабатывает больше всего пластикового мусора в Европе? Германия.

  2. Как можно сохранить жизнь пластиковой бутылке, не загрязняя окружающей среды? Повторная переработка.

  3. Что значит жить ЭКО-логично?


Вывод учителя: вторичная переработка пластмассовых бутылок может оказаться очень выгодной при грамотной организации процесса.

- создание пунктов приёма;

- сотрудничество с мусорными полигонами;

- установка на улицах урны для бутылок;

- поставить автоматы для автоматизированной сборки сырья у населения.

Возможные выводы учащихся:

- сырьё дёшево и доступно, а конечный продукт широко востребован;

- один и тот же материал может поступать в переработку неоднократно;

- в России подобное производство развито слабо, минимальная конкуренция;

- утилизация позволяет ограничить потребление нефти и нефтепродуктов;

- снижается загрязнение окружающей среды;

- снижаются цены на товары из ПЭТ.


Рефлексия: бабочка – символ бессмертия, возрождения, способности к превращениям, к трансформации и обновлениям.

Предлагается выбрать и наклеить на бутылку бабочку: красную – если вы за существование пластиковой бутылки, чёрную – против. Если сомневаетесь, то наклеиваете двух бабочек.
















РАБОЧИЙ ЛИСТ

Ученик__________________________________________________________

Жить ЭКО – логично

Задание № 1.

  • Из какого вещества сделана пластиковая бутылка? Подчеркните верный ответ: природного, искусственного, синтетического. Чем они отличаются (устный ответ)?

  • Можно ли сказать, что «полимер = пластмасса»? Подчеркните верный ответ: да, нет. Почему (устный ответ)?


Вывод? Например: пластиковые бутылки состоят из синтетического материала, в природе аналогов таких веществ нет, поэтому их утилизация и разложение – большая проблема человечества. Ваш вывод:________________________________.

Задание № 2.

Современные технологии переработки пластика в цивилизованном мире шагнули далеко – пластиковые бутылки ПЭТ (полиэтилентерефталат) перерабатывают в точно такие же пластиковые бутылки. В России существует такой завод - «Пларус», открытый в 2007 году в Солнечногорске. Всё оборудование европейское. Сегодня тут перерабатывают 1800-2500 тонн пластиковых бутылок в месяц. На входе – грязные использованные бутылки, на выходе – чистое сырьё для производства новых. Сбор сырья производится по сортировочным станциям и полигонам бытовых отходов. Везут даже с Урала. Мусор сортируют вручную, выделяют из него бутылки, пакуют и продают заводу в виде 300-килограммовых кип грязных прессованных бутылок.

Завод мог бы работать автоматически, как в Европе, ведь, автоматические линии умеют различать и раскладывать бутылки по цветам, но у нас на заводе нужна помощь людей. Почему?

- чтобы были рабочие места;

- европейское оборудование быстро ломается;

- в связи с сильной загрязнённостью исходного сырья.


Вывод: ______________________________________________________________ !!!


Задание № 3.

Почему широко используют ПЭТ - бутылки (для содержания, защиты и транспортировки жидкостей)?

Выберите «+» и «-» пластиковых бутылок: лёгкие, прозрачные, низкие барьерные свойства, легко окрашиваются, полностью перерабатываются, пропускает ультрафиолетовые лучи и кислород, пропускают наружу углекислый газ, недорогие, не бьются.


Задание № 4.

Ответы на вопросы:

  1. Какая страна производит и перерабатывает больше всего пластикового мусора в Европе? _________________.

  2. Как можно сохранить жизнь пластиковой бутылке, не загрязняя окружающей среды? _____________________________________________________________.

  3. Что значит жить ЭКО-логично? ________________________________________.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!