Физика 10 класс
Урок № 1 Дата :
Тема урока: Физика и познание мира
Образовательная цель: дать учащимся представление о физической науке, физических явлениях, научном методе познания.
Развивающая:
находить необходимые сведения в тексте , выделять главную мысль;
способствовать обучению школьников умению комментировать прочитанный текст;
активизировать мышление учащихся, повышать мотивацию учения, способствовать самовыражению, формированию критического мышления.
Коррекционная:
расширять и дифференцировать словарь (понятия и лексика по предмету),
развивать слуховое восприятие (услышать и оценить высказывание),
совершенствовать умение строить ответ связного высказывания.
Воспитательная цель: воспитание культуры умственного труда и общения, чувство ответственности за свою работу.
Тип урока: урок изучения нового материала
Словарь: гипотеза, научная гипотеза ,научный метод познания, парадокс.
ФОПД: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Особенность урока: применение приемов технологии развития критического мышления учащихся
Оборудование:
Человек …пока он составляет часть природы, должен следовать ее законам.
Спиноза.
Ход урока
I. Организационный момент
2. Знакомство с учебником, правилами и требованиями учителя.
3. Запись учениками школьных принадлежностей для урока физики.
а) учебник;
б) тетрадь 48 л.;
в) тетрадь для лабораторных и практических работ – 12 - 18 л.;
г) тетрадь для контрольных работ – 12 - 18 л.;
д) микрокалькулятор
е) линейка, карандаш, ластик, треугольник, транспортир, ручка (синяя и чёрная).
II. Правила техники безопасности в кабинете физики и на уроках физики.
журнал по технике безопасности на уроках физики (роспись учащихся об ознакомлении с правилами по ТБ).
III. Изучение нового материала.
Природа – это храм, где камни говорят,
Хоть часто их язык бывает непонятен.
Вокруг – лес символов, тревожен, необъятен,
И символы на нас с усмешкою глядят.
Пытливый ум человека не делит мир на части непроницаемой перегородкой: это “лирика”, а это “физика”. В мозгу человека всё сплетено в живой и неделимый клубок мыслей и чувств.
2. Научный метод познания.
Пытаясь понять окружающий мир, человек ищет закономерности в различных и многообразных явлениях. На основании того, что ему уже известно из наблюдений и опытов, человек пытается угадать новую закономерность. Такая догадка называется гипотезой.
Научная гипотеза – это не любая догадка, а только такая, которая может быть проверена на опыте. После того, как догадка высказана, учёные ставят многочисленные опыты с целью подтвердить, или опровергнуть эту догадку. Но, далеко не все гипотезы подтверждаются. И тогда начинают рождаться новые гипотезы. А для их проверки ставятся новые эксперименты.
Этот процесс – процесс научного познания мира – имел начало, но конца ему не видно.
Нам тайны нераскрытые раскрыть пора –
Лежат без пользы тайны, как в копилке –
Мы тайны эти с корнем вырвем у ядра –
На волю пустим джина из бутылки.
Владимир Высотский
3. Что и как изучает физика?
“Учёный изучает природу не потому что это полезно; он исследует её потому, что это доставляет ему наслаждение, а это даёт ему наслаждение потому, что природа прекрасна. Если бы природа не была прекрасна, она не стоила бы того, чтобы быть познанной; жизнь не стоила бы того, чтобы быть прожитой.
“Наука полезна потому, что она научает нас создавать машины, я говорю машины полезны, потому, что, работая для нас, они некогда оставят нам больше времени для научных занятий...”
Анри Пуанкаре
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
А.С.Пушкин
Точно подметил великий поэт характер научной деятельности. Опыт – “сын ошибок трудных”, вы можете почувствовать, выполняя лабораторные работы, что гений – “парадоксов друг” - об этом вы узнаете, решая задачи (парадокс это неожиданная, непривычная мысль, противоречащая опыту).
А случай? Есть и он. Настойчивым и внимательным всегда везёт. И это – хорошо.
Наука для всех. Много веков длится процесс познания окружающего мира. Огромный труд был затрачен учёными, и немалый труд предстоит затратить каждому молодому человеку для того, чтобы усвоить основы современной науки. Они нужны не только учёному и инженеру, но и рабочему и трактористу. Всё в большей и большей мере люди на работе, да и дома, управляют машинами и механизмами. Чтобы понять, как они работают, нужно знать законы природы.
Простые истины. Мы знаем, что камень всегда падает вниз на землю, что есть твёрдые предметы, о которые можно ушибиться, что огонь может обжечь.
Однако, как ни важны подобные знания, накапливаемые ребёнком и взрослым человеком, они ещё не образуют науку. Это частные правила, касающиеся отдельных явлений. Они говорят нам о том, что произойдёт в обычных условиях, но не отвечают на вопрос: почему те или иные события вообще происходят и не могут ли эти события не наступить? Они также не позволяют предсказать, что произойдёт при других условиях.
Людям необходимо понять окружающий мир, чтобы использовать его законы для облегчения труда, улучшения условий жизни.
Преобразование мира. Именно развитие наук о природе дало в руки человека современную технику, и это привело к преобразованию окружающего нас мира. Основную роль сыграла физика – важнейшая наука, изучающая самые глубокие законы природы.
Физика составляет фундамент главнейших направлений техники. Строительная техника, гидротехника, теплотехника, электротехника и энергетика, радиоэлектроника, светотехника, огромная часть военной техник выросли на основе физики. Благодаря сознательному использованию законов физики техника из области случайных находок вышла на широкую дорогу целенаправленного развития.
Физика и другие науки.
Физика – это наука, занимающаяся изучением основополагающих и вместе с тем наиболее общих свойств окружающего нас материального мира.
Поэтому понятия физики и её законы лежат в основе любого раздела естествознания. Физика. Способы изучения физических явлений
«Физика» является по происхождению греческим словом со значением «природа», но надо понимать, что физика изучает неживую природу.
Физика – это наука, изучающая наиболее общие свойства тел и явлений неживой природы.
Методы изучения физических явлений:
1. наблюдение;
2. эксперимент;
3. моделирование.
Наблюдение – самый старый способ изучения. До средних веков учёные всего мира изучали физические явления в основном при помощи наблюдений. Считается, что первым человеком, который проявил себя в наблюдении, был Аристотель , древнегреческий философ и учёный.
Аристотель (384–322 до н. э.)
Примерно в Средние века начинает развиваться второй способ исследования физики – эксперимент. Одним из самых известных экспериментаторов того времени является Галилео Галилей, итальянский физик, астроном и философ .
Галилео Галилей (1564-1642)
Физический эксперимент – воспроизведение природных или создание новых физических явлений и процессов в определённых условиях с целью исследования, испытания.
На основе наблюдений и физических экспериментов можно строить различные догадки, гипотезы, придумывать объяснения – модели, использовать доступную математику и компьютерное моделирование для описания изучаемых явлений. Моделирование в физике является основой понимания сути явлений и процессов окружающего мира.
Если модель построена правильно, то она позволяет предусмотреть и результаты других экспериментов и наблюдений – даже таких, которые еще никто и никогда не проводил.
Сравнивая различные физические тела или явления, можно заметить, что они всегда имеют некоторые отличия: тела могут быть выше или ниже, легкими или тяжелыми, вытеснять при погружении более или менее воды из сосуда. Явления могут протекать быстрее или медленнее.
Физическая величина – количественная характеристика физического свойства объекта или явления. Указанные различия тел и явлений описывающие такие физические величины, как высота, вес, объем, время.
В настоящее время физика очень тесно связана с астрономией, геологией, химией, биологией и другими естественными науками. Она много объясняет в этих науках, предоставляет им мощные методы исследования.
Физические величины и их измерение. Исследование явлений начинается с их наблюдения. Но для того чтобы понять и описать происходящие события, учёные вводят целый ряд физических величин, таких как скорость, сила, давление, температура, электрический заряд и многие другие. Каждой величине надо дать точное определение, в котором указывается, как эту величину можно измерить, как провести необходимый для такого измерения опыт.
Чаще всего в определениях физических величин просто уточняют и придают количественную форму тому, что непосредственно воспринимается нашими органами чувств. Так вводят понятия силы, температуры и т.д. Есть величины, которые не воспринимаются непосредственно нашими органами чувств (электрический заряд). Но они выражаются через другие величины, на которые органы чувств человека реагируют. Так, электрический заряд определяется по силам взаимодействия между заряженными телами.
Связь между физическими величинами. Чтобы из наблюдений за физическими явлениями сделать общие выводы, найти причины этих явлений, следует установить количественные зависимости между различными физическими величинами. Для этого необходимо специально изменять условия, в которых протекает данное явление. От непосредственного наблюдения надо перейти к физическому эксперименту.
Если меняются все условия сразу, то трудно уловить какие-либо закономерности. Поэтому, проводя физический эксперимент, стремятся проследить зависимость данной величины от характера изменения каждого из условий в отдельности.
Например, давление газа зависит от его массы, объёма и температуры. Чтобы исследовать эту зависимость, надо сначала изучить, как влияет на давление изменение объёма, когда температура и масса остаются постоянными. Необходимо проследить, как давление зависит от температуры при постоянном объёме.
Законы природы и законы, определяющие жизнь общества. Любые изменения в природе подчиняются определённым законам. Движение тел описывается законами механики, распространение света законами оптики . Различие законов природы и законов, определяющих жизнь общества, состоит в том, что законы природы не изобретаются людьми, а открываются в процессе исследования окружающего мира. Если “общественные” законы могут быть нарушены или отменены, то нарушить или отменить законы природы не может никто!
IV. Закрепление изученного материала.
Пословица гласит: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”.
А почему народ так решил?
Русский поэт И.Северянин в одном из своих стихотворений писал:
Мы живём, словно в сне неразгаданном,
На одной из удобных планет...
Много здесь, чего вовсе не надо нам,
А того, что нам хочется – нет...
Чего же нам хочется?
Домашнее задание. параграф 1-2 читать.