9
Тема: Плавание тел.
Тип урока: усвоения новых знаний.
Цель урока: создать условия для изучения условий плавания тел.
Задачи:
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
объяснять плавание тел,
экспериментально устанавливать условия плавания тел, исследовать условия плавания тел.
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.
Метапредметные:
умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
Оборудование: яйцо вареное, широкий сосуд с водой, три шарика, одинаковые по объему, разные по массе, два сосуда с чистой водой, насыщенным раствором соли в воде, с маслом, деревянный, алюминиевый бруски, парафиновая свеча, кусочек пластилина, таблица плотностей (стр.63 учебника).
УМК: А.В.Перышкин Физика 7 класс ,Москва Дрофа 2015 г.
Методы обучения: словесные, наглядные, проблемные.
Ход урока:
1) Организационный этап.
Формируемые УУД:
Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Начинаем наш урок.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Формируемые УУД:
Регулятивные: целеполагание; планирование.
Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
В начале нашего урока я хочу прочитать вам детский стишок Агнии Барто, который вы все знаете:
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Учитель: почему не тонет мяч? А что предложите, чтобы утонул? А давайте мячик заменим другим телом, например яйцом.
Постановка проблемного эксперимента.
Опыт 1. Яйцо в двух различных водах: простой и соленой
Учитель. Почему в одном стакане яйцо тонет, а в другом нет?
Ответ. Различные жидкости, одна соленая, а другая простая.
Учащимся предоставляется опыт с шариками, изготовленными, из различных веществ.
А если заменим яйцо тремя шариками одинакового объема.
Опыт 2. В сосуд с водой опустить 3 шарика одинаковых по объему, но разных по массе. Шарики расположатся в воде по- разному.
Проблемный вопрос: как можно объяснить эксперимент?
( сравнить силу тяжести и силу Архимеда)
Учитель. Почему одни шарики тонут, а другие плавают?
Ответ. Шарики изготовлены из разных веществ.
Учитель. И так, мы с вами убедились, что на все тела, погруженные в жидкость, действует выталкивающая сила. Но ведут себя тела в жидкости по-разному. Как?
Ответ. Одни – всплывают, другие плавают внутри жидкости, третьи – тонут.
Учитель. Как вы думаете, а существует ли закон или условие, определяющее поведение тела в жидкости? Что мы должны выяснить?
Ответ. Мы должны выяснить условие плавания тел.
Учитель. Это наша цель, а тема урока? Плавание тел. (Записывают тему урока)
3) Актуализация знаний.
Формируемые УУД:
Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои действия.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
Учитель. Почему камень в воде легче поднимать, чем в воздухе? ( На тело, находящееся в жидкости, действует сила, выталкивающая это тело из жидкости).
Учитель. А как называется выталкивающая сила?( Сила Архимеда).
Учитель: А куда направлена сила Архимеда?(Вверх)
Учитель: Отчего зависит сила Архимеда? ( сила Архимеда зависит от плотности жидкости и объема тела).
Учитель: как определяется архимедова сила?
Ученики: для подсчета архимедовой силы надо использовать формулу FA = ρжgV, где V – объем части тела, которая погружена в жидкость.
Учитель: Какими способами можно на опыте определить архимедову силу?
Ученики: Можно взвесить жидкость, вытесненную телом, её вес и будет равен архимедовой силе. Можно найти разность показаний динамометра при взвешивании тела в воздухе и в жидкости, эта разность тоже равна архимедовой силе. Можно определить объем тела с помощью линейки или мензурки. Зная плотность жидкости, объем тела, можно вычислить архимедову силу.
Учитель. Итак, мы знаем, что на всякое тело, погруженное в жидкость, действует архимедова сила. А ещё, какая сила действует на любое тело, погруженное в жидкость?
Ученики :Сила тяжести. Она направлена вертикально вниз. Fтяж=mg
Действие силы тяжести и силы Архимеда мы сможем наблюдать на нашем уроке.
4) Первичное усвоение новых знаний.
Формируемые УУД:
Познавательные: извлекать необходимую информацию из опытов, структурировать знания.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные: давать определения новым понятиям темы.
Сегодня у нас не просто урок, а урок – исследование. Каждый из вас получит свое задание и форму таблицы, которую надо заполнить. Затем мы обсудим полученные результаты.
Организуем небольшую лабораторию. Попробуем все сведения об условиях плавания тел получить из опыта.
Инструктаж по ТБ.
Пронаблюдайте, какие из предложенных тел тонут, и какие плавают в воде. Найдите в таблице плотности, соответствующих веществ и сравните с плотностью воды. Результаты оформите в виде таблицы.
Опыт 1. Перед вами стакан с водой и бруски: алюминиевый и деревянный, парафин, как они будут вести себя в воде, указать плотности тел и воды, описать их поведение.
Результаты исследования:
Поведение тела | Поведение тела в пресной воде | Плотность тела | Условие для плотностей ( сравните плотности воды и тела) | Условие для сил ( сравните силу тяжести и силу Архимеда) |
Деревянный брусок | | | в д | FА Fтяж |
Алюминиевый брусок | | | в а | FА Fтяж |
Парафин | | | в п | FА Fтяж |
Информационная справка:
Вещество | вода | алюминий | парафин | дерево |
Плотность | 1000 | 2700 | 900 | 400 |
Проблема. А может ли одна жидкость плавать на поверхности другой?
Опыт 2.
Капнем несколько капель масла в стакан с водой. Снова вернёмся к таблице плотности веществ. Объясним, почему на воде образуется масляная плёнка.
Значит, жидкости, как и твёрдые тела подчиняются условиям плавания тел.
Задание: Обозначьте силы, действующие на тело, плавающее в жидкости.
(В тетради и на доске нарисовать три сосуда с жидкостью, обозначить силы, действующие на тело в жидкости)
Запишите формулу, выражающую закон Архимеда.
Запишите формулу для вычисления силы тяжести
Какие одинаковые величины входят в обе формулы? А какая отличается? Значит, условие плавания тел будет зависеть от плотности веществ.
(на доску)
Условия плавания тел в жидкости |
1. Еслиρвρж, то тела тонут. 2. Если ρвж, то тела всплывают. 3. Если ρв=ρж, то тела плавают внутри жидкости. | 1. Если Fтяж. FA, то тела тонут. 2. Если Fтяж. A, то тела всплывают. 3. Если Fтяж. = FA, то тела плавают внутри жидкости. |
Физкультминутка.
Показать, как мы плаваем: по-собачьи, по-морскому, в размашку.
5) Первичная проверка понимания.
Формируемые УУД:
Коммуникативные: слушать и слышать собеседника.
Познавательные: применять полученные знания.
Плавать можно и по реке, и по морю. Поэтому послушайте такие стихи.
1. А лисички
Взяли спички
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
Прибегали два курчонка,
Поливали из бочонка.
Приплывали два ерша, поливали из ковша,
Тушат, тушат – не потушат,
Заливают - не зальют. (К. Чуковский)
В какой ситуации море действительно может гореть и его нельзя « залить водой»? Что может разлиться на поверхность воды?
Море может «гореть», когда на его поверхности разливается горючая жидкость, плотность которой меньше плотности воды (нефть и нефтепродукты).
вопрос. Почему нельзя тушить горящий керосин, заливая его водой? (Заливая бензин, плотность которого меньше плотности воды, он всплывает на поверхность воды и продолжает гореть. )
А какими способами можно потушить горящий керосин, бензин?
Ответ: Песком; при помощи огнетушителя.
2. Почему катастрофа плавающих судов, перевозящих нефть, бензин и т. д. грозит экологической катастрофой?
6) Первичное закрепление.
Формируемые УУД:
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
1.Работа с учебником § 52 стр.154
Ответить на вопросы: 1)Почему водные животные не нуждаются прочных и массивных скелетах, как наземные ?
2)Как рыбы регулируют глубину своего погружения.
7)Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.
Формируемые УУД:
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение.
Вставить слова в предложения:
Тело тонет, если сила тяжести ____________ архимедовой силы (больше, меньше, равна)
Тело плавает на поверхности, если тяжести ___________ архимедовой силы (больше, меньше, равна)
Тело плавает внутри жидкости, если сила тяжести ________ архимедовой силе (больше, меньше, равна).
Самопроверка.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Формируемые УУД:
Регулятивные: умение выбрать задание по силам.
Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем.
§ 52, на выбор
1.Найти пословицы и поговорки о плавании тел.
2.Задание стр.154-155.
Опыт 4. (дополнительно)
Заставьте пластилин плавать в воде. (Дети, возможно, догадаются сделать из пластилина маленький кораблик.) Добейтесь, чтобы кусок фольги плавал в воде.
Почему же одно и тоже тело ведёт себя по-разному?
Вывод. Если изменить форму пластилина в виде лодочки , то можно заставить его плавать.
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Формируемые УУД:
Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: осознавать успешность своей деятельности.
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Учитель: почему не тонет мяч?
Что мы узнали на уроке?
Сегодня на уроке вы показали себя наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя все новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование. Наш урок подошёл к концу. Давайте ответим на вопрос: «Что тебе понравилось на уроке?». Предлагаются варианты ответов:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я научился…
Меня удивило…
У каждого ученика бумажный круг шарик, который может тонуть, плавать внутри жидкости и плавать на поверхности. На доске с обратной стороны нарисован сосуд с водой. Предложить ребятам прикрепить круг: внизу, если было на уроке не интересно и ничего не поняли, в середине сосуда, если остались вопросы, на которые не нашли ответа и сверху, если было интересно и все понятно.
Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.
Большое спасибо, ребята, за совместную работу.