Тема урока: Явление инерции
Цели урока:
Задачи:
научить находить в окружающем мире примеры проявления инерции и объяснять их;
подготовить учащихся к восприятию первого закона Ньютона;
развивать логическое мышление, культуру речи.
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель: Добрый день, ребята! Тема нашего урока сегодня очень интересная, мы изучим необыкновенное явление под названием инерция, которая проявляется в окружающем нас мире на каждом шагу, но мы настолько привыкли к ней, что и не замечаем её.
«Познать законы природы – наша цель!». Их вы изучаете и исследуете каждый раз на уроках физики. Физика любит удивлять вас, любит, чтобы вы наблюдали и думали, получали научные знания об окружающем нас мире с помощью Его Величества «Эксперимента». И тогда наверняка никто не забудет про неё.
Повторение ранее изученного материала.
Учитель: Для начала повторим изученный материал (Слайд 4-5).
Учитель: А теперь проведем небольшую самостоятельную работу.
Ученикам раздаются карточки с проверочным тестом.
Ответы: 1г, 2а, 3в, 4в, 5б, 6б,7б.
Изучение нового материала.
Учитель: Молодцы, ребята, быстро справились с заданием. Надеюсь, что успешно! Переходим к новой теме «Явление инерции».
Ученики записывают тему урока, слушают учителя, отвечают на вопросы.
Учитель: Как вы думаете, может ли тело, находящееся в относительном покое, само собой изменить скорость? Например, увеличить её или
уменьшить? (Нет, демонстрация). Как можно изменить скорость тел? (Подтолкнуть, т.е. подействовать рукой)? Мяч начинает двигаться. Перестаю действовать, что наблюдаете? (Мяч останавливается). Примечание: демонстрируя опыт, с движением шарика по желобу, следует подвести учеников к пониманию, что движение возникает только как результат действия одних тел на другие.
Иногда действие одних тел на данное не вызывает движения. Например, брусок, лежащий на горизонтальной опоре, может сколь угодно долго покоиться.
Но стоит железному шарику удариться о брусок, как он сместится.
V2
При этом взаимодействии изменяется и скорость шарика. Следовательно, изменение скорости связано с взаимодействием тел.
Так при каком же условии движется тело? (Тело движется, если на него действуют другие тела). Основной вывод: для изменения скорости тел необходимо действие других тел.
Учитель: Однако мы рассуждаем как выдающийся философ древней Греции Аристотель. Он отметил в IV в. до н.э. «причина движения кроется в действии, оказываемом на данное тело каким-либо другим телом» (Слайд 6).
Учитель: Согласно взглядам Аристотеля, тело движется только тогда, когда на него действуют другие тела, а при отсутствии внешнего воздействия тело может только покоиться. Идеи древнего философа господствовали в науке около двух тысяч лет.
Как вы считаете, ребята, прав ли был Аристотель?
Ученики высказывают своё мнение.
Учитель: При этом теория Аристотеля никак не объясняет, почему тело, двигающееся по шероховатой поверхности, останавливается гораздо быстрее, чем то же тело, двигающееся по гладкой поверхности.
Открытием истины мы обязаны великому итальянскому ученому Галилео Галилею (1564-1642). (Слайд 7).Он установил, что равномерное и прямолинейное движение может быть и при отсутствии действия каких-либо других сил (Слайд 8. Далее идет обсуждение видеоролика).
Используя оборудование, повторим опыт Галилея: движение стального шарика по гладкому желобу и затем по желобу, на котором насыпан песок (Один из учеников выходит к лабораторному столу и демонстрирует).
Итак, продолжаем, ребята! Галилей утверждал, что если тело движется прямолинейно и равномерно, и нет сопротивления этому движению, оно происходит бесконечно. Значит, движение, не поддерживаемое никакими телами, называется движением по инерции. «Движение по инерции» понимается так, что неподвижные тела сохраняют неподвижность, а движущиеся – сохраняют своё движение. Вспомните, если движение тела равномерное и прямолинейное, что происходит с его скоростью? (Скорость тела сохраняется, остается постоянной.)
Ученики отвечают.
Учитель: Обобщим мысленно эксперимент Галилео Галилея и наши наблюдения и ответим на вопрос: Как же будет двигаться тело, если на него не будут действовать другие тела?
Ученики отвечают. (Тело, на которое не действуют другие тела, движется с постоянной скоростью) и записывают в тетрадь определение: Явление сохранения скорости тела, при отсутствии действия на него других тел называется инерцией (Слайд 9).
Учитель: В конце 17 века английский учёный Исаак Ньютон обобщил выводы Галилея, сформулировал закон инерции и включил его в качестве первого из трёх законов в основу механики. Законы Ньютона мы будем изучать в 9 классе. Все открытия представляют бесценное культурное наследие для нас. Мы должны ценить всё, что сделано человечеством.
Закрепление знаний и умений учащихся.
Учитель: Подумайте и ответьте, когда же проявляется инерция? (Инерция проявляется, если изменяется значение скорости или её направление). Проявление инерции мы наблюдаем постоянно и настолько привыкли, что даже не замечаем её. Явление инерции учитывается во многих видах спорта. Именно инерция помогает устанавливать мировые рекорды (Слайд10-11.)
Учитель: Ребята, давайте решим экспериментальную задачу: На стакане лежит открытка, на ней монета. Как, не задевая монеты, опустить её в стакан? (Ударить по открытке щелчком, открытка отлетит, а монета упадёт в стакан). Почему так происходит? (Объясняется это тем, что ввиду краткости взаимодействия сила трения не успевает сообщить монете достаточную скорость в направлении удара, и монета падает в стакан.)
Ученики отвечают.
Учитель: Но знайте, инерция приносит не только пользу, но и вред. Сейчас мы делимся на две группы и заполняем таблицу (Слайд 12). Примеры (с разъяснением) полезного проявления инерции вставляете под словом «Польза», а примеры (с разъяснением) вредного проявления инерции – под словом «Вред».
Ученики выполняют задание.
Учитель: Ребята, а кто-нибудь из вас может предложить свои примеры из жизни?
Ученики предлагают варианты и по необходимости заносят в таблицу.
Учитель: А теперь, ребята, переходим к следующему заданию – решим несколько качественных задач (Слайд 13 -Слайд 16).
Учитель: Ну и завершающее задание – тест по новой теме (Слайд 17-18). Впишите в таблицу ответов буквы, соответствующие верному ответу на каждый вопрос.
Ученики выполняют задание самостоятельно.
Учитель: Проверим ответы. В таблице ответов каждый из вас должен получить кодовое слово «успех». А значит, вы достигли успеха в усвоении явления инерции!
Домашнее задание. Подведение итогов урока. (Слайд 19.)
Учитель: § 17 учебника. Спасибо вам за урок! Желаю успехов!