СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по физике на тему "Сообщающиеся сосуды"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике на тему "Сообщающиеся сосуды"»

  1. Тема урока. Сообщающиеся сосуды

  2. Тип урока. Урок открытия новых знаний.

  3. Цель урока. Изучить особенности сообщающихся сосудов и сформулировать основной закон сообщающихся сосудов.

  4. Задачи урока.

  • Обучающие: продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах, находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе;

  • Воспитательные: формирование самостоятельности и внимательности учащихся; воспитание интереса к физике.

  • Развивающие: развитие умения наблюдать и выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов; проводить мыслительный эксперимент; развивать у учащихся интерес к познанию законов природы и их применению.

  1. План урока во времени.

  1. Организационный момент – 2 минуты

  2. Проверка домашнего задания – 7 минут

  3. Актуализация знаний – 8 минут

  4. Изложение нового материала –19 минут

  5. Обобщение и закрепление материала – 5 минут

  6. Домашнее задание – 1 минуты

  7. Рефлексия – 1 минуты

  1. Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие класса, проверка готовности класса к уроку, создание эмоционального настроя на урок.

  1. Проверка домашнего задания.

Учителем организуется опрос по домашнему заданию:

Ученик 1 – пересказ параграфа 40

Ученик 2 – сообщение «Гидростатический парадокс»

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Давайте еще раз вспомним, по какой формуле мы рассчитываем давление на дно и стенки сосуда?

Ученики:

Учитель: Верно! Решим еще пару задач на эту тему.

Задача 3: Поршневой насос может произвести давление в Па. На какую высоту можно поднять воду этим насосом?

Решение:

Задача 4: Определите давление воды на стенки котла водяного отопления, если высота труб 20 м?

Решение:

  1. Изложение нового материала.

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на экран. На рисунке два кофейника. Ширина их одинакова, а высота разная. В какой из них можно налить больше жидкости?

Ученики: В высокий

Учитель: Ответ кажется очевидным: в тот, который выше. Однако это не так. Объём левого кофейника больше, но если бы пришлось наливать в него жидкость, то вы бы смогли налить её только до уровня отверстия носика. А так как отверстия носиков обоих кофейников на одной высоте, то и жидкости в оба кофейника можно налить одно и то же количество. Кофейник и трубка носика – это два сосуда, которые соединены между собой, и однородная жидкость в обоих устанавливается на одном уровне. Поэтому высокий кофейник никак нельзя долить доверху, вода будет выливаться через носик.

Учитель: Ребята, кто-нибудь знает, как называются сосуды, которые соединены между собой?

Ученики: Сообщающиеся сосуды

Учитель: Верно, запишите в тетради тему нашего урока: Сообщающиеся сосуды.

Запишем определение: Сосуды, соединенные между собой ниже уровня жидкости называются сообщающимися.

Учитель: Как мы уже поняли на примере кофейника, сообщающиеся сосуды встречаются в жизни очень часто. Назовите, какие сообщающиеся сосуды вы, например, знаете.

Ученики: Лейка, чайник.

Учитель: Молодцы. Давайте обратим внимание на то, что во всех случаях, Форма и размеры сосудов разные. Так, например, носик кофейника гораздо уже, чем сам кофейник, но жидкость будет находиться на одном и том же уроне и там, и там.

Давайте запишем утверждение: В сообщающихся сосудах любой формы и сечения поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне (при условии, что давление воздуха над жидкостью одинаково).

Учитель: Давайте проверять это на опытах.

Демонстрируется видеоролик 1.

Учитель: Сообщающимися могут быть не только 2 сосуда, но и несколько (демонстрация прибора). И во всех этих сосудах однородная жидкость будет находиться на одном уровне. Это объясняется тем, что, если жидкость покоится, то есть не перемещается из одной трубки в другую, то давление и сила давления жидкости во всех сосудах на любом уровне одинаковы, плотность тоже одинакова, то и высота жидкости должна быть одинаковой.

Подняв сосуд или долив в него жидкость, мы меняем давление, поэтому жидкость начнет перемещаться в другую трубку, пока давления не сровняются.

Учитель: Как вы думаете, что произойдет, если долить воды, только в средний сосуд?

Ученики: Уровень воды поднимется во всех сосудах.

Учитель: Верно, а как распределятся в сосуде 2е жидкости с разной плотностью?

Ученики: Уровень станет разный.

Учитель: Верно, давайте запишем: при равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью.

  1. Обобщение и закрепление материала.

Учитель: Хорошо, давайте представим себе следующую ситуацию

Учитель: Решим задачу по данному алгоритму.

Задача 386: Столб воды в сообщающихся сосудах высотой 17,2 см уравновешивает столб дизельного топлива высотой 20 см. Определите плотность дизельного топлива. Плотность воды 1000 кг/ .

  1. Домашнее задание.

Параграф 41 (учить, пересказывать), записи в тетради, Задачник: номер 387.

  1. Рефлексия.

А теперь сделайте один хлопок те, кто плохо понял сегодняшнюю тему урока. Сделайте два хлопка те, кто понял частично. Похлопайте те, кто хорошо понял тему. А я аплодирую всем вам потому, что мне с вами было приятно работать! До свидания!



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!