Тема урока. Сообщающиеся сосуды
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цель урока. Изучить особенности сообщающихся сосудов и сформулировать основной закон сообщающихся сосудов.
Задачи урока.
Обучающие: продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах, находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе;
Воспитательные: формирование самостоятельности и внимательности учащихся; воспитание интереса к физике.
Развивающие: развитие умения наблюдать и выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов; проводить мыслительный эксперимент; развивать у учащихся интерес к познанию законов природы и их применению.
План урока во времени.
Организационный момент – 2 минуты
Проверка домашнего задания – 7 минут
Актуализация знаний – 8 минут
Изложение нового материала –19 минут
Обобщение и закрепление материала – 5 минут
Домашнее задание – 1 минуты
Рефлексия – 1 минуты
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие класса, проверка готовности класса к уроку, создание эмоционального настроя на урок.
Проверка домашнего задания.
Учителем организуется опрос по домашнему заданию:
Ученик 1 – пересказ параграфа 40
Ученик 2 – сообщение «Гидростатический парадокс»
Актуализация знаний.
Учитель: Давайте еще раз вспомним, по какой формуле мы рассчитываем давление на дно и стенки сосуда?
Ученики:
Учитель: Верно! Решим еще пару задач на эту тему.
Задача 3: Поршневой насос может произвести давление в Па. На какую высоту можно поднять воду этим насосом?
Решение:
Задача 4: Определите давление воды на стенки котла водяного отопления, если высота труб 20 м?
Решение:
Изложение нового материала.
Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на экран. На рисунке два кофейника. Ширина их одинакова, а высота разная. В какой из них можно налить больше жидкости?
Ученики: В высокий
Учитель: Ответ кажется очевидным: в тот, который выше. Однако это не так. Объём левого кофейника больше, но если бы пришлось наливать в него жидкость, то вы бы смогли налить её только до уровня отверстия носика. А так как отверстия носиков обоих кофейников на одной высоте, то и жидкости в оба кофейника можно налить одно и то же количество. Кофейник и трубка носика – это два сосуда, которые соединены между собой, и однородная жидкость в обоих устанавливается на одном уровне. Поэтому высокий кофейник никак нельзя долить доверху, вода будет выливаться через носик.
Учитель: Ребята, кто-нибудь знает, как называются сосуды, которые соединены между собой?
Ученики: Сообщающиеся сосуды
Учитель: Верно, запишите в тетради тему нашего урока: Сообщающиеся сосуды.
Запишем определение: Сосуды, соединенные между собой ниже уровня жидкости называются сообщающимися.
Учитель: Как мы уже поняли на примере кофейника, сообщающиеся сосуды встречаются в жизни очень часто. Назовите, какие сообщающиеся сосуды вы, например, знаете.
Ученики: Лейка, чайник.
Учитель: Молодцы. Давайте обратим внимание на то, что во всех случаях, Форма и размеры сосудов разные. Так, например, носик кофейника гораздо уже, чем сам кофейник, но жидкость будет находиться на одном и том же уроне и там, и там.
Давайте запишем утверждение: В сообщающихся сосудах любой формы и сечения поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне (при условии, что давление воздуха над жидкостью одинаково).
Учитель: Давайте проверять это на опытах.
Демонстрируется видеоролик 1.
Учитель: Сообщающимися могут быть не только 2 сосуда, но и несколько (демонстрация прибора). И во всех этих сосудах однородная жидкость будет находиться на одном уровне. Это объясняется тем, что, если жидкость покоится, то есть не перемещается из одной трубки в другую, то давление и сила давления жидкости во всех сосудах на любом уровне одинаковы, плотность тоже одинакова, то и высота жидкости должна быть одинаковой.
Подняв сосуд или долив в него жидкость, мы меняем давление, поэтому жидкость начнет перемещаться в другую трубку, пока давления не сровняются.
Учитель: Как вы думаете, что произойдет, если долить воды, только в средний сосуд?
Ученики: Уровень воды поднимется во всех сосудах.
Учитель: Верно, а как распределятся в сосуде 2е жидкости с разной плотностью?
Ученики: Уровень станет разный.
Учитель: Верно, давайте запишем: при равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью.
Обобщение и закрепление материала.
Учитель: Хорошо, давайте представим себе следующую ситуацию
Учитель: Решим задачу по данному алгоритму.
Задача 386: Столб воды в сообщающихся сосудах высотой 17,2 см уравновешивает столб дизельного топлива высотой 20 см. Определите плотность дизельного топлива. Плотность воды 1000 кг/ .
Домашнее задание.
Параграф 41 (учить, пересказывать), записи в тетради, Задачник: номер 387.
Рефлексия.
А теперь сделайте один хлопок те, кто плохо понял сегодняшнюю тему урока. Сделайте два хлопка те, кто понял частично. Похлопайте те, кто хорошо понял тему. А я аплодирую всем вам потому, что мне с вами было приятно работать! До свидания!
3