II. | Мотивация деятельности учащихся: | Собственная презентация «Сообщающиеся сосуды» (1) Рисунок «Сообщающиеся сосуды» (2) | Какую общую тему изучаем на последних уроках? - Что мы знаем о давлении? Проверка знаний и выполнения д/з. Перед объявлением новой темы учитель предлагает учащимся послушать сказку о старом физике Карло (одновременно с рассказом учителя идёт презентация): В небольшом городе под именем N жил старый физик Карло. У него была своя лаборатория, где физик проводил многочисленные опыты и эксперименты. Однако лаборатория Карло оказалась непростая: в ней все приборы были живые. И всё бы хорошо, да только не давали покоя физику четыре прибора. Каждый из них считал себя лучше других. Приборы никогда не общались друг с другом. И не было Карлу покоя от них. Однажды утром у старого физика родилась идея. Он придумал, как заставить приборы дружить и общаться друг с другом. | “Давление”. Работа с карточками, фронтальная беседа с учителем (ответы на вопросы). | 8 мин |
III. | Постановка целей урока, название темы. Объяснение новых знаний В сообщающихся сосудах поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне. . В сообщающихся сосудах, содержащих разные жидкости, высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью | «Закон сообщающихся сосудов» (3) | Учитель задаёт вопрос учащимся: “Как вы думаете, что мог придумать Карло, чтобы заставить приборы общаться?” Учитель предлагает сделать вывод ученикам о том, что такое сообщающиеся сосуды. Уточняет данное определение. Предлагает записать в тетрадь тему урока. Учитель демонстрирует на основе опыта свойство сообщающихся сосудов: Бёрем две стеклянные трубки, соединённые между собой резиновой трубкой. -Данный прибор можно назвать сообщающимся сосудом? – Почему? -Нальём в сосуд однородную жидкость (например, воду). -Каковы уровни жидкости в обоих коленах сосуда? - Почему уровни однородной жидкости в обоих коленах одинаков? Приводим доказательство данного факта с помощью формул: P1 = pgh P2 = pgh Р – const, g – const, значит, для равенства давлений необходимо равенство высот столбов жидкостей: h1=h2 Учитель демонстрирует другой опыт, демонстрирующий закон сообщающихся сосудов: В одно колено сосуда нальём воду, в другое – растительное масло. -Что мы можем наблюдать в этом случае? Учитель формулирует данный факт как закон сообщающихся сосудов Рассмотрим доказательство данного факта с помощью формульного вывода: Р1=Р2 p1gh1 = p1gh2, но p1p2, g=g, значит, для выполнения равенства необходимо следующее условие: h1h2 Учитель делает замечание по теме: при решении задач по данной теме необходимо уметь определять уровень, относительно которого будем рассматривать высоты столбов жидкостей. Уровень высот отсчитывается от поверхности соприкосновения жидкостей друг с другом. | Учащиеся высказывают свои предположения. Ученики вместе с учителем делают вывод о том, что такое сообщающиеся сосуды и записывают тему урока. Ученики анализируют проведённый опыт и пробуют формулировать свойство. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Учащиеся записывают вывод в тетради. Учащиеся анализируют данный опыт, отвечают на вопросы учителя, записывают формулировку в тетради. Ученики записывают вывод в тетрадь. Учащиеся записывают замечание в тетрадь. | 15 мин |
IV. | Закрепление Практическое применение знаний. | Подборка задач «Сообщающиеся сосуды» (4) | Учитель предлагает для закрепления решение задач: Демонстрирует из презентации тестовые задачи и обсуждает решение с учащимися. Демонстрирует из презентации качественные задачи и обсуждает решение с учениками. Демонстрирует пример количественной задачи. Показывает ход решения. | Учащиеся записывают решение предложенных задач а тетради. | 10 мин |
V. | Подведение итогов урока | «Проход корабля через шлюз» (5) Анимационное задание "Проведи корабль через шлюз" (6) | Учитель подводит итоги, показывает анимацию по прохождению корабля через шлюз, предлагает учащимся самостоятельно провести корабль через шлюз (используя анимацию, предложенную учителем), объявляет оценки за урок, выдаёт домашнее задание, поясняет домашнее задание. | Ученики записывают домашнее задание в дневники. | 5 мин |