СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по физике на тему "Сообщающиеся сосуды"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока разработан для проведения открытого урока

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике на тему "Сообщающиеся сосуды"»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Сообщающиеся сосуды» 7 класс

ФИО (полностью)

Ишутина Наталья Алексеевна

Место работы

МАОУ ДСОШ № 5

Должность

Учитель

Предмет

физика

Класс

7

Тема и номер урока в теме

Урок 35. Сообщающиеся сосуды

Базовый учебник

«Физика» А.В. Пёрышкин, ДРОФА, 2009

  1. Цель урока: познакомить учащихся с понятием «Сообщающиеся сосуды», показать значимость данной темы в жизни человека.

9. Задачи урока:

    1. Образовательные:

  • усвоить новое понятие – сообщающиеся сосуды;

  • усвоить особенность сообщающихся сосудов;

  • усвоить роль сообщающихся сосудов в курсе изучения физики;

  • усвоить новый закон – закон сообщающихся сосудов.

  1. Развивающие:

    • развитие памяти при актуализации знаний во время объяснения нового материала;

    • развитие внимания при просмотре презентации;

    • развитие мышления при выводе закона сообщающихся сосудов;

    • развитие речи при ответе на вопросы.

  2. Воспитательные:

    • научиться слушать учителя;

    • научиться выделять основное и записывать;

    • научиться слушать ответы своих одноклассников.

  1. Тип урока - урок изучения нового материала

11. План урока:

  • орг. момент;

  • объяснение нового материала;

  • закрепление изученного материала;

  • подведение итогов;

  • домашнее задание.

  1. Формы работы учащихся на уроке:

  • наблюдение (в процессе демонстрации опытов);

  • беседа (в процессе фронтального опроса);

  • практическое применение новых знаний на практике (в процессе закрепления).

  1. Необходимое техническое оборудование

  • ПК, проектор, экран, набор ЦОРов из Единой коллекции ЦОР;

  • Лабораторные приборы для демонстрации опытов:

А) равновесие однородной жидкости в сообщающихся сосудах;

Б) различие уровней разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах.
Структура и ход урока

Таблица 1

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


I.

Организационный момент:


Приветствие, проверка готовности, отчет дежурных

Рабочее место ученика.

2 мин.

II.

Мотивация деятельности учащихся:

Собственная презентация «Сообщающиеся сосуды» (1)








Рисунок «Сообщающиеся сосуды» (2)

Какую общую тему изучаем на последних уроках? -

Что мы знаем о давлении?

Проверка знаний и выполнения д/з.

Перед объявлением новой темы учитель предлагает учащимся послушать сказку о старом физике Карло (одновременно с рассказом учителя идёт презентация):

В небольшом городе под именем N жил старый физик Карло. У него была своя лаборатория, где физик проводил многочисленные опыты и эксперименты. Однако лаборатория Карло оказалась непростая: в ней все приборы были живые. И всё бы хорошо, да только не давали покоя физику четыре прибора. Каждый из них считал себя лучше других. Приборы никогда не общались друг с другом. И не было Карлу покоя от них.

Однажды утром у старого физика родилась идея. Он придумал, как заставить приборы дружить и общаться друг с другом.


“Давление”.



Работа с карточками, фронтальная беседа с учителем (ответы на вопросы).

 

 

 


8 мин







III.







Постановка целей урока, название темы. Объяснение новых знаний





В сообщающихся сосудах поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне.






.









В сообщающихся сосудах, содержащих разные жидкости, высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью







































«Закон сообщающихся сосудов» (3)









Учитель задаёт вопрос учащимся: “Как вы думаете, что мог придумать Карло, чтобы заставить приборы общаться?”



Учитель предлагает сделать вывод ученикам о том, что такое сообщающиеся сосуды. Уточняет данное определение. Предлагает записать в тетрадь тему урока.






Учитель демонстрирует на основе опыта свойство сообщающихся сосудов:

Бёрем две стеклянные трубки, соединённые между собой резиновой трубкой.

-Данный прибор можно назвать сообщающимся сосудом? – Почему?

-Нальём в сосуд однородную жидкость (например, воду).

-Каковы уровни жидкости в обоих коленах сосуда?

- Почему уровни однородной жидкости в обоих коленах одинаков?

Приводим доказательство данного факта с помощью формул:

P1 = pgh P2 = pgh

Р – const,

g – const,

значит, для равенства давлений необходимо равенство высот столбов жидкостей:

h1=h2

Учитель демонстрирует другой опыт, демонстрирующий закон сообщающихся сосудов:

В одно колено сосуда нальём воду, в другое – растительное масло.

-Что мы можем наблюдать в этом случае?

Учитель формулирует данный факт как закон сообщающихся сосудов






Рассмотрим доказательство данного факта с помощью формульного вывода:

Р1=Р2

p1gh1 = p1gh2,

но p1p2,

g=g,

значит, для выполнения равенства необходимо следующее условие:

h1h2


Учитель делает замечание по теме: при решении задач по данной теме необходимо уметь определять уровень, относительно которого будем рассматривать высоты столбов жидкостей. Уровень высот отсчитывается от поверхности соприкосновения жидкостей друг с другом.


Учащиеся высказывают свои предположения.



Ученики вместе с учителем делают вывод о том, что такое сообщающиеся сосуды и записывают тему урока.


 

Ученики анализируют проведённый опыт и пробуют формулировать свойство.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.



 






Учащиеся записывают вывод в тетради.


 

 


 

 



Учащиеся анализируют данный опыт, отвечают на вопросы учителя, записывают формулировку в тетради.

Ученики записывают вывод в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся записывают замечание в тетрадь.

15 мин

IV.

Закрепление

Практическое применение знаний.



Подборка задач «Сообщающиеся сосуды» (4)

Учитель предлагает для закрепления решение задач:

Демонстрирует из презентации тестовые задачи и обсуждает решение с учащимися.

Демонстрирует из презентации качественные задачи и обсуждает решение с учениками.

Демонстрирует пример количественной задачи. Показывает ход решения.

Учащиеся записывают решение предложенных задач а тетради.

10 мин

V.

Подведение итогов урока

«Проход корабля через шлюз» (5)


Анимационное задание "Проведи корабль через шлюз" (6)

Учитель подводит итоги, показывает анимацию по прохождению корабля через шлюз, предлагает учащимся самостоятельно провести корабль через шлюз (используя анимацию, предложенную учителем), объявляет оценки за урок, выдаёт домашнее задание, поясняет домашнее задание.

Ученики записывают домашнее задание в дневники.

5 мин

Таблица 2

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Собственная презентация «Сообщающиеся сосуды»

Презентация

Презентация


2

Рисунок «Сообщающиеся сосуды»

Иллюстрация

иллюстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/aad031b3-77f3-4670-b272-d67668d890ee/view/

3

«Закон сообщающихся сосудов»

Видеоролик

Видеофрагмент

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3b19dfa9-7bdf-441a-89e4-fdbf8383e844/110312/?interface=pupil&class=49&subject=30

4.

Подборка задач «Сообщающиеся сосуды»

Гипертекст с иллюстрациями

Иллюстрированная подборка для решения задач по теме «Сообщающиеся сосуды»

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e67e335a-b1a0-402a-980d-e3941ad811ee/?from=3b19dfa9-7bdf-441a-89e4-fdbf8383e844&interface=pupil&class=49&subject=30

5.

"Проход корабля через шлюз"

Анимация

Модель

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/47802304-57bc-4fdb-ae78-d1c481245954/7_189.swf

6.

"Проведи корабль через шлюз"

Интерактивное задание

Интерактивная модель

http://school-collection.edu.ru/programs/lms/


5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!