СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по физике на тему: "Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике на тему: "Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи"»





Конспект урока по физике 8 класс

Тема урока: Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи.

Цели:

  • способствовать формированию у учащихся навыка определения сопротивления проводников при помощи амперметра и вольтметра.

Задачи.

1. Обучающая:

- применить закон Ома для расчета сопротивления проводника.

- продолжить работу над формированием умений анализировать и обобщать знания об измерительных приборах: амперметре и вольтметре.

2. Развивающая:

- развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности путем использования знаний при измерении силы тока, напряжения;

- развить приемы умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение);

- развить умения использовать полученные знания в повседневной жизни.

3. Воспитывающая:

- воспитать уважительное отношение друг к другу;

- развить уверенность в собственных силах.

Оборудование :комплект приборов для проведения эксперимента.

Ход урока.

I Оргмомент.

II Актуализация и мотивация знаний.

Физический диктант.

1). Запишите буквенное обозначение следующих физических величин:

а) количество электричества; б) сила тока; в) напряжение;

г) сопротивление.

2) Запишите рядом с величинами единицы их измерения.

3) Запишите, по каким формулам определяются: а) сила тока;

б) напряжение.

Повторение изученных понятий и определений.

  1. Какая величина характеризует электрический ток? (Сила тока.)

  2. Что такое электрическое напряжение?(Электрическое напряжение показывает, какую работу совершает электрическое поле при перемещении единичного положительного заряда из одной точки в другую.)

  3. Что принимают за единицу сопротивления проводника?

( За единицу сопротивления проводника принимают сопротивление такого проводника, в котором при напряжении на концах 1В сила тока равна 1 А. )

  1. Какие единицы сопротивления кроме Ома используют?

( Кроме Ома используют следующие единицы: мОм, кОм, МОм)

  1. В чём причина сопротивления? ( Причиной сопротивления является взаимодействие движущихся электронов с ионами кристаллической решётки.)

  2. Как называют прибор для измерения напряжения? ( Для измерения напряжения применяют прибор, называемый вольтметром.)

III. Изучение нового материала.

Различные действия тока, такие как нагревание проводника, магнитные и химические действия, зависят от силы тока. Изменяя силу тока в цепи, можно регулировать эти действия. Но чтобы управлять током в цепи, надо знать, от чего зависит сила тока в ней. Вспомним, что такое электрический ток?

-- Электрический ток – это упорядоченное движение заряженных частиц в электрическом поле.

Как зависит сила тока от электрического поля?

-- Чем сильнее действие электрического поля, тем больше сила тока в цепи.

Какой физической величиной характеризуется электрическое поле?

-- Электрическое поле характеризуется напряжением.

Какое предположение можно сделать из этих определений?

-- Из этого можно предположить, что сила тока зависит от напряжения.

Установим эту зависимость на опыте.

  1. Соберём цепь, состоящую из источника тока – аккумулятора, амперметра, спирали из никелиновой проволоки (проводника), ключа и параллельно присоединённого к спирали вольтметра.

  2. Замыкаем цепь и записываем показания приборов в тетрадь.

  3. Теперь к аккумулятору подключим ещё один такой же аккумулятор и снова замкнём цепь. Что мы наблюдаем?

--Напряжение на спираль при этом увеличилось вдвое, и амперметр показывает вдвое большую силу тока.

Записываем показания приборов в тетрадь.

  1. Подключим в цепь ещё один аккумулятор. Таким образом увеличив напряжение в три раза. Что можно сказать про силу тока?

-- Сила тока также увеличилась в три раза.

5) Запишем показания приборов в тетрадь и построим график зависимости силы тока от напряжения.

Какой из этого можно сделать вывод?

Сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника.

Какие три величины всегда есть в электрической цепи?

-- Это сила тока, напряжение и сопротивление.

-- Все эти величины связаны между собой. Только что на опыте мы установили зависимость силы тока от напряжения. Третья величина- сопротивление было неизменным. При проведении физических опытов, в которых нужно установить зависимость одной величины от другой, все остальные величины должны быть постоянными. Попробуем узнать, как зависит сила тока от сопротивления. Какая величина в этом опыте должна быть неизменной?

-- Должно быть неизменным напряжение.

-- Соберём цепь, состоящую из источника тока, ключа, вольтметра, амперметра и четырёх видов сопротивлений 1ом, 2ома, 3ома и 4ома, которые мы будем включать в цепь поочерёдно. Записывая показания приборов в таблицу. Построим график зависимости силы тока от сопротивления. Какой вывод можно сделать о зависимости силы тока от напряжения?

-- Сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению проводника.

Зависимость силы тока от напряжения на концах участка цепи и сопротивления этого участка называют законом Ома по имени немецкого учёного Георга Ома, открывшего этот закон в 1827г. Закон Ома читается так: сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.

Запишем этот закон в виде формулы.

Закон Ома один из основных физических законов. Как найти из этой формулы, чему будет равно напряжение и сопротивление?

Сопротивление проводника можно определить, если напряжение разделить на силу тока, однако надо понимать, что R – величина постоянная и не зависит ни от напряжения, ни от сопротивления.

Физкультминутка (выполнить упражнения для спины, рук, глаз)

IV. Закрепление изученного материала.

Решение задач.

  1. При напряжении на концах участка цепи, равном 2 В, сила тока в проводнике 0,4 А. Каким должно быть напряжение, чтобы в том же проводнике сила тока была 0,8 А? (4 В ,т.к. сила тока прямо пропорциональна напряжению, а она возросла в 2 раза (0,4; 0,8) то и напряжение должно возрасти в 2 раза. )

  2. Напряжение на зажимах электрического утюга 220 В, сопротивление нагревательного элемента утюга 50 Ом. Чему равна сила тока в нагревательном элементе?

Ответ:4,4А

  1. На рисунке 73 учебника изображены графики зависимости силы тока от напряжения для двух проводников А и В. Какой из этих проводников обладает большим сопротивлением?

( Большим сопротивлением обладает проводник В. Для решения этой задачи необходимо вычислить сопротивление проводников. Для этого нужно воспользоваться соотношением I,U,R . Данные для силы тока и напряжения найдем из графиков. Возьмем точку на графике А, которой соответствует I=3 A и U=6 В, вычислим R=2 Ома; на графике В – I=1 A, U=4В, получим R=4 Ома. 4Ом 2Ом.)


V. Задание на дом.

Домашнее задание §42, 44, упр. 19(2,4).


VI. Итог урока. ( Выставление отметок отличившимся ученикам.)


VII. Рефлексия.

Комментир

уя

выставляю

оценки

отличившим

ся ученикам.

(звенит

звонок)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс