План конспект урока
Класс: 9 «А» |
Учитель: Давиденко Валерия Анатольевна Тема урока (сюжет, проблема): Решение задач по теме «Строение атома. Спектры испускания и поглощения. Радиоактивность. Состав атомного ядра» |
Цель урока: обобщить и закрепить знания о строении атомного ядра, энергии связи ядер. Задачи урока: Общеобразовательная: понимать и описывать радиоактивность, ионизирующие излучения; объяснять суть законов сохранения массового числа и заряда при радиоактивных превращениях. Воспитательная: формировать умение работать в коллективе, осуществлять самоконтроль, прилагать усилия в преодолении трудностей. Развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать устную речь и уметь выделять главное. Практическая/учебная: определять состав атомного ядра химического элемента и число входящих в него протонов и нейтронов; записывать уравнения реакций альфа- и бета-распадов; определять период полураспада радиоактивного элемента. |
|
Ход урока |
Краткое содержание урока
Этап урока | Цель этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный (1 мин) | Сформировать навыки самоорганизации. | Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку, организация внимания детей. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. Настраиваются на учебную деятельность. |
Актуализация знаний. (4 мин) | Осуществлять самопроверку и самоконтроль. | Задает вопросы, создает проблемную ситуацию. | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение и предположения |
Решение заданий (20 мин) | Показать свои знания на практике | Организует решение заданий. | Решают задачи, отвечают на вопросы. |
Закрепление изученного материала (10 мин) | Закрепление изученного материала. | Дает тест для проверки знаний. | Отвечают на вопросы в тесте. |
Рефлексия (3 мин) | Организовать обсуждение результатов занятия с обучающимися. | Организация подведения итогов урока. Побуждает обучающихся к размышлению над рядом вопросов. | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку и оценивают значимость полученной информации. |
Информация о домашнем задании (2 мин) | Формировать навыки самоорганизации и своей учебной деятельности. | Сообщает информацию о домашнем задании. | Записывают домашнее задание, задают вопросы. |
Ход урока:
Организационный этап
Актуализация знаний
1. Разбор номеров и вопросов из домашнего задания
2. Организация повторения пройденной темы
Определить состав атома и заполнить таблицу
| электроны | протоны | нейтроны |
Азот | | | |
Железо | | | |
Олово | | | |
Свинец | | | |
Решение заданий
Решение задач
Задача №1 Атом лития содержит 3 электрона, 3 протона, 4 нейтрона. Чему равно массовое число ядра атома лития?
Задача №2 Сколько нейтронов содержит изотоп
?
Задача №3 Сколько нейтронов и протонов содержит яро фтора
?
Задача №4 Чем отличаются ядра изотопов кислорода
и
?
Задача №5 Зарядовое число ядра цинка равно 30. Определить в миллиграммах массу цинка, в которой сумма зарядов ядер равна 360 Кл.
Задача №6 Как изменяются массовое число и номер элемента при выбрасывании из ядра протона? нейтрона?
Задача №7 Найти заряд ядра изотопа полония
?
Задача №8 Найти сумму зарядов всех электронов в 0,001 моль бора, порядковый номер которого в таблице Менделеева равен 5. Число Авогадро принять равным
.
Задача №9 В результате какого радиоактивного распада плутоний
превращается в уран
?
Закрепление изученного материала
Решение теста по пройденной теме:
Тест на тему «Атомное ядро»
1.Кто предложил ядерную модель строения атома?
1. А. Н. Д. Бор;
2. Б. М. Планк;
3. В. А. Столетов;
4. Г. Э. Резерфорд.
2.Атомное ядро имеет заряд:
1. положительный;
2. отрицательный;
3. не имеет заряда;
4. у различных ядер различный.
3.Из каких элементарных частиц состоят ядра атомов всех химических элементов?
1. протон;2. нейтрон; 3. электрон.
1. 1;
2. 1 и 2;
3. 2 и 3;
4. 1 и 3.
4.Бета излучение – это…
1. электроны, движущиеся со скоростью, близкой к скорости света;
2. электромагнитное излучение большой частоты;
3. ядро гелия.
5.Произошел самопроизвольный распад ядра. Выделилась или поглотилась во время распада энергия?
1. выделилась;
2. поглотилась;
3. осталась неизменной;
4. среди ответов А, Б, В нет верного.
6.Какой вид радиоактивного излучения наиболее опасен при внутреннем облучении человека?
1. β – излучения;
2. γ – излучения;
3. α – излучения;
4. все три одинаково опасны.
7. Почему радиоактивные препараты хранят в толстостенных свинцовых контейнерах?
1. свинец поглощает заряженные частицы;
2. свинец отражает заряженные частицы;
3. свинец вступает в химическую реакцию с заряженными частицами.
8.Изотопы – это…
1. элементы с одинаковым химическим составом и одинаковой атомной массой;
2. элементы с различным химическим составом, но одинаковой атомной массой;
3. элементы с одинаковым химическим составом, но с различной атомной массой.
9.Нейтрон – это частица,
1. имеющая заряд +1, атомную массу 1;
2. имеющая заряд – 1, атомную массу 0;
3. имеющая заряд 0, атомную массу 0;
4. имеющая заряд 0, атомную массу 1.
10.Сколько электронов содержится в электронной оболочке нейтрального атома, если в атомном ядре 20 протонов и 17 нейтронов?
1. 20;
2. 37;
3. 17;
4. 3.
11.В каком приборе происхождение ионизирующей частицы регистрируется по возникновению импульса электрического тока в результате возникновения самостоятельного разряда в газе?
1. в ионизационной камере;
2. в счетчике Гейгера-Мюллера;
3. в сцинтилляционном счетчике;
4. в камере Вильсона.
12.Ядро состоит из 90 протонов и 144 нейтронов. После испускания двух β частиц, а затем одной α частицы, это ядро будет иметь:
1. 85 протонов, 140 нейтронов;
2. 87 протонов, 140 нейтронов;
3. 90 протонов, 140 нейтронов;
4. 87 протонов, 140 нейтронов.
Рефлексия
Подводят итоги урока, отвечают на вопросы.
Что было сложно понять на уроке? Каковы мои достижения на уроке? Старался ли я при изучении нового материала? Активно ли я участвовал в обсуждении темы урока? Какими вопросами я заинтересовался после урока?
Оценивают сложность материала по 5-ти бальной шкале (от 1 - очень легко, 5-очень сложно).
Домашнее задание
Решение задач
Задача №1 Чему равен заряд ядра элемента
?
Задача №2 Сколько протонов и нейтронов содержит
-частица, представляющая собой ядро атома гелия?