СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по физике "Сила трения. Трение в природе и технике" для 7 класса

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике "Сила трения. Трение в природе и технике" для 7 класса»

Физика

7 кл.

Урок №

Тема: Сила трения. Трение в природе и технике



Цели урока:

образовательные: выяснение причин возникновения трения, определение роли силы трения в повседневной жизни;

развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, интеллектуальных и творческих способностей при изучении нового материала и при решении физических задач;

воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания природы.



Задачи урока:

образовательные: объяснить возникновение силы трения, познакомить с видами трения, выяснить роль трения в повседневной жизни;

развивающие: развивать физическое мышление учащихся, расширять познавательный интерес, познавательную активность;

воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения, воспитывать убежденность в возможности познания природы.



Оборудование:

презентация по теме: “Сила трения”, ноутбук, мультимедийный проектор.



Ход урока

I. Организационный момент.

Вводное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами побываем в прошлом (т.е. повторим ранее изученный материал), затем, вернёмся в настоящее (когда начнём изучать новую тему), а дома вы заглянете в будущее (при сочинении сказки).

Постановка проблемы.

Учитель: Всем вам, ребята, приходилось кататься зимой с горки на санках или лыжах. Как весело спуститься с крутого склона! Но почему же съехавши с горы мы не продолжаем двигаться, а останавливаемся? Что же мешает нам двигаться все дальше и дальше? (Варианты ответов детей).

Для начала откройте свои рабочие тетради и сделайте все необходимые записи: число , классная работа , тема урока “Сила трения. Трение в природе и технике” .

II. Повторение изученного материала.

Итак, вперёд, в прошлое!

Ответьте на следующие вопросы:

Слайд № 1

Что такое сила? (мера взаимодействия тел )

Какие силы вам известны? (-сила тяжести, -сила упругости, -сила трения)

Слайд № 2

От чего зависит результат действия силы? (Результат действия силы зависит от её модуля, направления, точки приложения. Примеры.)

Слайд № 3

Какую силу надо найти, если на тело действуют несколько сил? (Надо найти результирующую силу)

Слайд № 4

Как находится равнодействующая двух сил, направленных вдоль одной прямой в одну сторону? (Результирующая в этом случае находится как сумма сил, действующих на тело) (формула)

Слайд № 5

Как находится равнодействующая двух сил, направленных вдоль одной прямой в противоположные стороны? (Результирующая в этом случае находится как разность большей и меньшей силы) (формула)

Слайд № 6

В какую сторону, в этом случае, направлена результирующая? (Результирующая в этом случае направлена в сторону большей силы)

Слайд № 7

Задача № 1. Решается устно.

В какой известной с детства сказке говорится о сложении сил, действующих по одной прямой?

Слайд № 8

Обошлись бы при сборе урожая без мышки, если дед тянул репку с силой 0,4 кН, бабка – с силой 200 Н, внучка – с силой 50 Н, Жучка – с силой 0,03 кН, кошка – с силой 20 Н, мышка – с силой 2 Н, а репка зацепилась за землю с силой 701 Н?

Ответ: НЕТ

Слайд № 9

Задача № 2. На тело по одной прямой действуют силы: 5Н и 3Н. Чему равна их равнодействующая, если эти силы сонаправлены? Противоположно направлены?

Молодцы!!!

III. Изучение нового материала.

Отыщи всему начало,

и ты многое поймёшь.

Кузьма Прутков

Сегодня на уроке мы с вами изучим ещё одну силу, существующую в природе: силу трения.

Слайд № 10 Изучение проведём по следующему плану:

определение силы трения; дадим определение этой силе причины возникновения трения; выясним причины возникновения виды сил трения; рассмотрим виды трения способы уменьшения силы трения; узнаем способы изменения этой силы трения в природе и технике; выяснить роль силы трения в повседневной…

Слайд № 11

Рассмотрим движение автомобиля с выключенным двигателем. На автомобиль не действуют ни какие силы, и он движется прямолинейно и равномерно по … (инерции). Что же мы имеем в действительности? Автомобиль останавливается. Значит, на него действует какая-то сила. Эта сила и есть сила трения.

Дадим определение этой силе.

Слайд № 12

Сила, возникающая в месте соприкосновения тел, и препятствующая их относительному движению, называется силой трения.

Сила, как физическая величина, характеризуется: числовым значением, направлением точкой приложения.

Выясним, каковы эти характеристики для силы трения. Слайд № 13 Что же является причиной возникновения трения?

Как сказал Кузьма Прутков: “Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь”

Следуя его совету, рассмотрим поверхности соприкасающихся тел. Слайд № 14 Они имеют шероховатости, неровности. При соприкосновении тел именно эти шероховатости препятствуют продвижению тела.

Но возникает мысль о том, что если сгладить эти неровности, то трение исчезнет. Но это не так. С уменьшением шероховатостей, уменьшается расстояние между молекулами соприкасающихся веществ, а это снова приводит к возникновению трения.

Удостовериться в этом можно, если взять два предметных стекла и двигать их относительно друг друга.

Перейдём к следующему пункту плана: виды силы трения. Слайд № 15

Рассмотрим каждый из видов, дадим ему определение и сравним его с другими видами.

Слайд № 16

Сила трения покоя существует между любыми покоящимися телами.

Она удерживает тела на наклонной плоскости. При попытке сдвинуть тело сила трения покоя препятствует этому действию.

Слайд № 17

Сила трения скольжения возникает при скольжении одного тела по поверхности другого. Зависит от величины прижимающей силы и материала соприкасающихся поверхностей. Сила трения скольжения меньше силы трения покоя.

В этом можно убедиться, если встать на гладкий лёд и попытаться начать скользить. В первые мгновения, это будет сделать гораздо труднее, чем в последствии.

Слайд № 18

Если тело не скользит, а катится по поверхности другого тела, то трение называется трением качения. Сила трения качения меньше силы трения скольжения.

Опытным путём убедимся в данном выводе. Наклоните книгу. Положите на неё карандаш сначала остриём вниз, а затем остриём в бок. В каком из этих случаев карандаш будет двигаться?

Слайд № 19

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Слайд № 20

В повседневной жизни часто приходится изменять силу трения Слайд № 21

Уменьшать Слайд № 22 или увеличивать. Слайд №23

Слайд №24

ТОРМОЗНОЙ ПУТЬ АВТОМОБИЛЯ зависит от: скорости автомобиля, состояния дороги и состояния резины.

Но в любом случае: “Нам без трения, ребята, и ни туда, и ни сюда!” Слайд № 25

Подведём итог: Слайд № 26

Сила трения возникает между соприкасающимися телами.

Причины возникновения силы трения: зацепление неровностей тел и действие сил межмолекулярного притяжения.

Слайд № 27

Существует на свете сила трения.

Она имеет большое значение!

Есть три вида трения: скольжения, покоя, качения.

Все по себе очень важны

И в этом мире, конечно, нужны.

IV. Закрепление изученного материала.

Прокомментируйте пословицы и поговорки: Слайд № 28

Коси коса, пока роса: роса долой, и мы – домой. Вода близка, да гора склизка.

Слайд № 29

Ясно вы сказать могли бы,

Я хотел бы очень знать,

Почему живую рыбу

Очень трудно удержать?

Слайд № 30

Обычно рыбы покрыты слизью, играющей роль смазки, и они просто выскальзывают из рук.

КСТАТИ: кожа дельфинов покрыта водоотталкивающей смазкой, вырабатываемой специальными железами. Это способствует образованию вдоль тела плывущего дельфина водяных вихрей, по которым, как по подшипникам, “катится” дельфин. Дельфин, по-видимому, является животным, тело которого испытывает наименьшее сопротивление при движении по воде.

V. Рефлексия.

VI. Домашнее задание.

§ 30, 31 читать . Сочинить сказку: “Один день без силы трения”.

Пример творческого задания:

Исчезла сила трения.

И что ж произошло?

Покушать захотели мы –

Не вышло ничего.

Из наших рук мгновенно

Упали все предметы,

А почему? Да потому,

Что силы тренья нет!

Сегодня в школу не пошел,

Без тренья я бы не дошел.

Меня учитель не вини,

А лучше трение верни.


Бывает трение полезным,

Но может вредным быть оно.

Детальки об детальки трутся,

И очень быстро все сотрутся.


Предметы все летят,

Стоять они не могут.

Нужна нам сила трения.

Она лишь нам поможет.

Для этого ты смазку примени

Или подшипники поставь.

Уменьши тренье этим ты

И сохрани детали и болты!


Машины быстро все бегут,

Никак их не остановить.

И чтобы мы не делали

Беды они наделали.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!