Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Орловский учебно-воспитательный комплекс»
Муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым
Урок физики
Строение вещества. Атомы и молекулы
Подготовила
учитель физики
Колбасюк Жанна Евгеньевна
с. Орловское
Тема урока: Строение вещества. Атомы и молекулы
Цель урока:
- вызвать объективную необходимость изучения нового материала; содействовать развитию мышления, познавательных умений содействовать овладению методами научных исследований: анализа и синтеза;
- формировать положительную мотивацию к обучению, коммуникативные умения;
- содействовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, проектор, презентация, тарелка с водой, растительное масло, 2 емкости с водой, пустая емкость большего объема, акварельная краска, емкость с горячей водой, демонстрационный термометр.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма проведения: исследовательская работа.
Демонстрации:
Увеличение объема воды при нагревании.
Расплывание капли масла по поверхности воды.
Уменьшение окраски раствора при условии добавления чистой воды.
План урока
Организационный этап (1минута)
Этап постановки целей и задач урока (4 минуты)
Этап получения новых знаний (8 минут)
Этап исследовательской работы учащихся (15 минут)
Этап обобщения и закрепления нового материала (13 минут)
Рефлексия (2 минуты)
Завершающий этап (2 минуты)
Ход работы
I Организационный этап
Учитель. Прежде чем мы начнем урок, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на рабочий лад. Просто скажите себе: «Я сейчас на уроке физики, а обо всем другом я подумаю потом» Прекрасно! А теперь приступим к работе.
II. Этап постановки целей и задач урока. Проблемная ситуация.
Ежедневно сталкиваясь с различными физическими явлениями, в большинстве случаев можно предугадать их последствия. Например, предвидеть, чем закончатся такие события:
(Ученики отвечают на вопросы в ходе демонстраций учителем)
- если добавить краску в стакан, то…
- если открыть флакон с духами, то…
- если нагревать лед, то…
- если сильно прижать два куска пластилина…
- если добавить масло в воду, то…
- если опустить термометр в горячую воду, то…
Учитель: Какие знания вы использовали для того, чтобы ответить на поставленные вопросы?
(Выслушиваются разные варианты ответов и объяснения)
Учитель: Итак, в своих ответах, вы руководствовались определенными знаниями, полученными на уроках природоведения. А сейчас дайте ответ на такой вопрос: «Одинаково ли будет себя вести капля растительного масла, на поверхности воды и на поверхности стола? Почему вы так считаете? Вы уверены в этом или это только это вами предполагается?». И еще один вопрос: «допустим, что вы что вы решили построить аэроплан. С чего вы начнете его строить? Почему вы взяли именно такие материалы.» Таким образом, мы пришли к выводу: нам необходимо знать внутреннее строение разных веществ, чтобы сделать тот или иной механизм, и при этом он должен соответствовать необходимым требованиям.
Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Цель, которую мы сегодня ставим перед собой - получить представление о внутреннем строении вещества.
Слайд 1.
III Этап получения новых знаний.
Учитель: Мы с вами ежедневно наблюдаем много различных физических тел, окружающих нас: столы, стулья, книги, ручки, тетради, автомобили и т.д. Скажите, они нам только кажутся сплошными или на самом деле являются такими?
Слайд 2.
-Тогда скажите, из чего они состоят?
- А что их удерживает друг возле друга?
- Как вы считаете, между частицами есть пространство, или они расположены вплотную одна к другой?
- А где, на ваш взгляд, промежутки, между этими частицами больше – в твердых телах либо в газах?
- А во время сжатия уменьшаются и сами частицы в объеме или промежутки между ними? (Ученики отвечают на вопросы)
Слайд 3.
Учитель: Таким образом, мы можем сделать такие выводы:
Слайд 4.
IV Этап исследовательской работы учащихся.
Учитель. Теперь проведем небольшие исследования, чтобы ответить на вопрос: «Какой размер частиц, из которых состоят все тела?» ( Класс делится на две группы).
Слайд 5.
(Учитель консультирует ребят; ученики выполняют, делают выводы и анализируют результат).
V Этап обобщения и закрепления нового материала.
Учитель. Сравним размер молекулы, яблока и земного шара.
Слайд 6.
Слайд 7.
Учитель: Таким образом, мы можем сделать еще один очень важный вывод: размеры частиц, из которых состояли все тела, малы. Мы вспомнили, что все тела состоят из частиц. А как эти частицы называются? (Ответы
- Как вы думаете, молекулы – наименьшие частицы или они состоят из мельчайших частиц?
- Как эти частицы называются?
- Скажите, в состав молекулы входит один атом, два или больше? И от чего зависит это количество?
- А, как вы думаете, молекулы разных веществ одинаковы или нет?
- Лед, вода, водяной пар состоят их одних и тех же молекул или нет?
Учитель. Выводы:
Слайд 8.
1. Молекулы состоят из атомов.
2. Молекулы разных веществ разные.
3.Молекулы одного и того же вещества одинаковы во всех агрегатных состояниях.
Слайд 9.
Работа в группах.
Слайд 10.
Заслушиваются ответы.
VI Рефлексия.
Учитель. Что ж, урок приближается к концу. В этой атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из нас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно вам было на уроке. Посмотрите на рисунок, и выберите тот, который определит уровень вашего настроения и ваше мнение об уроке: понравился или нет?
VII Заключительный этап
Учитель. Решать загадки природы можно очень долго, потому что Вселенная бесконечна. Спасибо всем за урок и за работу (раздать эмблемы «Самый лучший!», «За творчество!», «За усилия!»
Домашнее задание