СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по физике в 7 классе "Простые механизмы"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 7классе по теме "Простые механизмы". ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике в 7 классе "Простые механизмы"»

Урок №54

Тема: Простые механизмы

Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Цель урока: объяснить назначение простых механизмов, познакомить с видами простых механизмов.

Задачи урока:

Образовательная:

  • Познакомить с сущностью простых механизмов.

  • Вывести  самостоятельно правило равновесия рычага.

  • Проверить умение применять полученные знания для решения практических задач.

  • Показать связь изученного материала с жизнью.

Развивающая:

  • Развитие мышления учащихся путём применения полученных знаний к решению практических задач.

  • Развитие мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение.

  • Развитие  наблюдательности.

Воспитательные:

  • Развитие коммуникативных навыков.

  • Развитие навыков работы в команде (взаимоуважение, взаимопомощь и поддержка).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Приборы: рычаги, линейки, наборы грузов, штативы, ножницы, кусачки, клещи, пассатижи, гаечный ключ.

Методы и формы организации учебной деятельности: беседа, демонстрационный эксперимент; решение задач, практическая работа, работа в парах, индивидуальная работа, фронтальный опрос.

«Ни один сосуд не вмещает больше своего объема, кроме сосуда знаний, он постоянно  расширяется»

 Арабская пословица  















Ход урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников.

слайда


1 мин.

    1. Организационный момент

Цель:

- подготовить учащихся к работе;

- психологически настроить учащихся на предстоящее занятие.


«Ни один сосуд не вмещает больше своего объема, кроме сосуда знаний, он постоянно  расширяется» Арабская пословица

Тема нашего урока: простые механизмы.




2


    1. Постановка цели занятия перед учащимися:

Цель:

- раскрыть цель занятия;

- познакомить учащихся с планом работы на уроке.


Ребята, а какие цели мы поставим для себя?

Цель – познакомиться с простыми механизмами и вывести правило равновесия рычага.

Предлагают варианты


12 мин.

4. Актуализация знаний


Учитель: Но для начала давайте вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках.

Перед вами вопросы  небольшого теста. Ответьте на них. А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте ответы друг друга.



А теперь представим, что нам надо поднять вверх не маленький груз, а тяжелые бетонные плиты? Мы и сейчас восхищаемся грациозностью сооружений древних строителей. В Египте более 4-х тысяч лет тому назад были построены пирамиды. Например, мы строим пирамиду, подобную пирамиде Хеопса. Высота 147 метров. Длина стороны основания 232 метра. Для её сооружения потребовалось 2 млн. 300 тыс.каменных плит. Средний вес каждой 2,5 тонны. Как быть?



Учащиеся отвечают на вопросы теста 







Учащиеся слушают  учителя. Высказывают свои предположения. Предлагают использование лебедки или наклонной плоскости.




3










4

5

15 мин.

5. Объяснение нового материала

Цель:

-развивать умения и навыки самостоятельной работы;

-прививать навыки сотрудничества.



С древних времен для облегчения своего труда человек   использует различные механизмы (греч. "механэ" – машина, орудие). Без  специальных приспособлений  невозможно было построить такие грандиозные сооружения как Пирамиды.

Простые механизмы –приспособления, служащие для преобразования силы.

К ним относятся:

Рычаг – твёрдое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры.

Ворот – это два колеса, соединенные вместе и вращающиеся вокруг одной оси, например, колодезный ворот с ручкой.

Блок – представляет  собой  колесо с жёлобом по окружности, вращающееся вокруг своей оси.

Наклонная плоскостьприменяется для перемещения тяжелых предметов на более высокий уровень без их непосредственного поднятия. К таким устройствам относятся пандусы, эскалаторы, обычные лестницы и конвейеры. Чем положе уклон, тем легче выполнить  работу по подъему груза на высоту.

Винт – простейший механизм. Резьба винта, в сущности, представляет собой другой простейший механизм  наклонную плоскость, многократно обернутую вокруг цилиндра.



Сегодня мы рассмотрим только один простой механизм – рычаг.

Рассмотрим рычаг более подробно. Единственная неподвижная точка рычага – точка опоры.

Плечо силы – кратчайшее расстояние между точкой опоры и прямой, вдоль которой действует сила.

Давайте проведём следующий опыт: У нас есть тяжёлая коробка. Как её передвинуть? Попробуем применить рычаг – линейку.

Мы убедились на опыте, что рычаги бывают первого  и второго рода.

Рассмотрите слайд 14  и ответьте, что у них общего  и в чем различие.








Учащиеся делают записи в тетради.

Приводят примеры простых механизмов, встречающихся в жизни.



















Ученик у доски проводит опыт.

Ученики пробуют сдвинуть коробку при помощи рычага, применяя разные способы.

Первый способ. Мы нажимаем на конец палки и с силой давим вниз.

Второй способ. Обе силы направлены в одну сторону. Приподнимаем конец рычага. Обе силы направлены вверх.

Учащиеся отвечают на вопросы:

«Общее – простые механизмы, служащие для преобразования силы и получения выигрыша в силе»

«Различие – точка опоры расположена в первом случае между точками приложения сил, во втором на конце рычага.   По разному направлены силы.»  (Слайд 15)

6-7









8


9-12























13














14



15


6. Физминутка


7. Первичное закрепление знаний

Цель:

систематизировать полученные знания


«Древо науки всеми корнями связано с практикой» А. Несмеянов

1. Что  вы понимаете под словом работа?

Что надо знать (какие физические величины) чтобы рассчитать механическую работу?

В чем измеряется работа?

2. Что такое мощность?

Как вычислить мощность, зная работу и время?

 Как называется единица мощности?

Какие единицы мощности используются в технике?

3. Что называется простыми механизмами? Для какой цели они применяются? Какие виды простых механизмов вы знаете? Что представляет собой рычаг?




Отвечают на вопросы







8. Домашнее задание к следующему уроку.

Цель:

сообщить домашнее задание и методы его выполнения


Запишем домашнее задание. Параграф 55, вопросы


Записывают в дневники домашнее задание



9. Рефлексия

Цель: проверить, достигли ли учащиеся поставленных в начале урока задач


Учитель: Наш урок подходит к концу. Ребята, мне очень хотелось бы узнать ваше мнение об уроке.

А закончить урок мне хочется  стихотворением  Б. Пастернака:

Во всем мне хочется дойти 
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности  истекших дней,
До их причины,
До основанья, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.



Высказывают свое мнение