СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по географии 6 класс " Географические координаты"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - изучение новой темы. Дает полное раскрытие темы

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии 6 класс " Географические координаты"»

Тема урока: «Географические координаты»

Цели урока: сформировать у учащихся понятие о географических координатах, научить определять координаты.

Учебно-воспитательные задачи:

- образовательные – способствовать более глубокому пониманию географических координат; закрепить понятия о географической широте и географической долготе;

- развивающие – совершенствовать умение учащихся определять географические координаты; продолжить формирование умения работать с атласом и контурной картой; развивать коммуникативные, управленческие навыки;

- воспитательные – воспитывать чувство ответственности, развивать интерес к учебе и к предмету, способствовать расширению кругозора учащихся.

Оборудование: физическая карта полушарий, контурная карта, атлас, учебник, мультимедийная презентация к уроку, тесты, карточки с заданиями.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Оно будет необыкновенным, потому что путешествовать мы будем, не выходя из класса, по географической карте.

И сегодня вы не просто класс, а экипаж корабля, который отправится в плавание. На борту корабля 4 команды (слайд № 1).

2. Проверка домашнего задания.

Но прежде чем отправиться в плавание, необходимо проверить географические знания, которые необходимы в любом путешествии.

У вас на столах лежат тесты. Возьмите каждый по варианту, подпишите фамилию и номер команды. В каждом задании обведите правильный ответ. На эту работу отводится 3 минуты.

Теперь, пожалуйста, положите ручку и отдайте свой тест соседу по парте. А теперь внимание на экран. Перед вами правильные ответы. Проверьте тесты. Если ответ правильный ставьте «плюс», если нет - «минус». (слайд № 3).

А теперь поставьте оценку – сколько плюсов, такая и оценка.

А теперь давайте проверим, как вы выполнили тестовое задание. У вас на столах лежат карточки различного цвета. Если у вас оценка «5», то поднимите красную карточку, если оценка «4» - желтую, а если оценка «3» - зеленую.

Отложите работы. В конце урока их сдадите, оценка пойдет в журнал.

3. Актуализация знаний.

Теперь, когда мы знания проверили, мы можем отправляться в путь.

Для начала послушайте отрывок из увертюры. Кто знает, из какого кинофильма данный музыкальный отрывок?

Это отрывок из кинофильма «Дети капитана Гранта» по одноименному роману Жюля Верна. Герои этого известного романа отправились в кругосветное плавание в поисках капитана Гранта.

Но отправляемся мы в путешествие не просто так. В конце него мы должны будем ответить на ключевой вопрос: Почему героям книги «Дети капитана Гранта» пришлось совершить кругосветное путешествие?

Кстати, а помните, как герои этой книги получили послание от капитана Гранта? (ответ: письмо в бутылке).

Правильно, в море выловили бутылку с посланием (ребята смотрят отрывок из кинофильма).

Так вот, на днях я получила такое же послание. Само послание испорчено водой, и я принесла вам его копию. Написано оно в двух вариантах.

Вот вариант № 1. Кто его прочтет? (слайд № 4) (текст послания: Тому, кому попадет это послание…… Экипаж шхуны «Вечерняя звезда» потерпел крушение в тихом океане. Капитану и двум матросам удалось спастись на острове. Ищите: 18 градусов южной широты…..)

Ребята, скажите, что интересного и географического есть в этом послании? (ответ: дана географическая широта).

А что такое географическая широта? (слайд № 5)

Что является началом отсчета всех широт? (ответ: экватор)

Какая бывает широта? (ответ: северная и южная)

А как определить географическую широту?

Итак, мы с вами вспомнили, что такое географическая широта.

Можно ли только по одной географической широте найти нужный остров? (ответ: нет, т.к. данную широту имеют все объекты, находящиеся на данной параллели).

Нам еще чего-то не хватает? Но может нам поможет 2 вариант послания. (слайд № 6). Давайте посмотрим вариант № 2. Кто его прочтет? (текст послания: тому, кому попадет это послание… Экипаж шхуны «Вечерняя звезда» потерпел крушение в Тихом океане. Капитану и двум матросам удалось спастись… Ищите:…..182 градуса западной долготы).

Тут тоже послание испорчено водой. Но здесь тоже есть необходимая информация. Какая именно? (ответ: дана географическая долгота).

А что такое географическая долгота? (слайд № 7)

Что является началом отсчета всех долгот? (ответ: начальный меридиан)

Какая бывает долгота? (ответ: западная и восточная)

А как найти географическую долготу?

Сможем ли мы по этой записке найти нужный остров? (ответ: нет, т. к. данную долготу имеют все объекты, находящиеся на данном меридиане).

А, зная широту и долготу данного острова, сможем ли мы найти нужный остров? (ответ: да, т. к. мы знаем меридиан и параллель, на котором находится нужный нам остров).

Найдите этот остров на карте.

А теперь давайте ответим на вопрос, заданный в начале урока: Почему героям книги «Дети капитана Гранта» пришлось совершить кругосветное путешествие? (ответ: они не знали географических координат) .

Показывается отрывок из кинофильма «Дети капитана Гранта».

Итак, какой вывод мы можем сделать? Что необходимо знать для того, чтобы определить местоположение объекта? (мы должны знать широту и долготу объекта)

4. Изучение нового материала.

На карте – огромная планета Земля.

Реки и горы, равнины, моря.

Точка на карте зовется «объект» -

Такое понятие ввел человек.

Сегодня мы с вами узнаем о том,

Что каждая точка имеет свой дом.

Чтобы ее отыскать в целом мире

Ей указали этаж и квартиру.

Сложно найти этот адрес ребятам

Если не следовать координатам.

Этаж называется широтой,

Номер квартиры – долготой.

Итак, назовите тему сегодняшнего урока. Запишите тему. (Тема урока: Географические координаты) (слайд № 8).

И, следовательно, что является целью сегодняшнего урока? (цель урока: научиться определять географические координаты).

Для того, чтобы достигнуть цели нашего урока, нам необходимо решить следующие задачи:

  1. закрепить понятия о географической широте и долготе;

  2. совершенствовать умения определять географические координаты;

  3. продолжить формирование умения работать с атласом и контурной картой.

Итак, для того, чтобы найти точку на карте, необходимо знать широту и долготу, т. е. нужно знать географические координаты

Что такое географические координаты? Найдите это определение в учебнике стр. 34 и запишите в тетрадь. (слайд № 9).

По учебнику определите координаты тех объектов, которые обозначены на рис. 18 и 20.

Москва – 56 с.ш.; 38 в. д.

Санкт- Петербург – 59 с. ш.; 31 в. д.

Владивосток – 42 с.ш.; 132 в.д.

Мыс Игольный – 34 ю.ш.; 20 в.д. (слайд № 10).

  1. Домашнее задание.

Параграф 14, вопросы 1 и 2 устно, вопрос 3 письменно (определить координаты объектов указанных в вопросе и обозначить эти объекты на контурную карту)

5. Закрепление новой темы.

А теперь мы продолжим с вами наше путешествие по географической карте. Только путешествовать вы будете самостоятельно.

Вам необходимо определить объекты по их географическим координатам. Возьмите карточку № 1. На контурной карте подпишите номер варианта, который указан на карточке. (слайд № 11).

Как отыскать в дом заветный ключик?

Карта и глобус нас этому учат.

Нам остается припомнить не много

Какие ведут к каждой точке дороги.

Как только дороги пересекутся

Исконные точки сразу найдутся.

После того, как вы определите, что это за объекты, вам необходимо их обозначить на контурную карту, подписать их и показать маршрут вашего путешествия, соединив линией данные объекты. На работу отводится 5-6 минут.

А теперь, ребята, давайте проверим, как вы выполнили данную работу.

Если все 4 объекта определили правильно - оценка «5».

Если определили 3 объекта - оценка «4».

Если определили 2 объекта – оценка «3».

Поднимите карточки: оценка «5» - красная карточка, оценка «4» - желтая, оценка «3» - зеленая карточка.

  1. Подведение итогов урока.

Итак, ребята, давайте вернемся к нашему ключевому вопросу, который был задан в начале урока: Почему героям книги «Дети капитана Гранта» пришлось совершить кругосветное плавание? (они не знали географических координат).

А что такое географические координаты?

Скажите, пожалуйста, а где в повседневной жизни, мы сталкиваемся с географическими координатами?

Итак, чему мы сегодня на уроке научились? (определять географические координаты и, наоборот, по географическим координатам определять объекты).

Цель нашего урока достигнута. А раз так, значит, наше путешествие благополучно завершилось.

С каким настроением вы уходите с урока?

Листочки с тестами сдайте, оценки пойдут в журнал. А ту работу, которую вы выполняли в классе, дома завершите, выполняя вопрос № 3 после параграфа 14, на следующий урок сдадите и получите оценки.

Спасибо за урок. До свидания. (слайд № 12).