Олисова Л.И.
Учитель географии
МОБУСОШ с. Воскресеновка
География, 7 класс.
Тема урока: «Природные зоны Евразии»
Пояснительная записка.
Предмет: география.
Класс: 7
Тема урока: «Природные зоны Евразии».
Реализуемый УМК: География 7 кл./ В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев – М. «Просвещение»
Цель урока: создать условия для применения умений и знаний о природных зонах Евразии, способствуя осознанию учащимися практической значимости данного учебного материала.
Задачи:
Обучающие: называть и показывать смену природных зон при движении с севера на юг, границы зон, представителей флоры и фауны, объяснять причины смены природных зон на территории Евразии; определять особенности размещения природных зон; составлять описание природных зон; продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы.
Развивающие: развивать кругозор учащихся, устную и письменную речь, умение работать с информацией, перерабатывать ее в готовый продукт; совершенствование умений ориентироваться по географической карте.
Воспитательные: воспитание чувства ответственности в работе, самостоятельность, навыки самоконтроля.
Планируемые результаты:
Личностные:
- понимание значимости знаний о природных зонах Евразии;
- осознание необходимости понимать и читать карту;
- стремление к самообладанию, самоконтролю и анализу своих действий.
Предметные:
Выпускник научится:
- работать с картой как источником географической информации;
- определять по карте зональность в природе материка Евразия;
-работать с отчетами путешественников как источниками географической информации;
- подготавливать сообщения о природных зонах;
- проводить самостоятельный поиск географической информации из разных источников;
- наносить на контурные карты природные зоны материка;
- давать характеристику природной зоне.
Выпускник получит возможность научиться:
-самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
- использовать теоретические знания для практической деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Познавательные: умение анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины; преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Коммуникативные:отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, умение работать индивидуально и в группе.
Тип урока: урок-практикум.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации образовательного процесса: фронтальная, в группе.
Материально-техническое обеспечение:
- Учебник. География 7 кл./ В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев – М. «Просвещение».
- Атласы 7 класса.
- Презентация
- Мультимедийное устройство.
- Компьютер.
- Карта «Природные зоны Евразии».
- Физическая карта Евразии.
Технологическая карта урока
Этап урока | Хронометраж | Планируемые результаты | Деятельность педагога | Деятельность учеников |
Орг. момент. | 3 мин | Личностные: смыслообразование (я должен подготовиться к уроку). Метапредметные: Регулятивные: волевая саморегуляция; Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. | Приветствие: Прозвенел для нас звонок – начинается урок. Рано встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Тихо сели. Настраиваемся на урок. Слушаем дежурных: есть ли в классе отсутствующие. Проверьте свои принадлежности к уроку. | Приветствие. Рапорт дежурных. Проверка принадлежностей: учебник, дневник, атлас, тетрадь. |
Проверка Д/З | 10 мин | Личностные: -осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. Предметные: - актуализация знаний Метапредметные: Регулятивные УУД: - определять степень успешности выполнения работы Познавательные УУД: -формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции; - публично защищать свою позицию | -
Вспомнить выдающиеся объекты Евразии. -
Задание по номенклатуре (по карте): Распределить реки по бассейнам океанов. Взаимопроверка по эталону. | Отвечают на вопросы теста. Работают с картой. Взаимопроверка. Выставляют оценки в соответствии с критериями. |
Мотивационно-целеполагающий этап. | 5 мин | Личностные: проявление интереса к поставленной проблеме. Предметные: - знание понятий и терминов « природный комплекс», «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность»; - умение описывать и обобщать результаты образовательного опыта, связанного с содержанием темы. Метапредметные: Познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать факты. Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Коммуникатывные: вступать в речевое общение, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. | Введение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. Слово учителя: - Мы с вами на последнем уроке изучали внутренние воды Евразии. Исходя из плана описания материка, что мы будем изучать сегодня? - Правильно. Записываем тему в тетрадь «Природные зоны Евразии». Слайд Вспомним, какие природные зоны вы знаете. Загадки по ПЗ. - Т.о. что будет являться целью нашего урока? Нам необходимо подвести к уроку научную базу, поэтому проведем словарную работу, небольшой «мозговой штурм» | Отвечают на вопрос. Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке. Записывают тему урока в тетрадь. Отгадывают загадки. Целью нашего урока будет являться изучение природных зон Евразии. Отвечают на вопрос. Решают «мозговой штурм». |
Основная часть урока: | 20 мин | Личностные: понимать значимость знаний о природных зонах; осознавать необходимость понимать и читать карту. Предметные: знание понятий и терминов «природная зона», виды природных зон на территории Евразии; умение называть и показывать природные зона Евразии. Метапредметные: Познавательные: анализировать текстовую информацию; анализировать, сравнивать и обобщать факты. Регулятивные: организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной целью, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | По какому плану мы изучаем природные зоны? Что мы используем для изучения? Используя карту Евразии «Природные зоны», перечислите природные зоны в той же последовательности как идет смена природных зон (фронтальный опрос). В какой природной зоне находится Пензенская область? - Самая большая природная зона по площади? - А теперь ответьте на вопрос: «В чем уникальность материка Евразия с точки зрения размещения природных зон?» - Назовите причины смены природных зон на материке Евразия. | Вспоминают план Учебник, атлас Перечисляют ПЗ В тайге Тайга Отвечают на вопрос: на материке Евразия, в отличие от других материков, размещены все природные зоны. -Основной причиной смены природных зон с севера на юг является изменение количества поступающего тепла по мере удаления от экватора. |
Физкультминутка | 2 мин | 1.Предупреждение утомления и повышение работоспособности учеников; 2.Необходимость кратковременного, но эффективного отдыха органов слуха и зрения, испытывающих значительную нагрузку; 3.Активизация внимания учащихся, повышение способности к восприятию учебного материала. | Мы определили все природные зоны Евразии. Для того, чтобы еще раз повторить особенности расположения природных зон Евразии, мы проведем полезную физкультминутку. Я буду называть признаки природных зон, а вы – если посчитаете, что я говорю правильно – сидите, если вы уверены, что я ошиблась – встаете. -
Арктические пустыни занимают самую большую площадь в Евразии. Слайд -
Зона тайги состоит из хвойных лесов. Слайд -
Для зоны широколиственных лесов характерны открытые равнинные ландшафты и произрастание злаков. Слайд -
Мы живем в зоне смешанных лесов и лесостепи.. Слайд -
Зона пустынь и полупустынь занимает северную часть материка Евразия. Слайд -
Тайга находится в умеренном климатическом поясе. Слайд | Учащиеся на правильные высказывания – остаются на месте; если высказывание неправильное, тио встают: -
Встают. -
Сидят. -
Встают -
Сидят. -
Встают. -
Сидят. |
Постановка проблемы | | Личностные: понимать значимость знаний о природных зонах; осознавать необходимость понимать и читать карту. Предметные: знание понятий и терминов «природная зона», виды природных зон на территории Евразии; умение называть и показывать природные зона Евразии. Метапредметные: Познавательные: анализировать текстовую информацию; анализировать, сравнивать и обобщать факты. Регулятивные: организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной целью, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | Проблемный вопрос: Севернее тайги находится тундра. В этой зоне не растёт лес из-за низкой температуры воздуха. Южнее лесной зоны находится степь. Тепла там достаточно, почему же лес не растёт в этой зоне? Почему зона широколиственных лесов не простирается сплошной полосой, а расположена только на западе и востоке материка, а отсутствует в центральных частях материка? Вы неоднократно слышали такое понятие, как «легкие планеты». Как вы думаете, какие природные зоны могли бы претендовать на такое звание? Слайд | Слушают информацию. |
Применение знаний. | | Личностные: устойчивый познавательный интерес. Предметные: использование приобретенных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. Метапредметные: Познавательные: умение определять природные зоны по их признакам, характеризовать природные зоны. Регулятивные: умение выполнять учебные действия в соответствии с планом. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество; умение работать индивидуально и в паре. | Сегодня мы отправимся в экспедиции по каждой природной зоне Евразии. Каждая экспедиция получает задания. Руководителю – определение географического положения природной зоны. Руководить работой участников экспедиции. Климатологу – описать особенности климата. Почвоведу – изучить почвы природной зоны. Ботанику – изучить растительный мир природной зоны. Зоологу – изучить животный мир. Группы выполняют задание на листе формата А3. Затем каждая экспедиция составляет отчёт, который озвучивается представителем от группы, всему классу. Отчёт идет по плану: -
Название природной зоны -
ГП -
Климат -
Почвы -
Растительный мир -
Животный мир Выступающему, необходимо объяснить, почему на данной территории сформировалась определенная природная зона. В случае необходимости учитель корректирует ответы учащихся. После отчета каждой группы учитель показывает слайды, знакомящие учащихся с особенностями растительного и животного мира той природной зоны, о которой говорил представитель. | Работа в группах. Выступления групп |
Закрепление | | | 1)В качестве закрепления предлагаю вам проверить еще один отчет по природным зонам. Задание текст с ошибками. 2) По представителям определите природную зону | Выполняют задание на закрепление |
Рефлексия. Подведение итогов урока. | 7 мин | Личностные: -самоопределение, самосознание. Предметные:использование приобретенных знаний и умений в самостоятельной деятельности Метапредметные: Регулятивные : -самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале, - проговаривать результаты действий на уроке; -осуществлять самоконтроль; Познавательные: -определение основной и второстепенной информации -анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: -учет разных мнений, - планирование работы учебного сотрудничества. | Оцените свою работу в группе Ответьте на проблемный вопрос в начале урока. | Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов. Обмениваются мнениями. Отвечают на проблемный вопрос. |
Д/з | | | П. 52, сделать таблицу по природным зонам Евразии. В контурной карте отметить природные зоны Евразии. | Записывают д/з в дневник. |
Используемая литература.
1. Учебник География. 7 кл./ В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев – М. «Просвещение».
2. Типы уроков по ФГОС
3