СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по географии 8 класс: Безлесные зоны на юге России.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по географии: Безлесные зоны на юге России. Учебник по географии для 8 класса И.И.Баринова "Дрофа".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии 8 класс: Безлесные зоны на юге России.»

География 8 класс.

Тема урока: Засушливые территории России (зона полупустынь и пустынь)


В ходе урока вы узнаете:

  1. Об особенностях географического положения зон полупустынь и пустынь.

  2. Как взаимозависимы компоненты природы зон?

  3. Какие особенности хозяйственной деятельности и экологические проблемы характерны для полупустынь и пустынь?


Краткое содержание урока:

Климат и воды, органический мир, хозяйственная деятельность и экологические проблемы.


Ключевые слова:

Полупустыни, пустыни, засушливый климат, экологические проблемы, природные условия, хозяйственная деятельность.


Основные понятия:

Полупустыня – тип ландшафта, промежуточный между степью и пустыней в умеренных географических поясах и между саванной и пустыней в тропических, с соответствующими смешениями растительности, животных и почв.

Пустыня – тип ландшафта, характеризующийся равнинной поверхностью, разреженностью или отсутствием флоры и специфической фауной.


Ход урока:


1. Географическое положение пустынь и полупустынь

В России зоны полупустынь и пустынь занимают всего около 1,5% территории. Они расположены на самой северо-западной окраине обширных пустынь Евразии. В хозяйственном плане это рубеж, где земледелие возможно только с орошением и поэтому сменяется животноводством.

2. Климат и внутренние воды пустынь и полупустынь

Полупустыни и пустыни – это самые жаркие зоны России со средней температурой июля до +25 °С и большим количеством солнечных дней – не менее 200. Из-за сильной жары часто пересыхают реки и озёра, выгорает растительность. В этих зонах мало рек, грунтовые воды залегают глубоко, озёра засолены. В самых крупных солёных озёрах – Эльтоне и Баскунчаке — содержатся большие запасы солей.

3. Растительный и животный мир пустынь и полупустынь

Растительность по направлению к пустыням становится всё более разреженной. Там, где её нет, образуются песчаные бугры и западины. Среди растений преобладают засухоустойчивые виды.

Крупные копытные животные в современных пустынях отсутствуют. Преобладают грызуны (тушканчики, суслики, песчанки), пресмыкающиеся (ящерицы, змеи), встречаются хищники (волки, лисицы, барсуки).

4. Сельское хозяйство в пустынях и полупустынях

Засушливый климат обусловливает традиционный вид хозяйственной деятельности населения – животноводство. Земледелие возможно только при орошении и развивается преимущественно в оазисах. Особый земледельческий район – Волго-Ахтубинская пойма вдоль нижнего течения Волги и её рукавов. Обилие воды и солнца способствует выращиванию здесь арбузов, овощей, пшеницы, риса, а луга богаты сочными травами.

5. Промышленность и экологические проблемы пустынь и полупустынь

В зонах полупустынь и пустынь добывают природный газ, соли. В городах производят продукты питания, одежду, обувь. Крупнейший город – Астрахань –расположен в устье Волги. Под воздействием слишком интенсивного выпаса скота растительный покров не успевает восстанавливаться, происходит опустынивание – увеличение площади лишённых растительности земель. Крупнейшей в Европе пустыней является пустыня Калмыкии. Она продолжает увеличиваться.


Практическая работа:

Работа с контурной картой:

- выделить цветом зоны пустынь и полупустынь в России

-условными знаками обозначить полезные ископаемые зон пустынь и полупустынь.


Литература:

Дронов В.П. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс : учеб.для общеобразоват. организаций / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. ― 5-е изд. ― М.: Просвещение, 2017.


Задание:

В каких субъектах Федерации встречаются полупустыни и пустыни?

1) Республика Калмыкия

2) Тверская область

3) Волгоградская область

4) Астраханская область

5) Смоленская область

6) Республика Саха (Якутия)


Успех выполнения подобных заданий – знание географии пустынь и полупустынь в России и умение сопоставлять тематическое содержаний физической карты и административной карты страны.


Ответ: 1,3,4


Задание:

При планировании размещения предприятий разных отраслей хозяйства необходимо учитывать особенности природных условий территорий. Какое полезное ископаемое добывается в пределах полупустынь и пустынь?

1) торф

2) соль

3) золото

4) фосфориты


Успех выполнения подобных заданий – знание географии отраслей добывающей промышленности, обеспеченности территорий страны минеральными ресурсами, особенностей формирования и залегания полезных ископаемых и умение сопоставлять тематическое содержаний физической карты и карты минеральных ресурсов.


Ответ: 2


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!