ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ
"КОЛЛЕДЖ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА,
ТРАНСПОРТА И ТЕХНОЛОГИЙ № 41"
Конспект урока географии по теме
«Африка. Природные зоны»
8 класс
Конспект подготовила: учитель,
Мазурова Юлия Геннадьевна
Москва, 2018
Тема урока: «Африка. Природные зоны»
Цель урока: Формирование знаний учащихся по теме «Природные зоны Африки».
Задачи урока:
Образовательные:
Продолжить формирование представлений о природе Африки.
Закрепить понятие «природные зоны».
Коррекционно-развивающие:
Работа над ориентировкой в пространстве - формирование умения находить и выделять необходимую информацию из различных источников: через работу с картой и иллюстрациями.
Продолжить формировать у учащихся умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать материал через ответы на вопросы учителя, работу с текстом учебника.
Развитие умения работать с контурной картой и легендой карты.
Воспитательные:
Воспитание бережного отношения к природе и природным ресурсам.
Формирование экологического воспитания в процессе изучения темы «природные зоны».
Оборудование:
Демонстрационный материал: Иллюстрации, Атлас, карта Африки
Тип урока: Комбинированный:
Организационный момент – 1 мин.
Проверка домашнего задания – 2 мин
Актуализация опорных знаний - 3 мин
Изучение нового материала – 10 мин
Физкультминутка – 3 минуты
Закрепление полученного материала – 15 мин
Домашнее задание – 3 мин
Подведение итогов урока – 3 мин
Ход урока:
Организационный момент:
У: Здравствуйте, ребята, какой у нас сейчас урок по счету?
Д: Второй.
У: Как называется наш предмет?
Д: География.
У: Что мы изучали на прошлом занятии?
Д: Разнообразие рельефа, климат, реки и озера Африки.
У: Правильно. На дом вам было задано прочитать параграф учебника и ответить на вопросы.
Проверка домашнего задания:
У: Сейчас я проверю вашу готовность к уроку и то, как вы выполнили домашнее задание.
От чего зависит климат на материке Африка?
Д: от времени года и погодных условий.
У: Какие реки протекают на материке Африка?
Д: Конго, Нигер, Нил.
У: Покажите мне на карте где находится река Конго?
Д: (дети показывают на карте реку)
У: А какая самая протяженная река в Африке?
Д: Нил.
У: Покажите мне ее на карте.
Д: (показывают на карте реку)
Актуализация знаний:
У: Хорошо, молодцы. Посмотрите, пожалуйста, на карту, которая висит у доски и скажите, как называется такая карта?
Д: Карта природных зон.
У: Вспомните! Что же такое «природная зона»?
Д: Природная зона - это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительного и животного мира.
У: Какие природные зоны России вы знаете?
Д: Арктические пустыни, тундра, лесная зона, степь, зона полупустынь и пустынь, зона субтропиков, высотная поясность в горах.
У: Как вы думаете , отличаются ли природные зоны России от природных зон Африки?
Д: Да.
У: А почему?
Д: Потому что Африка находится ближе к экватору, у нее другой климат и рельеф.
У: Правильно.
Изучение нового материала:
У: Мы не зря вспомнили термин «Природная зона». Ведь тема нашего урока: «Природные зоны Африки». Откройте свои тетради, запишите число, классную работу и тему урока.
У: Давайте откроем атлас на стр. 4. Перед вами «Природные зоны Африки». Обратите внимание, что эта карта отличается от физической карты. Цвет этой карты показывает не высоту местности над уровнем моря, а природные зоны, которые отличаются друг от друга климатом, почвами, растительностью. Используя цвет, давайте, определим природные зоны Африки.
Какого цвета на карте природных зон Африки больше всего?
Д: Зеленого
У: А какая природная зона обозначена зеленым цветом?
Д: Саванны.
У: Правильно. Около 40% всей территории Африки занимают саванны (Вывешивание таблички с новым термином). Посмотрите на иллюстрацию. Саванна – это тропическая лесостепь, для которой характерна смена сухого и влажного сезонов года. Именно сезонность определяет характер почвы, процессы её образования. Густой и высокий травяной покров саванн не успевает разложиться в сухой сезон, поэтому в почве накапливается перегной, окрашивающий почву в красный цвет.
Вслед за саваннами лежит ещё одна природная зона. Используя карту, назовите ее.
Д: Зона пустынь и полупустынь.
У: (Вывешивание таблички с новым термином). Молодцы. Это самая засушливая зона и занимает почти 30% пространства Африки. Какие названия носят пустыни, находящиеся в этой зоне?
Д: На севере - Сахара, в южном полушарии - Калахари.
У: Обратите внимание на иллюстрацию, это пустыни Африки. К северу и к югу от зоны саванн количество осадков уменьшается и поэтому там образовались пустыни: на севере Африки - Сахара и на юге - Калахари. Здесь почти не бывает дождей, а суточные колебания температуры так велики, что временами за жаркими днями наступает ночь с заморозками.
У: По обе стороны от экватора, в бассейне реки Конго и на северо-востоке острова Мадагаскар, расположены влажные тропические (экваториальные) леса. (Вывешивание таблички с новым термином). Давайте найдем эту природную зону на карте. Покажите пожалуйста где влажные тропические леса находятся в Африке.
Д: (дети показывают)
У: Каким цветом обозначена зона влажных тропических лесов?
Д: Ярко-зеленым.
У: Правильно. Обратите внимание на иллюстрацию. Влажные экваториальные леса Африки, многоярусны. Попробуйте представить себя стоящими между такими деревьями. Большие там деревья?
Д: Да. Очень!
У: Леса вечнозелёны, очень богаты ценными растениями. Однако почвы удивительно неплодородны. Почему? Отмершие части растений быстро перерабатываются микроорганизмами в питательные легкорастворимые соединения. Поэтому почвы бедны перегноем, чего очень не хватает для большей плодородности.
Давайте повторим, какие природные зоны Африки мы с вами сегодня изучили?
Д: Саванны, пустыни и полупустыни, влажные тропические экваториальные леса.
У: Правильно. Молодцы. Давайте теперь с вами немножко отдохнем и сделаем небольшую физ.минутку.
ФИЗМИНУТКА под песню «Чунга-чанга»
Закрепление пройденного материала:
У: Хорошо, садитесь. Мы с вами сегодня изучили природные зоны Африки: Зону саванн, полупустынь и пустынь, зона влажных тропических (экваториальных) лесов. Давайте с вами закрепим наши знания с помощью контурных карт. Откройте контурные карты на стр. 3. Как называется материк, который изображен на карте?
Д: Африка.
У: Правильно, сейчас мы с вами выделим на нашей карте природные зоны Африки. Начнем с самой засушливой природной зоны – как она называется?
Д: Зона пустынь и полупустынь.
У: Да, а какой цвет нам нужно взять чтобы раскрасить данную природную зону?
Д: Желтый.
У: Хорошо, возьмите желтый карандаш и выделите границу зоны пустыни и полупустыни как показано на картинке.
Д: (дети выделяют границу)
У: А теперь давайте раскрасим эту зону желтым цветом.
Д: (Дети раскрашивают природную зону).
У: Какую природную зону мы с вами сейчас раскрасили?
Д: Зона пустынь и полупустынь.
У: Правильно, теперь, нам нужно подписать условное обозначение зоны на нашей легенде карты. Рядом с желтым цветом давайте запишем: «Зона пустынь и полупустынь».
Д: (Дети подписывают природную зону)
У: Какую следующую зону мы будем с вами отмечать?
Д: Зона саванн.
У: Каким цветом будем выделять границы и разукрашивать зону саванн?
Д: Светло-зеленым.
У: Правильно, давайте выделим границу зоны саванн, а затем ее раскрасим так, как показано на карте.
Д: (выполняют задание по саванне)
У: Теперь, что нам нужно сделать, когда мы раскрасили зону саванн?
Д: Нужно подписать ее.
У: Где мы будем подписывать зону саванн?
Д: В легенде карты.
У: Правильно. Рядом с светло-зеленым цветом давайте подпишем: «Зона саванны».
Д: (Дети подписывают природную зону)
У: Какая у нас осталась природная зона?
Д: Зона влажных тропических (экваториальных) лесов.
У: Каким цветом мы будем раскрашивать эту зону?
Д: Темно-зеленым.
У: Правильно, берем темно- зеленый карандаш и раскрашиваем зону лесов так, как показано на карте.
Д: (выполняют задание по экваториальным лесам)
У: После того как мы раскрасили зону экваториальных лесов, что мы должны сделать?
Д: Подписать ее на легенде карты.
У: Правильно. Подписываем природную зону на легенде карты рядом с темно-зеленым цветом: «Зона влажных тропических (экваториальных) лесов».
Д: (Дети подписывают природную зону)
У: Молодцы. Мы с вами выполнили задание, заполнили нашу карту. Как называется наша карта?
Д: Природные зоны Африки.
У: Какие природные зоны отображены на нашей карте?
Д: Зона саванн, зона пустынь и полупустынь, зона влажных тропических (экваториальных) лесов.
Домашнее задание:
У: Вашим домашним заданием будет прочитать параграф на странице 30 и выучить природные зоны, которые мы отметили сегодня на контурной карте. А сейчас урок окончен.