Урок Население и хозяйственное освоение Европейского Севера
Цели:
Сформировать представление об особенностях населения и хозяйства Европейского Севера. Определить проблемы Европейского Севера и пути их решения. Совершенствовать умение составлять ЭГХ территории, называть и показывать на карте объекты номенклатуры; продолжить формирование умения работы с тематическими картами, справочной литературой.
Создать условия для развития умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, участвовать в решении проблемных вопросов, делать выводы.
Воспитывать географическую культуру.
Создать условия для сохранения здоровья учащихся, путём соблюдения гигиенических требований к уроку.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: административно-территориальная карта России, таблица «Хозяйство Европейского Севера», атласы
Ход урока:
Вступительное слово учителя:
Ребята, мы продолжаем с вами изучение экономических районов России. На прошлом уроке мы знакомились с особенностями ЭГП, природы, природных ресурсов Европейского Севера. Скажите, пожалуйста, у вас уже сформировалось представление об этом экономическом районе? Сможете ли вы составить «Визитную карточку района», если нет, то, что ещё нужно узнать?
Учитель: можем ли мы приступить к изучению новой темы, не вспомнив особенности ЭГП, природы и природных ресурсов, почему?
Какие субъекты РФ входят в состав Европейского Севера? Покажите их на карте. Назовите административные центры.
Дайте оценку ЭГП района.
Расскажите, как природные условия влияют на жизнь и хозяйственную деятельность людей?
Какими природными ресурсами богат район? Какова степень их освоения?
Учитель:
Проанализируйте текст учебника) и определите особенности населения, отрасли специализации района, их центры. Работая с опорно-логическим конспектом, выполните задания раздела «Население и хозяйство района».
В качестве задания для закрепления полученных знаний предлагаю учащимся установить соответствие городов Европейского Севера их специализации.
Город Европейского Севера | Специализация города |
Архангельск Плесецк Великий Устюг Северодвинск Кандалакша Череповец Вологда Воркута Североморск Мурманск Петрозаводск Сыктывкар | Крупнейший космодром на территории России Крупнейший лесной порт России Крупнейший из городов мира, находящийся за полярным кругом Центр угледобычи Центр производства атомных подводных лодок Город, в котором находится крупнейший ЦБК России Центр «чернения» по серебру, «родина» Деда Мороза Центр алюминиевой промышленности Город, в котором находится крупнейший металлургический комбинат полного цикла Главная военно-морская база Северного флота Центр производства знаменитого сливочного масла Крупнейший центр производства тракторов для лесной промышленности |
Опорно-логический конспект характеристики Европейского Севера.
Цель: На основе анализа карты Европейского Севера, текста учебника и таблиц приложения выделить состав, особенности географического положения, природы, природных ресурсов, населения и хозяйства района.
Состав и Э.Г.П. района:
(стр.99-101 и карта «Европейский Север»).
Площадь ________ млн. км2, _________ % от площади России. В состав района входит 3 области, 2 республики и 1 автономный округ. Запишите в тетрадь и отметьте на контурной карте, какие субъекты входят в состав района: ____________________. Территория района занимает северное и приморское положение т.к. омывается морями Северного Ледовитого океана (какими):______________________________________________. Дайте оценку геополитического, соседского и эколого-географического положения района. |
Вывод:____________________________________________________________________________
Природа и природные ресурсы района:
(стр.101-109 и карта «Природные ресурсы Севера»).
На территории района преобладают равнинный рельеф, на северо-западе и востоке расположены горы (какие):_______________________________________________________. Район расположен в пределах трёх природных зон: (каких)____________________________. Леса занимают более_________ % территории. Район обеспечен всеми видами природных ресурсов: а) водные ресурсы (назовите крупнейшие реки и озёра Европейского Севера)_____________. б) лесные ресурсы (какие породы деревьев преобладают)______________________________. в) минерально-сырьевые ресурсы - крупнейшие запасы топливно-энергетических ресурсов: (стр.106 и карта «Европейский Север»)______________________________________________. запасы руд чёрных и цветных металлов: _____________________________________________. бокситовые руды (где добываются):_________________________________________________. алмазы (где находится месторождение):______________________________________________. |
Вывод:____________________________________________________________________________
Население и хозяйство района:
(с.109-115, карта «Хозяйство Европейского Севера и приложение таблицы 4,5,9 с.274-275).
Население_______ млн. человек, _______% от населения России. Плотность населения составляет _________ человек на км2 Какова динамика численности населения района (таблица 9 стр. 281), с чем это связано? Уровень урбанизации района_____ %. В чём его особенность? Район имеет многонациональный состав населения. Назовите малочисленные и малые народы Европейского Севера______________________________________________________________. Какие 3 сельскохозяйственные зоны можно выделить в районе: __________________________. Промышленные комплексы района: перечислите основные отрасли и их центры, их влияние на окружающую среду_______________________________________________________________. Главные проблемы района, перспективы развития Европейского Севера. |
Общий вывод_______________________________________________________________________.
Анализ работы с таблицей, выделение особенностей специализации района. Использование образовательного ресурса 1С «Европейский Север»
Учитель: Давайте, сравним Европейский Север и Центральный район. Как говорится, всё познаётся в сравнении. Оба района имеют достаточно благоприятное для развития хозяйства положение. В Центральном районе это центральное, столичное, положение. На Европейском Севере приморское, пограничное, окраинное положение. Европейский Север в отличие от Центральной России хорошо обеспечен многими видами природных ресурсов. При этом, если мы сравним уровень жизни населения, то разница будет очень большая в пользу населения Центрального района. Почему занимая такое выгодное ЭГП, к тому же так хорошо обеспеченный природными ресурсами Европейский Север менее привлекательный для жизни населения. В чём причина отрицательного миграционного сальто, оттока населения. Каковы основные проблемы и перспективы развития хозяйства района?
Обсуждение проблемы – проблемный диалог.
Валеологическая пауза: зарядка для глаз.
Д/з стр112-115 читать, составить «Визитную карточку Европейского Севера»
Для контроля знаний провожу работу по определению географической номенклатуры. Учащиеся работают по карте у доски.
Покажите на карте:
- г. Мурманск
- г. Плесецк
- Печорский угольный бассейн
- Череповецкий металлургический комбинат
- Архангельский лесной порт
- Республика Карелия
(При наличии времени этот список можно продолжить).
Оценка работы учащихся на уроке, выставление отметок в дневники учащимся.
(7)Учитель: Наш урок подходит к концу, давайте сделаем вывод урока (учащиеся делают вывод урока самостоятельно, ещё раз называя тему урока и выделяя особенности населения и хозяйства Европейского Севера).
1