Урок 53
Тема. Европа: путешествие(1)
Цель:
сформировать представление об особенностях природы, населения и хозяйства различных регионов и стран Европы; продолжить формирование умений работать с параграфами-путешествиями; сформировать навыки создания и анализа графиков изменения количества населения во времени; развивать умение анализировать и систематизировать материал; совершенствовать практические навыки работы с тематическими картами; воспитывать у школьников любовь к родной земле, уважение к традициям своего края и людям труда; развивать познавательный интерес к окружающему миру; воспитывать экологическую культуру учащихся. Воспитывать любовь к предмету и бережное отношение к природе.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование знаний и представлений о Европе: природе, населении и хозяйстве её регионов и стран; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
Метапредметные: формирование умений: 1) осуществлять смысловое чтение и делать выводы; 2) работать с текстом и картами; 3) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 4) планировать последовательность и способ действий; 5) владеть устной речью, строить монологическое контекстное высказывание; 6) интерпретировать и обобщать информацию; 7) при работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении; 8) использовать средства информационных технологий.
Личностные: формирование познавательного интереса к изучению природы, населения и хозяйства различных регионов и стран Европы; формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками; освоение правил поведения в группах.
Основное содержание: правила работы с параграфами-путешествиями; маршрут Исландия — Пиренейский полуостров; остров Исландия: особенности природы, населения и хозяйства; остров Великобритания. Маршрут Лиссабон — Мадрид: природа, население, хозяйство, Португалия и Испания — средиземноморские страны. Атлантическое побережье Европы: особенности природы, занятия населения, культурные ценности, крупные города, уникальные природные и культурные ландшафты. Маршрут Амстердам — Стокгольм: Северное море, живописная природа фьордов; Нидерланды, Норвегия, Швеция — страны особой культуры.
Деятельность обучающихся: наносить маршрут путешествия на контурную карту; находить на карте географические объекты, встречающиеся на маршруте, и определять их географические координаты; сопоставлять карты: физическую, природных зон, политическую; характеризовать особенности рельефа, климата, растительного и животного мира; читать климатическую диаграмму; выявлять особенности природных зон на маршруте; подготавливать и обсуждать презентации о памятниках Всемирного природного и культурного наследия, о столицах государств Европы.
Ценностный компонент урока: уникальные природные, культурные и хозяйственные комплексы Европы; памятники Всемирного природного и культурного наследия.
Оборудование: физическая карта Европы, карта «Природные зоны мира», карты путешествий по Европе, видеосюжеты, слайды и фотографии по теме урока, дополнительная литература (справочники, журналы, книги).
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Прием « Вызови ассоциации»
Учитель отмечает, что подобная работа будет проведена после изучения всей темы и ученики убедятся, насколько более сложными и совершенными станут их ассоциации .
II . Актуализация опорных знаний и умений
Проверка знаний
1. Какова роль Европы в формировании современного мира?
2. Докажите, что территория Европы хорошо освоена и плотно заселена.
3. Кто такие европейцы? Что вам особенно понравилось в их быте, образе жизни?
4. Докажите, что страны Европы располагают развитой многоотраслевой экономикой. Приведите не менее 3—4 аргументов.
5. Подготовьте доклад (сообщение, презентацию) о национальных традициях народов Европы.
III . Мотивация учебной и познавательной деятельности
Правила путешествия по материку
На с. 108—109 вы найдёте две географические карты, на которых проложен наш маршрут. На первой карте показаны природные зоны Африки и основные представители их растительного и животного мира. На второй карте — страны и занятия населения. Можно также разглядеть и рельеф территории в общих чертах, но лучше дополнительно проверять себя по физической карте Африки (см. Приложение, с. 246).
1. Внимательно изучим маршрут: где он начинается, в каком направлении продолжается, где и как направление меняется, каков конечный пункт.
2. Изучим легенду карты.
3. Определим природные зоны и выясним, через какие страны проходит наш маршрут.
4. Вспомним, что мы можем сказать о природе и населении материка на основе уже имеющихся знаний.
5. Читая текст, не забываем следить за маршрутом по карте. Пытаемся мысленно представить те территории, о которых идёт речь.
6. Если вы используете Интернет, можете поискать дополнительную информацию и фото (см. § 17).
7. Подведём итог своим впечатлениям.
Определение темы урока и этап целеполагания.
IV . Изучение нового материала
Урок проводится в форме групповой работы с элементами включения эссе, подготовленных участниками групп.
Класс делится на пять групп. Четыре группы работают над тем, чтобы как можно интереснее рассказать о своём маршруте в любой выбранной ими форме: например, презентации (компьютерной или бумажной), туристического путеводителя, рекламного буклета, кратких очерков о путешествии на самолёте или личном автомобиле, автостопом, сценария заседания клуба кинопутешественников и т. д.
Задания для групп
Проложите маршрут на контурной карте.
Составьте географическую справку для наиболее интересных (значимых) пунктов маршрута.
Дополните характеристику маршрута, изложенного в параграфе, сведениями из других источников информации (справочников, книг, журналов, Интернета).
Пятая группа — оппоненты — изучает текст параграфа, карты путешествий на с. 200—201 учебника, задания после параграфа и готовит каждой группе по 3—4 вопроса.
Отчитываются за работу всей группы её представители, выступления которых перемежаются с 3-минутными эссе об уникальных природных и культурных ландшафтах, о памятниках Всемирного природного и культурного наследия, о столицах государств Европы, которые встречаются на изучаемом маршруте.
От Исландии до Пиренейского полуострова
Пролетев около 2000 км над северной частью Атлантического океана и южными берегами самого большого в мире острова Гренландия (самоуправляющаяся территория в составе Датского королевства), мы достигаем Исландии. Этот большой остров у полярного круга почти на 1000 км удалён от материковой Европы, но Исландия — европейская страна. От её берегов мы начинаем путешествие по Европе.
Мы видим заснеженные конусы и цепочки кратеров вулканов, пар многочисленных горячих источников, «лунный» ландшафт лавовых полей, поросшие мхами и травами долины. Здесь представлены почти все типы вулканов, встречающихся на Земле (самый известный — действующий вулкан Гекла). Жители Исландии используют внутреннее тепло Земли для обогрева домов и теплиц. В Исландии вылавливают почти по 17 кг рыбы в день на одного жителя, в то время как в мире в целом — по 12 кг в год.
Следуя на юго-восток, мы доберёмся до острова Великобритания. Под крылом самолёта — скалистые, изрезанные берега, болота, вересковые пустоши, пасущиеся овцы, редкие поселения. Это Шотландия, открытая ветрам, туманная и дождливая часть Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Вскоре на западе перед нами возникнет удивительная картина — колонны, образовавшие «Мостовую гигантов» (рис. 168). Это результат выветривания на базальтовом плато северо-восточной части острова Ирландия. Но мы будем держаться восточнее и полетим вдоль побережья над старыми британскш историческими областями. Минуем старинный город Ливерпуль, гористый Уэльс с его живописным «Озёрным краем» и холмистый полуостров Корнуолл с берегами из разноцветных пород. Знаменитые меловые холмы Англии останутся восточнее, за Пеннинскими горами. Нам предстоит снова лететь над Атлантическим океаном, далеко на юг, чтобы оказаться у совсем других берегов.
ПРОЛЕТАЯ НАД БРИТАНСКИМИ ОСТРОВАМИ, Я ВИДЕЛ... (ПРОДОЛЖИ)
От Лиссабона до Мадрида
Гористый, массивный и высокий Пиренейский полуостров появляется к востоку от нашего курса. Мы видим крутые склоны гор, поросшие лесами из каменного и пробкового дуба, бука, длиннохвойной приморской сосны. Линия подножий - густые заросли из дикой фисташки и маслины, мирта, земляничного дерева, можжевельника. Крайняя западная материковая точка Евразии — мыс Рока — суровая прибрежная скала. Наверное, стоя на её вершине, открытой всем ветрам, мы бы ощутили, насколько мощно здесь влияние Атлантического океана и холодного Канарского течения. Вскоре покажется удобная гавань столицы Португалии Лиссабона. Постепенно горы отступят к востоку, будет встречаться больше городов.
Огибая Пиренейский полуостров, полюбуемся песчаными пляжами, оливковыми рощами, апельсиновыми садами и виноградниками. Это уже Испания, а до знаменитого Гибралтарского пролива, отделяющего Европу от Африки, совсем недалеко. Вскоре слева (к северу от нашего курса) мы увидим Гибралтарскую скалу (рис. 169). На узком маленьком (6,5 км2) полуострове расположен оживлённый порт и военная база — владение Великобритании. Пролетев над этим «входом» в Средиземное море, мы поворачиваем на север и удаляемся от побережья.
Под нами — Кастилия («страна замков»), историческая область Испании на засушливом плоскогорье Ме- сета. Здесь пасут овец и коз, в долинах выращивают оливки, табак и зерновые, производят почти половину испанского вина. В центре полуострова расположена столица Испании Мадрид. От Мадрида мы продолжим путь к Пиренеям — естественному барьеру, отделяющему Испанию от Франции. Несмотря на то что это не слишком высокие горы, Пиренеи труднопроходимы. Их вершины часто остры, а перевалы лежат не ниже 1500—2000 м.
ПРОЛЕТАЯ НАД ПИРЕНЕЙСКИМ ПОЛУОСТРОВОМ, Я ВИДЕЛ... (ПРОДОЛЖИ) —
Вдоль Атлантического побережья Европы
Преодолев северо-западную оконечность Пиренеев, мы вновь оказываемся у Атлантического океана. Дальше, вплоть до пролива Ла-Манш, мы полетим вдоль побережья Франции. До устья реки Гаронны тянется цепь дюн, засаженных сосновыми лесами. Устье Гаронны — длинный узкий рукав, похожий на воронку (эстуарий). В 100 км от побережья, у начала эстуария, стоит крупный порт Бордо, а дальше тянется плодороднейшая густозаселённая долина Гаронны с садами и виноградниками. Эстуарии мы встретим и севернее, например у впадающей в Бискайский залив Луары. Луара (самая длинная река страны) и её долина со средневековыми замками — одно из самых красивых мест Франции.
От устья Луары мы начнём огибать крупный полуостров Бретань (рис. 170). У обрывистых берегов множество мелких островков, из воды поднимаются скалы. Сильные влажные ветры несут частые дожди. С высоты мы видим зелёные холмы, живые изгороди и квадратики полей с разбросанными мелкими деревушками и городками. В Бретани, как и в лежащей севернее на побережье Нормандии, разводят молочный скот.
Главный европейский морской перекрёсток — проливы Ла-Манш и Па-де-Кале — соединяют Северное море с Атлантическим океаном и разделяют Францию и Великобританию. Под Ла-Маншем сооружён тоннель длиной 52,5 км, в том числе 38 км под дном пролива. Через Ла-Манш проходят торговые пути между Европой и остальным миром. Здесь ежедневно проплывает более 700 судов — каждые 5 минут по кораблю! На коротком отрезке побережья Северного моря много портовых городов — Гавр, Дюнкерк, Антверпен и самый большой порт Европы — голландский Роттердам.
Прежде чем мы повернём на север, приглядимся внимательнее к побережью Нидерландов. Известно, что большая часть территории этой страны лежит ниже уровня моря и подвержена наводнениям. Здесь столетиями люди создавали особый ландшафт, устраивая польдеры. Затопляемые низменные участки защищали дамбами и строили густую сеть каналов для отвода воды. Оставляя на время побережье, не пропустим Амстердам — город с десятками каналов и кружевных мостиков над ними, узкими фасадами и острыми крышами старинных домов, музеями с полотнами Рембрандта и Ван Гога, памятником русскому императору Петру I. Амстердам — один из крупных финансовых и торговых центров мира.
ПРОЛЕТАЯ НАД ФРАНЦИЕЙ И НИДЕРЛАНДАМИ, Я ВИДЕЛ... (ПРОДОЛЖИ)
От Амстердама до Стокгольма
От Амстердама полетим на север над холодными водами Северного моря. В 70-х гг. XX в. началась добыча нефти и природного газа из почти 400 месторождений, обнаруженных на его шельфе, поэтому недалеко от берегов нам попадётся много плавучих буровых платформ. Многие месторождения принадлежат Норвегии, поэтому она стала одной из ведущих нефтяных держав мира. А месторождение Брент принадлежит Великобритании. Добываемая там нефть используется в качестве эталона для расчёта мировых цен. Каждое утро мировые информационные агентства сообщают в финансовых новостях: «Цены на нефть марки «Брент» на Лондонской бирже составили...»
Подлетая к берегам самого большого в Европе Скандинавского полуострова, мы увидим норвежский порт Ставангер и уходящую на север кружевную ленту норвежских фьордов (рис. 171) и шхер (выступающих из воды скал). Это необыкновенно живописные глубокие скальные коридоры. Мы же повернём к востоку, поднимемся над крутыми западными склонами и снежными шапками Скандинавских гор и снизимся за более пологими восточными склонами. К норвежской столице Осло, а от неё к шведской столице Стокгольму мы будем лететь над холмами и долинами, хвойными лесами, порожистыми реками, зеркальной гладью озёр, узкими каменисто-песчаными грядами. Чем ближе к столицам, тем больше городов и посёлков, тем гуще сеть дорог. По сравнению со Стокгольмом Осло — небольшой уютный город.
ПРОЛЕТАЯ НАД СЕВЕРНЫМ МОРЕМ И СКАНДИНАВИЕЙ, Я ВИДЕЛ... (ПРОДОЛЖИ)
Таблица
Дневник путешествия
Маршрут | Страны, через которые пролегает маршрут | Природные зоны | Рельеф | Климат | Внутренние воды | Растительный мир | Животный мир | Занятия населения |
| | | | | | | | |
V. Закрепление изученного материала
Обобщая изученный на уроке материал и опираясь на личные впечатления, обучающиеся письменно делают самостоятельные выводы по каждому из маршрутов типа «Пролетая над..., я видел...».
Выполнение заданий
Назовите: а) пролив, который отделяет Европу от Африки; б) горы, являющиеся естественным барьером между Испанией и Францией; в) самую длинную реку Франции.
Найдите в тексте параграфа фото, которое соответствует характеристике: «...массивный и высокий Пиренейский полуостров...» Опишите изображение на фото как можно подробнее.
По климатической диаграмме и географическим координатам (рис. 172) определите: а) для какого города сделана диаграмма; б) столицей какой страны он является; в) какой тип климата свойствен этой стране.
Определите по карте на рисунке 162, какое преобладающее направление имеют ветры над Великобританией. Почему они влажные?
VI . Домашнее задание
1) изучить § 48; 2) выполнить задания после параграфа.
VII . Итог урока
Прием « Пресс - конференция»
Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что больше всего поразило?
Рефлексия
Настал черед подвести итог урока, в этом вам поможет памятка. (На стадии рефлексии урока для формирования монологических ответов и самооценивания учащихся целесообразно использование памятки):
Я могу себя похвалить за…
Я могу похвалить одноклассников за...
Меня удивило…
Для меня было открытием то, что ...
На мой взгляд, не удалось…, потому что…
На будущее я учту…