СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по географии "Европа: путешествие" (7 класс)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии "Европа: путешествие" (7 класс)»

Урок 53

Тема. Европа: путешествие(1)

Цель:

сформировать представление об особенностях приро­ды, населения и хозяйства различных регионов и стран Европы; продолжить формирование умений работать с пара­графами-путешествиями; сформировать навыки создания и анализа графиков изменения количества населения во времени; развивать умение анализировать и систематизировать материал; совершенствовать практические навыки работы с тематическими картами; воспитывать у школьников любовь к родной земле, уважение к традициям своего края и людям труда; развивать познавательный интерес к окружающему миру; воспитывать экологическую культуру учащихся. Воспитывать любовь к предмету и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование знаний и представлений о Европе: природе, населении и хозяйстве её регионов и стран; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.

Метапредметные: формирование умений: 1) осуществлять смысловое чтение и делать выводы; 2) работать с текстом и картами; 3) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 4) планировать последовательность и способ действий; 5) владеть устной речью, строить монологическое контекстное высказывание; 6) интерпретировать и обобщать информацию; 7) при работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении; 8) использовать средства информационных технологий.

Личностные: формирование познавательного интереса к изучению природы, населения и хозяйства различных регионов и стран Европы; формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками; освоение правил поведения в группах.

Основное содержание: правила работы с параграфа­ми-путешествиями; маршрут Исландия — Пиренейский полуостров; остров Исландия: особенности природы, на­селения и хозяйства; остров Великобритания. Маршрут Лиссабон — Мадрид: природа, население, хозяйство, Португалия и Испания — средиземноморские страны. Атлантическое побережье Европы: особенности природы, занятия населения, культурные ценности, крупные го­рода, уникальные природные и культурные ландшафты. Маршрут Амстердам — Стокгольм: Северное море, жи­вописная природа фьордов; Нидерланды, Норвегия, Шве­ция — страны особой культуры.

Деятельность обучающихся: наносить маршрут путешествия на контурную карту; находить на карте гео­графические объекты, встречающиеся на маршруте, и определять их географические координаты; сопоставлять карты: физическую, природных зон, политическую; ха­рактеризовать особенности рельефа, климата, раститель­ного и животного мира; читать климатическую диаграм­му; выявлять особенности природных зон на маршруте; подготавливать и обсуждать презентации о памятниках Всемирного природного и культурного наследия, о столи­цах государств Европы.

Ценностный компонент урока: уникальные при­родные, культурные и хозяйственные комплексы Евро­пы; памятники Всемирного природного и культурного наследия.

Оборудование: физическая карта Европы, карта «При­родные зоны мира», карты путешествий по Европе, видео­сюжеты, слайды и фотографии по теме урока, дополни­тельная литература (справочники, журналы, книги).

Тип урока: комбинированный.


ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Прием « Вызови ассоциации»

Учитель отмечает, что подобная работа будет проведена после изучения всей темы и ученики убедятся, насколько более сложными и совершенными станут их ассоциации .


II . Актуализация опорных знаний и умений

Проверка знаний

1. Какова роль Европы в формировании современного мира?

2. Докажите, что территория Европы хорошо освоена и плотно заселена.

3. Кто такие европейцы? Что вам особенно понравилось в их быте, образе жизни?

4. Докажите, что страны Европы располагают развитой многоотраслевой экономикой. Приведите не менее 3—4 аргументов.

5. Подготовьте доклад (сообщение, презентацию) о национальных традициях народов Европы.


III . Мотивация учебной и познавательной деятельности

Правила путешествия по материку

На с. 108—109 вы найдёте две географические карты, на которых проложен наш маршрут. На первой карте показаны природные зоны Африки и основные представители их растительного и животного мира. На второй карте — страны и занятия населения. Можно также разглядеть и рельеф территории в общих чертах, но лучше дополнительно проверять себя по физической карте Африки (см. Приложение, с. 246).

1. Внимательно изучим маршрут: где он начинается, в каком направлении продолжается, где и как направление меняется, каков конечный пункт.

2. Изучим легенду карты.

3. Определим природные зоны и выясним, через какие страны проходит наш маршрут.

4. Вспомним, что мы можем сказать о природе и населении материка на основе уже имеющихся знаний.

5. Читая текст, не забываем следить за маршрутом по карте. Пытаемся мысленно представить те территории, о которых идёт речь.

6. Если вы используете Интернет, можете поискать дополнительную информацию и фото (см. § 17).

7. Подведём итог своим впечатлениям.

Определение темы урока и этап целеполагания.


IV . Изучение нового материала

Урок проводится в форме групповой работы с эле­ментами включения эссе, подготовленных участниками групп.

Класс делится на пять групп. Четыре группы работа­ют над тем, чтобы как можно интереснее рассказать о своём маршруте в любой выбранной ими форме: напри­мер, презентации (компьютерной или бумажной), тури­стического путеводителя, рекламного буклета, кратких очерков о путешествии на самолёте или личном автомо­биле, автостопом, сценария заседания клуба кинопутеше­ственников и т. д.

Задания для групп

  1. Проложите маршрут на контурной карте.

  2. Составьте географическую справку для наиболее ин­тересных (значимых) пунктов маршрута.

  3. Дополните характеристику маршрута, изложенного в параграфе, сведениями из других источников информа­ции (справочников, книг, журналов, Интернета).

Пятая группа — оппоненты — изучает текст параграфа, карты путешествий на с. 200—201 учебника, задания по­сле параграфа и готовит каждой группе по 3—4 вопроса.

Отчитываются за работу всей группы её представители, выступления которых перемежаются с 3-минутными эссе об уникальных природных и культурных ландшафтах, о памятниках Всемирного природного и культурного насле­дия, о столицах государств Европы, которые встречаются на изучаемом маршруте.


От Исландии до Пиренейского полуострова

Пролетев около 2000 км над северной частью Атлантического океана и южны­ми берегами самого большого в мире острова Гренландия (самоуправляющаяся тер­ритория в составе Датского королевства), мы достигаем Исландии. Этот большой остров у полярного круга почти на 1000 км удалён от материковой Европы, но Ис­ландия — европейская страна. От её берегов мы начинаем путешествие по Европе.

Мы видим заснеженные конусы и цепочки кратеров вулканов, пар многочисленных горячих ис­точников, «лунный» ландшафт ла­вовых полей, поросшие мхами и травами долины. Здесь представ­лены почти все типы вулканов, встречающихся на Земле (самый известный — действующий вулкан Гекла). Жители Исландии исполь­зуют внутреннее тепло Земли для обогрева домов и теплиц. В Ис­ландии вылавливают почти по 17 кг рыбы в день на одного жителя, в то время как в мире в целом — по 12 кг в год.

Следуя на юго-восток, мы добе­рёмся до острова Великобритания. Под крылом самолёта — скалистые, изрезанные берега, болота, вереско­вые пустоши, пасущиеся овцы, ред­кие поселения. Это Шотландия, открытая ветрам, туманная и дожд­ливая часть Соединённого Королев­ства Великобритании и Северной Ирландии. Вскоре на западе перед нами возникнет удивительная кар­тина — колонны, образовавшие «Мостовую гигантов» (рис. 168). Это результат выветривания на ба­зальтовом плато северо-восточной части острова Ирландия. Но мы будем держаться восточнее и полетим вдоль побережья над старыми британскш историческими областями. Минуем старинный город Ливерпуль, гористый Уэльс с его живописным «Озёрным краем» и холмистый полуостров Корнуолл с берегами из разноцветных пород. Знаменитые меловые холмы Англии останутся восточнее, за Пеннинскими горами. Нам предстоит снова лететь над Атлантическим океаном, далеко на юг, чтобы оказаться у совсем других берегов.

ПРОЛЕТАЯ НАД БРИТАНСКИМИ ОСТРОВАМИ, Я ВИДЕЛ... (ПРОДОЛЖИ)

От Лиссабона до Мадрида

Гористый, массивный и высокий Пиренейский полуостров появляется к восто­ку от нашего курса. Мы видим крутые склоны гор, поросшие лесами из каменно­го и пробкового дуба, бука, длиннохвойной приморской сосны. Линия подножий - густые заросли из дикой фисташки и маслины, мирта, земляничного дерева, мож­жевельника. Крайняя западная материковая точка Евразии — мыс Рока — суровая прибрежная скала. Наверное, стоя на её вершине, открытой всем ветрам, мы бы ощутили, насколько мощно здесь влияние Атлантического океана и холодного Ка­нарского течения. Вскоре покажется удобная гавань столицы Португалии Лиссабо­на. Постепенно горы отступят к востоку, будет встречаться больше городов.

Огибая Пиренейский полуостров, полюбуемся песчаными пляжами, оливковы­ми рощами, апельсиновыми садами и виноградниками. Это уже Испания, а до зна­менитого Гибралтарского пролива, отделяющего Европу от Африки, совсем недале­ко. Вскоре слева (к северу от наше­го курса) мы увидим Гибралтарскую скалу (рис. 169). На узком малень­ком (6,5 км2) полуострове располо­жен оживлённый порт и военная ба­за — владение Великобритании. Про­летев над этим «входом» в Средиземное море, мы поворачиваем на север и удаляемся от побережья.

Под нами — Кастилия («страна зам­ков»), историческая область Испа­нии на засушливом плоскогорье Ме- сета. Здесь пасут овец и коз, в доли­нах выращивают оливки, табак и зерновые, производят почти полови­ну испанского вина. В центре полу­острова расположена столица Испа­нии Мадрид. От Мадрида мы про­должим путь к Пиренеям — естественному барьеру, отделяющему Испанию от Франции. Несмотря на то что это не слишком высокие горы, Пиренеи труднопро­ходимы. Их вершины часто остры, а перевалы лежат не ниже 1500—2000 м.

ПРОЛЕТАЯ НАД ПИРЕНЕЙСКИМ ПОЛУОСТРОВОМ, Я ВИДЕЛ... (ПРОДОЛЖИ)

Вдоль Атлантического побережья Европы

Преодолев северо-западную оконечность Пиренеев, мы вновь оказываемся у Ат­лантического океана. Дальше, вплоть до пролива Ла-Манш, мы полетим вдоль по­бережья Франции. До устья реки Га­ронны тянется цепь дюн, засаженных сосновыми лесами. Устье Гаронны — длинный узкий рукав, похожий на воронку (эстуарий). В 100 км от по­бережья, у начала эстуария, стоит крупный порт Бордо, а дальше тя­нется плодороднейшая густозаселён­ная долина Гаронны с садами и ви­ноградниками. Эстуарии мы встре­тим и севернее, например у впадающей в Бискайский залив Лу­ары. Луара (самая длинная река страны) и её долина со средневеко­выми замками — одно из самых кра­сивых мест Франции.

От устья Луары мы начнём оги­бать крупный полуостров Бретань (рис. 170). У обрывистых берегов множество мелких островков, из воды поднима­ются скалы. Сильные влажные ветры несут частые дожди. С высоты мы видим зе­лёные холмы, живые изгороди и квадратики полей с разбросанными мелкими де­ревушками и городками. В Бретани, как и в лежащей севернее на побережье Нор­мандии, разводят молочный скот.

Главный европейский морской перекрёсток — проливы Ла-Манш и Па-де-Кале — соединяют Северное море с Атлантическим океаном и разделяют Францию и Вели­кобританию. Под Ла-Маншем сооружён тоннель длиной 52,5 км, в том числе 38 км под дном пролива. Через Ла-Манш проходят торговые пути между Европой и ос­тальным миром. Здесь ежедневно проплывает более 700 судов — каждые 5 минут по кораблю! На коротком отрезке побережья Северного моря много портовых го­родов — Гавр, Дюнкерк, Антверпен и самый большой порт Европы — голландский Роттердам.

Прежде чем мы повернём на север, приглядимся внимательнее к побережью Ни­дерландов. Известно, что большая часть территории этой страны лежит ниже уров­ня моря и подвержена наводнениям. Здесь столетиями люди создавали особый ландшафт, устраивая польдеры. Затопляемые низменные участки защищали дамба­ми и строили густую сеть каналов для отвода воды. Оставляя на время побережье, не пропустим Амстердам — город с десятками каналов и кружевных мостиков над ними, узкими фасадами и острыми крышами старинных домов, музеями с полот­нами Рембрандта и Ван Гога, памятником русскому императору Петру I. Амстер­дам — один из крупных финансовых и торговых центров мира.

ПРОЛЕТАЯ НАД ФРАНЦИЕЙ И НИДЕРЛАНДАМИ, Я ВИДЕЛ... (ПРОДОЛЖИ)

От Амстердама до Стокгольма

От Амстердама полетим на север над холодными водами Северного моря. В 70-х гг. XX в. началась добыча нефти и природного газа из почти 400 месторожде­ний, обнаруженных на его шельфе, поэтому недалеко от берегов нам попадётся мно­го плавучих буровых платформ. Мно­гие месторождения принадлежат Нор­вегии, поэтому она стала одной из ведущих нефтяных держав мира. А месторождение Брент принадлежит Великобритании. Добываемая там нефть используется в качестве этало­на для расчёта мировых цен. Каждое утро мировые информационные аген­тства сообщают в финансовых новос­тях: «Цены на нефть марки «Брент» на Лондонской бирже составили...»

Подлетая к берегам самого боль­шого в Европе Скандинавского полу­острова, мы увидим норвежский порт Ставангер и уходящую на север кружевную ленту норвежских фьор­дов (рис. 171) и шхер (выступающих из воды скал). Это необыкновенно живопис­ные глубокие скальные коридоры. Мы же повернём к востоку, поднимемся над кру­тыми западными склонами и снежными шапками Скандинавских гор и снизимся за более пологими восточными склонами. К норвежской столице Осло, а от неё к шведской столице Стокгольму мы будем лететь над холмами и долинами, хвойны­ми лесами, порожистыми реками, зеркальной гладью озёр, узкими каменисто-пес­чаными грядами. Чем ближе к столицам, тем больше городов и посёлков, тем гу­ще сеть дорог. По сравнению со Стокгольмом Осло — небольшой уютный город.

ПРОЛЕТАЯ НАД СЕВЕРНЫМ МОРЕМ И СКАНДИНАВИЕЙ, Я ВИДЕЛ... (ПРО­ДОЛЖИ)


Таблица

Дневник путешествия

Маршрут

Страны, через которые пролегает маршрут

Природные

зоны

Рельеф

Климат

Внутренние

воды

Растительный

мир

Животный

мир

Занятия

населения











V. Закрепление изученного материала

Обобщая изученный на уроке материал и опираясь на личные впечатления, обучающиеся письменно делают само­стоятельные выводы по каждому из маршрутов типа «Про­летая над..., я видел...».

Выполнение заданий

  1. Назовите: а) пролив, который отделяет Европу от Афри­ки; б) горы, являющиеся естественным барьером между Испа­нией и Францией; в) самую длинную реку Франции.

  2. Найдите в тексте параграфа фото, которое соответствует характеристике: «...массивный и высокий Пиренейский полуост­ров...» Опишите изображение на фото как можно подробнее.

  3. По климатической диаграмме и географическим коорди­натам (рис. 172) определите: а) для какого города сделана диа­грамма; б) столицей какой страны он является; в) какой тип климата свойствен этой стране.

  4. Определите по карте на рисунке 162, какое преобладаю­щее направление имеют ветры над Великобританией. Почему они влажные?


VI . Домашнее задание

1) изучить § 48; 2) выполнить задания после параграфа.


VII . Итог урока

Прием « Пресс - конференция»

Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что больше всего поразило?

Рефлексия

Настал черед подвести итог урока, в этом вам поможет памятка. (На стадии рефлексии урока для формирования монологических ответов и самооценивания учащихся целесообразно использование памятки):

  • Мне больше всего удалось ...

  • Я могу себя похвалить за…

  • Я могу похвалить одноклассников за...

  • Меня удивило…

  • Для меня было открытием то, что ...

  • На мой взгляд, не удалось…, потому что…

  • На будущее я учту…