СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по географии по теме "Вращение Земли вокруг своей оси и Солнца, смена дня и ночи" 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок географии в 6 классе по теме "Вращение Земли вокруг своей оси и Солнца, смена дня и ночи" входит в раздел "Развитие географических знаний о Земле". Способствует систематизации знаний учащихся о Вселенной, видах движения Земли; знакомит их с назначением и работой теллурия. На уроке формируются первичные навыки исследовательской работы, ключевые компетентности учащихся (коммуникативная, познавательная)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии по теме "Вращение Земли вокруг своей оси и Солнца, смена дня и ночи" 6 класс»

МОУ «Средняя школа №15 города Макеевки» Ивко Татьяна Ивановна, учитель географии Урок географии в 6 классе

Тема. Вращение Земли вокруг своей оси и Солнца, смена дня и ночи.
Цель. Углубить систему знаний учащихся о Вселенной путем изучения видов движения Земли и связанных с этим явлений; ознакомить учащихся с устройством и назначением прибора теллурий и научить их проводить опыты с использованием этого прибора; сформировать у учащихся первичные навыки исследовательской работы.
Оборудование: теллурий, учебник «География 5-6 класс»/А.И.Алексеев, В.В. Николина, атласы.
Тип урока: формирование новых знаний.


Ход урока
I. Организационный момент
Учитель делит класс на четыре группы

II. Актуализация опорных знаний и умений
Экспресс-опрос
1. Как со временем менялось представление о форме Земли?
2. Какую форму имеет Земля?
3. Назовите размеры Земли и Луны?
4. Как соотносятся размеры Земли и Луны?
5. К какому типу небесных тел принадлежит Луна?
6. Почему на поверхности Луны много кратеров?
Мини-практикум

   Какие последствия могли возникнуть, если бы:
- изменилась скорость вращения Луны вокруг своей оси?
- изменилась скорость вращения Луны вокруг Земли?

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Беседа
1. Что является причиной смены дня и ночи?
2. От чего зависит продолжительность дня и ночи?
3. Почему происходит смена времен года?
Учитель. Для того чтобы без осложнений ответить на поставленные вопросы, сегодня на уроке мы рассмотрим виды движений Земли в Солнечной системе и их последствия. В этой работе нам поможет специальный прибор теллурий.

Запись в тетрадях темы урока и определение целей урока.

IV. Изучение нового материала
   Нам, жителям Земли, кажется, что Солнце и весь небосвод движется - с востока на запад. Но на самом деле Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси с запада на восток или против часовой стрелки, если смотреть на Землю сверху, со стороны Северного полюса. Безусловно, причиной смены дня и ночи является вращение Земли вокруг своей оси. Оборот на 360 градусов Земля совершает за 23 часа 56 минут 4 секунды, но для удобства считают, что в сутках 24 часа.
   Когда в 1522 корабль «Виктория», завершив первое кругосветное путешествие, вернулся в Испанию, его экипаж был удивлен «потерей» суток: в бортовом журнале судна значилась среда, а в Испании был уже четверг. Может, моряки ошиблись при ведении записей? Или причина кроется в чем-то другом?

Задача исследовательского характера.
   Каждая группа с помощью глобуса отслеживает кругосветное путешествие Магеллана, следуя его маршрутом от Европы на запад, то есть против движения Земли.

- Сопоставив направления движения экспедиции и вращения Земли, сделайте выводы. (Мореплаватели двигались против вращения Земли, поэтому, завершив путешествие, они «потеряли» один оборот Земли, то есть одни сутки.)
Учитель. Российская экспедиция, открывшая Антарктиду, получила один «лишний» день, потому что мореплаватели из Рио-де-Жанейро поплыли на восток и вернулись туда же с запада. Начальник экспедиции Фаддей Тадеевич Беллинсгаузен так писал об этом в своем дневнике: «Мы прошли 360 градусов вокруг мира. От ежедневного ускорения юга сложилось 24 часа, поэтому я приказал на шлюпе «Восток» считать третье число февраля два дня подряд и о выполнении этого на шлюпе «Мирном» сделал сигнал телеграфом ... »
    Чтобы избежать путаницы с днями недели, по международному соглашению установили линию перемены дат, которая проходит вне населенных пунктов. Морские суда и самолеты, пересекающие эту линию с запада на восток, считают один и тот же день дважды; те, что движутся в противоположном направлении, - пропускают один день.
Беседа
1. Что является следствием вращения Земли вокруг своей оси?
2. Можем ли мы объяснить изменение продолжительности дня и ночи вращением Земли вокруг своей оси?
3. Можно вращением Земли вокруг своей оси объяснить смену времен года?
Учитель. Не все явления и процессы, возникающие на Земле, обусловлены ее вращением вокруг своей оси. Итак, нам необходимо рассмотреть другой вид движения Земли - вокруг Солнца. Полный оборот вокруг звезды наша планета совершает за 365 суток 5:00 48 минут 48 секунд. Что же удерживает Землю на определенном расстоянии от Солнца и заставляет вращаться нашу планету на одной и той же орбите вокруг звезды из года в год уже несколько миллиардов лет?
   Чтобы легче было ответить на этот вопрос, рассмотрим следующий пример. Если к одному концу веревки привязать камень, а другой конец взять в руки и начать вращать веревку с камнем над головой, то чем быстрее вращать веревку, тем сильнее будет ее натяжение. Если веревку отпустить из рук, то камень улетит. А теперь проведем аналогию: в опыте рука относительно камня действует так же, как и Солнце относительно Земли- удерживает ее. Это сила тяжести. А теперь попробуем ответить на поставленный ранее вопрос. Сила притяжения постоянно удерживает Землю, заставляя ее двигаться определенным путем.
  Строго говоря, путь, или орбита Земли, ─ не совсем круг. Великий немецкий ученый Иоганн Кеплер (1571 - 1630) открыл, что все планеты Солнечной системы, в том числе и Земля вращается вокруг Солнца по продолговатым орбитам – эллипсам. Поэтому расстояние от Земли до Солнца в течение года меняется. В конце декабря это расстояние минимальное - 152 млн. км.
   А теперь с помощью теллурия проследим путь Земли вокруг Солнца. Например, установим модель Земли на отметке «день весеннего равноденствия» - 21 марта. Граница света и тени проходит одновременно через оба полюса. А теперь повернем модель Земли вокруг оси.
 Вопрос
Сместилась ли граница света и тени? Что из этого следует?
Учитель. Теперь проведем такой опыт. Вставьте иголку перпендикулярно к поверхности глобуса в экватор таким образом, чтобы верхушка иголки была обращена прямо к модели Солнца.
Вопрос

Падает ли от иголки тень? Что из этого следует?
Учитель. Вокруг модели Солнца против часовой стрелки обращаем модель Земли и останавливаем ее на отметке «день летнего солнцестояния» ─ 22 июня.
Вопрос
Как освещены Солнцем Северное и Южное полушария? Где будет находиться Солнце в зените?
Учитель. Продолжим вращение Земли к отметке «день зимнего солнцестояния» ─ 22 декабря.
Вопрос
Как освещены Солнцем Северное и Южное полушария? Где будет находиться Солнце в зените?
Учитель. Пройдя на теллурии еще четверть пути, модель Земли возвращается в исходное положение.
   Теперь проведем еще один интересный опыт: расположим ось глобуса перпендикулярно плоскости его орбиты и проведем модель нашей планеты вокруг модели Солнца.
 Вопрос
Что вы заметили? Можете ли вы сейчас сказать, от чего зависит продолжительность дня и ночи?
А что является причиной смены времен года?
Работа в малых группах
Задания
• Какова продолжительность дня и ночи на Северном и Южном полюсах? На экваторе? В нашей местности?
• В каких точках земного шара Солнце находится в зените раз в год? Бывает в зените Солнце в нашей местности?
• В каких точках земного шара Солнце не появляется над горизонтом в течение суток раз в год? Не заходит за горизонт?
• В конце декабря Земля находится ближе к Солнцу. Почему же зимой в нашей местности холодно, а летом - тепло?
Учитель. Мы часто наблюдаем, как летним солнечным днем тень от облака, которое несет ветер, пробегает по земле и достигает того места, где мы находимся. Облако закрывает Солнце. В то же время другие места, которые находятся вне этой тени, остаются освещенными Солнцем.
   Во время солнечного затмения Луна проходит между нами и Солнцем и прячет его от нас. Происходит солнечное затмение.
   Ежегодно в среднем происходит от двух до четырех солнечных затмений и от одного до трех лунных. Но бывают исключения из правил. Так, в 1935 году состоялось пять солнечных затмений, а в 1951 году не было ни одного лунного затмения.

 V. Закрепление новых знаний и умений
Беседа
1. Когда планета Земля находится ближе к Солнцу?
2. Сколько часов длится день на Северном полярном круге 22 июня?
3. В какие дни года день равен ночи на всех широтах?
4. При каких условиях происходит солнечное затмение?
VI. Итог урока
 Земля в солнечной системе осуществляет два вида движений: вокруг своей оси (оборот 23 ч 56 мин 4 с) и вокруг Солнца (365 суток 5 ч 48 мин 48 с).
 Причиной смены дня и ночи является вращение Земли вокруг своей оси.
 Причиной смены времен года является движение Земли вокруг Солнца и наклон ее оси к плоскости орбиты.

Выставление оценок за работу на уроке


VII. Домашнее задание
 Выучить п.7, выписать из текста новые термины и понятия, незнакомые слова




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!