СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по географии "Путешествие по Евразии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по географии "Путешествие по Евразии"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии "Путешествие по Евразии"»

Конспект урока по географии 5 класс

Учитель Бобрикова Ю.А.

Тема урока: Путешествие по Евразии

Тип урока: открытие новых знаний

Формы обучения: индивидуальная, работа в парах, в группах

Средства обучения: ИКТ, предметные картинки, учебник, энциклопедии

Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, сотрудничества.

Методы обучения, используемые на уроке: словесные, наглядные, практические; методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение; методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности; информационные методы – работа с картой, учебником, дополнительной литературой.


Цель урока: формирование представлений о специфических чертах при­роды, населения и хозяйства Евразии

Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника. Выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать. Корректировать знания;

Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни, развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей.

Ожидаемый результат: создание карты рекордов Евразии

Оборудование: экран, проектор, ПК, физическая карта мира, атлас и учебник для 5 класса, тетрадь, карточки-задания

Ход урока

Этапы урока

Содержание урока

УУД, формируемые на уроке

1.Мотивация и стимулирование учебной деятельности


Добрый день, дорогие ребята!

Я очень рада войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз

Я знаю: каждый в классе гений

Но без труда успех не впрок

Из ваших знаний и умений

Мы вместе сочиним урок!

Ребята, на столах у вас лежат желтые кружочки. Дорисуйте их, изобразите смайликами ваше настроение. Поднимите получившиеся улыбки и покажите их мне. Спасибо! У меня тоже хорошее настроение (показать свой смайлик)

Во все времена люди любят путешествовать, открывать новое, неизведанное.

Вот и мы с вами сегодня совершим путешествие. Я бы хотела вам подарить кораблики, на которых мы с вами будем путешествовать, узнавать новое (подарить кораблики).

-Скажите, когда вы отправляетесь в путешествие, поездку, что вы берете с собой?

-Карту, маршрут путешествия.

На столе у каждого из вас лежит маршрут нашего путешествия. Вам необходимо будет заполнять этот маршрутный лист баллами за ответы и выполненные задания. Внимательно посмотрите в конце маршрутного листа итоговое количество баллов и соответственно оценку, какую вы сможете получить в конце урока. К таким баллам вы и должны стремиться.

А что еще выберёте в путешествие?

-Багаж.

Так и нам понадобится багаж. А какой багаж может взять ученик на урок?, (который нельзя взять в руки, поднять, поместить в багажник? Что же это за багаж?) -Это багаж наших знаний.


Коммуникативные:

Вступать в диалог.

Участвовать в коллективном обсуждении.

Оформлять свои мысли в устной форме


личностные: самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность;

Регулятивные: самоконтроль; саморегуляция

2. Актуализация знаний учащихся

-Скажите, что нового вы узнали на прошлом уроке географии? (-о значении Мирового океана для природы и человека)

-А может ли человек прожить без Мирового океана? Почему? (нет. Это и вода, и пища, и полезные ископаемые, и лекарства, и сырье для промышленности, и поваренная соль, и др.)

-Проверку домашнего задания о значении Мирового океана, мы проведем необычно, в форме игры «Путь к успеху». На листочках у вас нарисованы пирамиды, обозначен старт и финиш, необходимо ответы на вопросы вписывать в нужную строчку пирамиды, начиная с нижней и заканчивая на вершине - финише. Самая нижняя строка – это самый простой вопрос, по мере продвижения по лестнице успеха, вопросы будут усложняться. Первый вопрос – один балл, второй вопрос – 2 балла, пятый вопрос – пять баллов. Максимум – 15 баллов.

Финиш




Старт


Вопросы:

1.Что добывают в водах, омывающих Аляску? (золото)

2. Что получают в промышленности из мелкой рыбы? (клей, костная мука)

3. Бурая МОРСКАЯ ВОДОРОСЛЬ, встречающихся на побережье Атлантического и Тихого океанов (ламинария).

4. Организмы, находящиеся в толще воды во взвешенном состоянии и неспособные к активному перемещению? (планктон)

5. Это часть океана, отдаленная от него островами и полуостровами и отличающаяся от остальной части океана свойствами воды, особенностями животного и растительного мира? (море)


ВЗАИМОПРОВЕРКА (на слайде № 1). Выставить баллы в маршрутный лист.

Молодцы, ребята! Вы старались! Кто набрал максимальное количество баллов?


Познавательные:

Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы.

Коммуникативные:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, умение работать индивидуально и в паре.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.


3. Постановка целей и задач урока

Сегодня на уроке мы начнем путешествие по планете Земля. Какой же материк будет первым в нашем путешествии? На этот вопрос нам поможет ответить разгаданный кроссворд. Работа в парах:

  1. Философ, доказавший шарообразность Земли (Аристотель)


  1. Сторона горизонта (Восток)

  2. Чертеж, изображающий поверхность Земли в уменьшенном виде (карта)

  3. Прибор, с помощью которого можно ориентироваться (компас)

  4. Третья планета Солнечной системы (Земля)

  5. Линия, вдоль которой Земля движется вокруг Солнца (орбита)

  6. Самая глубокая впадина (Марианская)








7







 

1






 

 






 

 






 

 



4



 

 



 


6

 

 

 

3

 


 

 

 

 

 

 


 

 

 

2

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 


 

 



 



 




 



 




 














-Какое получилось у вас ключевое слово? Скажите, о каком материке сегодня пойдет речь на уроке? –Евразия

Итак, тема сегодняшнего урока: «Путешествие по Евразии» (вывесить на доску тему)

- Мы сегодня путешествуем на кораблях. А кто мне может уже назвать особенность материка Евразия? Почему возможно такое путешествие? (омывается водами четырех океанов)


- Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.

Сформулируйте цель урока.

У вас есть один лист _________________ цвета.

- «Цели (что я хочу узнать)», отметьте галочкой в левой колонке, чего бы вы хотели достичь на уроке.

Цель (чего я хочу добиться на уроке)


Узнать, географическое положение Евразии



Узнать, какие части света включает в себя материк




Узнать, где проходит граница между Европой и Азией



Узнать, каким перешейком соединяется Евразия с Африкой



Узнать рекорды Евразии




Научиться по карте определять географические объекты материка Евразия



Научиться искать нужную информацию в учебнике




Пополнить свой словарный запас.



Отдохнуть на уроке


- Назовите те цели, которые вы поставили перед собой.

-Как размеры материка повлияли на разнообразие его природы? (Проблемный вопрос) – на доску

Личностные: проявлять интерес к новому содержанию, смыслообразование.


Регулятивные: целеполагание планирование, прогнозирование


Познавательные: общеучебные УУД


4. Открытие новых знаний

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Своё путешествие мы начнем с географического положения материка: Евразия – самый большой материк нашей планеты. Его площадь без островов составляет около 54 млн. кв. км, это 1/3 площади всей суши.

Чем же он интересен?

Вы уже назвали тот факт, что Евразия омывается водами четырех океанов. Это единственный материк, омываемый водами 4-х океанов.

Во-вторых, на нем расположена наша страна Россия. Вы можете взглянуть в окошко и увидеть маленький кусочек Евразии…

Этот материк так огромен, что включил в себя две части света: Европу (западная часть) и Азию (восточная часть).

Граница между ними проходит по Уральским горам, реке Эмба, равнинам Северного Кавказа.

На юго-западе материк соединяется с Африкой Суэцким перешейком.

Хотя Суэцкий перешеек связывает два материка, перейти с материка на материк пешком не так легко.

Познавательные:

извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.


Регулятивные:

В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала,

опираясь на иллюстрации.


5. Первичное закрепление с формированием УУД

А почему такие трудности могут возникнуть при переходе с материка на материк?? (работа с учебником с. 108, первый абзац, карта)

так как через перешеек прорыт канал (Суэцкий канал).

Покажите на физической карте Суэцкий канал.


На Земле всего два перешейка, которые соединяют материки. Один мы назвали. Может быть кто-то знает второй? (Панамский перешеек, соединяющий С. И Ю. Америку).

(Если не знают) - Над этим вы подумаете дома и найдёте у себя в атласе.


ФИЗМИНУТКА


Познавательные: Понимать

информацию, представленную в виде рисунков, схем.

Регулятивные: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Личностные: проявлять интерес к новому содержанию занятия, занимать активную познавательную позицию

Регулятивные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия), саморегуляция



6. Обобщение и систематизация знаний.

Адрес материка нам известен. Давайте теперь познакомимся с природой материка.

Предлагаю вам объединиться в пять групп. На ваших корабликах с обратной стороны поставлены цифры: 1, 2, 3, 4, 5 так вы объединитесь в группы.


1 группа - рельеф (горы и равнины)

2 группа - внутренние воды (реки, озера)

3 группа - климат

4 группа - население и страны

5 группа - растительный и животный мир


(На стол поставить табличку с названиями групп).


Итак, сегодня мы проведем исследование природы материка Евразия. Будем выявлять рекорды Евразии. Что это значит? А это значит, что на такой огромной площади материка есть нечто необычное, уникальное, что позволяет данный географический объект отнести к рекордсменам Евразии.


Перед вами задания.

Задания группам 1-4: Используя разные источники (энциклопедии, учебник с. 108-112, атлас) найти нужную информацию по вашему заданию, подписать значения в таблице и на доске.




Характеристика

Географический объект

Числовое значение

Самые высокие горы

Гималаи (Эверест)

8848 м

Самая большая по площади равнина

Восточно-Европейская (Русская) равнина

 Площадь — свыше 4 млн кв. км.

Самое глубокое озеро

Байкал

1638 м

Самое большое по площади озеро

Каспийское море

396 тыс. кв. км

Самое холодное место

П. Оймякон

-71* С

Самое влажное место

Г.ЧерапУнджи

12000 мм осадков в год

Самое большое по площади государство

Россия

17 000 кв. км

Самое многонаселенное государство

Китай

1 368 660 000 человек 


Задание группе 5: составить мини-проект по теме «Растительный и животный мир Евразии». Подготовить выступление об одном животном и одном растении материка. Проект оформить на листе формата А3.






Растительный мир

Животный мир



Медведь




Тигр




Тюлень




Рысь




Кобра



ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУПП (Слайды _______)

-Оцените свою работу в группе, максимально 5 баллов.

Обратите внимание на слайд. Каждый про себя прочитайте и оцените свою работу: «… тогда суди сам себя, - сказал король. – Это самое трудное. Судить себя куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр». Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц.


ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК В МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ.

Познавательные:

Изучение и обработка информации.

Работа в группах.


Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом



7. Включение новых знаний в систему знаний

Откройте политическую карту с. 30-31


Работа в парах. Картографический практикум:

на контурные карты регионов Евразии нанесите государства, указанные цифрами. (1 и 2 варианты: Европа и Азия).


Максимум за задание – 10 баллов.

Проверка учителем.

Познавательные: общеучебные УД, знаково-символические действия, логические УД (учиться анализировать, синтезировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, подводить под понятие).

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов,

8. Итог урока. Рефлексия деятельности учащихся.

Наше путешествие подходит к концу.

  1. Ребята, по какому материку мы сегодня путешествовали? (по Евразии).

  2. Какие две части света образуют материк?


Давайте попробуем ответить на главный вопрос нашего урока:

  1. Как размеры материка повлияли на разнообразие его природы? (протянулся он от Северного Ледовитого океана до экватора, поэтому природа так разнообразна)


  1. Возьмите, пожалуйста, __________ листочки «Цель». В начале урока в левой колонке вы отмечали, чего хотели добиться на уроке, а теперь отметьте в правой колонке, чего же вы добились. (Выслушать 2-3 чел.)

И посмотрите, все ли у вас получилось сегодня?

Что нового узнали?


  1. А сейчас нам с вами необходимо подсчитать баллы и выставить оценки.



  1. Ребята, на столах у вас лежат смайлики. Переверните их и нарисуйте с обратной стороны ваше настроение после путешествия. Молодцы! У меня тоже хорошее настроение (показать свой смайлик). Потому что вы сегодня хорошо работали, старались. Молодцы!


  1. Сегодня мы с вами путешествовали на кораблях, поэтому я вам предлагаю свои кораблики, на которых мы путешествовали спустить на воды океанов:

Тихий океан – самый большой (если вы получили много знаний, всё поняли на уроке);

Атлантический океан – второй по площади (если вы получили знания, но что-то для вас осталось недопонятым)

Индийский океан – третий на нашей планете (если вы получили на уроке недостаточно знаний)

Северный Ледовитый океан – самый мелкий, холодный (вам было неинтересно на уроке, знаний нет)


  1. ЗАПИШИТЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: п. 21 пересказ, нанести на контурной карте фоновую окраску, обозначив территорию данного государства, подписать столицу государства.

На выбор: составить кроссворд 5-7 слов «Евразия» или сообщение «Рекорд Евразии»


  1. Откройте дневники, поставьте заработанную оценку.


Спасибо, ребята, урок окончен!




Регулятивные: уметь оценивать результат своей работы.

Личностные: оценивать свои достижения, определять свое эмоциональное состояние




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!