СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по географии "Россияне на рынке труда" (8 класс)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии "Россияне на рынке труда" (8 класс)»

Урок 14

Тема. Россияне на рынке труда.

Цель: Раскрыть особенности понятия «трудовые ресурсы». Вскрыть причины и следствия безработицы. Сформировать представление о требованиях к современному работнику в условиях рынка и профессиях, востребованных на сегодняшний день. Сформировать представление о требованиях общества к качеству трудовых ресурсов.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование представлений и знаний о трудовых ресурсах России, экономически активном населении, рынке труда и требованиях, предъявляемых к работнику в современных условиях, человеческом капитале.

Метапредметные: формирование умений: 1) определять понятия; 2) применять схемы для объяснения сути процессов и явлений; 3) при работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией.

Личностные: понимание значимости качества трудовых ресурсов как фактора развития общества; осознание важности выбора профессии.

Основное содержание: рынок труда, трудоспособный возраст, трудовые ресурсы, экономически активное население, безработица, география безработицы, зависимость безработицы от структуры хозяйства, трудовые ресурсы и рынок труда своего края, человеческий капитал.

Деятельность обучающихся: анализировать схему состава трудовых ресурсов и экономически активного населения России; сравнивать по статистическим данным численность трудоспособного и экономически активного населения в России и других странах мира; выявлять особенности рынка труда своего места проживания.

Ценностный компонент урока: качество трудовых ресурсов как фактор развития общества, отношение к профессиям.

Оборудование: схемы «Состав трудовых ресурсов России в 2012 г.» и «Соотношение спроса на рабочую силу и её предложения при различной оплате труда».

Тип урока: изучение нового материала.


ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

1.  Учитель осуществляет проверку материала § 8 на основе рубрики «Это я знаю» на с. 42 учебника и заданий тренажера.

Беседа по вопросам.


III. Формирование новых знаний.

  1. Мотивационный момент.

Может, ли измениться соотношение мужчин и женщин в России?

Этот урок особенно важен для профессионального самоопределения учащихся. Вначале учитель раскрывает понятия трудовые ресурсы, рынок труда, экономически активное население. Пониманию этих сложных терминов способствует схема «Состав трудовых ресурсов России в 2003 г.» на с. 44 учебника.

Следующий вопрос — причины и следствия безработицы. Учащиеся выясняют, от чего зависит география безработицы в России. Учитель задает вопросы: «Почему районы с высоким естественным приростом населения имеют высокий уровень безработицы? Зависит ли безработица от структуры хозяйства?»

Определение темы урока и этап целеполагания.


2. Изложение нового материала.

Какие этапы проходит человек в своей экономической жизни?

Вся жизнь человека тесно связана с хозяйством страны. Обобщенно можно сказать, что примерно первые двадцать лет своей жизни он является толь­ко потребителем: родители и государство его кормят, одевают, воспитыва­ют и обучают. В итоге к 20 годам человек уже довольно много «взял в долг» у тех. кто в это время работал. Начиная трудиться, молодой человек сначала «отдает» этот долг обществу (точка с на рис. 190), а затем, продолжая работать, сам создает национальное богатство страны. За счет этого государство может содержать детей и престарелых, развивать образование и здравоохранение, улучшать условия жизни своих граждан. К моменту выхода на пенсию (точка d на рис. 190) он снова, как в детстве, становится потребителем, только теперь уже общество «отдает* ему долг, правда, го­раздо меньше того, что он создал за свою жизнь. Отношение к пенсионе­рам и старикам показывает работающим, как будут и к ним относиться в старости. И любой работающий сегодня должен быть уверен, что государ­ство позаботится о нем через годы. Ведь правильно говорят, что об общест­ве судят по тому, как оно относится к своим старикам. Таким образом, создается тесная связь поколений через труд. Молодежь живет лучше только потому, что предыдущие поколения оставили в наследство нацио­нальное богатство — более благоустроенный и совершенный мир.


Какую часть населения считают «трудовыми ресурсами?

Что такое экономически активное население?

Все люди пользуются благами экономики: продуктами питания, товарами, услу­гами. Но ведь далеко не все люди в каждый данный момент времени работают: од­ни ещё очень маленькие, другие ехдё учатся, а третьи уже на пенсии. Все они жи­вут за счёт того, что их «кормят» те, кто сейчас работает в экономике, — занятое население.

Трудовые ресурсы — это в основном население в трудоспособном (рабочем) возрасте. Небольшая часть трудовых ресурсов — люди пенсионного возраста, со­хранившие желание и возможность работать.

В большинстве стран мира за- Трудовые ресурсы — часть населения, Я конодательно определено, с какого способного работать в хозяйстве страны. возраста человек может работать и России нижняя граница трудоспо­собного возраста — 16 лет, а верхняя — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Часть людей трудоспособного возраста учится, часть занята в домашнем хозяйстве (это в основном женщины, имеющие малолетних детей) или в личном подсобном хозяйстве (на своём приусадебном участке и др.), но большинство — около 85% — экономически активное население (рис. 25). Но не все люди могут найти подходя­щую работу — часть из них являются безработными. Эта часть населения также относится к экономически активному.

Общее число безработных в России — около 6 млн человек, т. е. примерно каж­дый десятый из экономически активного населения. Из них зарегистрированы в службе занятости только около 2 млн, остальные предпочитают не тратить время на регистрацию и ищут работу самостоятельно.


1. Трудовые ресурсы - это доступное трудоспособное население (ч. - 16-59 г. ж. - 16 - 54 г.) и работающие подростки и пенсионеры.

ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ- часть населения, занятая общественно полезной деятельностью, приносящей доход. Сюда включают занятое население и безработное, но в поиске работы.

Занятость населения – это трудовая деятельность людей, проживающих в городе, области, стране.
Украина имеет значительный труд ресурсный потенциал.

Обеспеченность трудовыми ресурсами отличается неравномерностью. Распределение трудовых ресурсов по отраслям хозяйства зависит от спроса на них.


Трудовые ресурсы — это часть населения, способная работать в народном хозяйстве. Основу их составляют взрослые люди от 16 до 54—59 лет, так называемое население в трудоспособном возрасте'.

Пенсионный возраст в России — один из самых низких в мире. В боль­шинстве развитых стран мужчины выходят на пенсию в 65 лет, а женщи­ны в 60 лет. Во многих менее развитых странах мира вообще отсутствует пенсионное обеспечение, особенно в сельской местности, где стариков со­держат их дети и внуки.

Рассмотрите схему, изображенную на рисунке 191. Обратите внимание на то. что не все люди в трудоспособном возрасте способны к труду: неко­торые не могут работать из-за болезней и травм (инвалиды), другие полу­чили право выхода на пенсию в более раннем возрасте из-за тяжелой и вредной работы («льготные пенсионеры»). С другой стороны, часть людей старше трудоспособного возраста продолжает трудиться — и их включают в состав трудовых ресурсов.


Почему в отдельных районах России большое число безработных?

От чего зависит уровень безработицы?

Как и любой рынок, рынок труда — это прежде всего соотношение между «про­давцом» рабочей силы — населением и «покупателем» — предприятиями, учрежде­ниями, организациями (иными словами, между предложением рабочих рук и спро­сом на них). Это соотношение зависит от многих факторов, один из которых — оплата труда.

Если оплата груда низкая, то Безработица выше в районах с высоким работодатель стремится набрать естественным приростом населения и побольше работников, а население, таМ) где наибольший спад производства, наоборот, не заинтересовано в низ- кооплачиваемой работе. В итоге возникают незанятые рабочие места, т. е. налицо дефицит работников. Если же ра­бочая сила дорогая, то работодатели стремятся привлекать как можно меньше ра­ботников (и сокращать число рабочих мест), а работники, напротив, хотят полу­чить высокооплачиваемую работу (рис. 26).

Низкая цена рабочей силы не стимулирует повышение производительности тру­да, его механизацию: ведь если рабочие руки дёшевы, то многие операции выгод­нее производить вручную, а для увеличения производства не нужно проводить ни­каких технических усовершенствований — достаточно набрать побольше рабочих.

Долгое время в нашей стране считалось, что необходимо любыми способами из­бежать безработицы, достигнув полной занятости всего трудоспособного населения. Однако полная занятость — тормоз изменения структуры хозяйства.

География безработицы в России зависит, во-первых, от демографической ситу­ации и, во-вторых, от структуры хозяйства. Высокая безработица в России наблю­дается в районах двух типов:

  1. районы с высоким естественным приростом, где ежегодно в трудоспособный возраст вступают массы молодёжи, а экономика не способна создавать столько же новых рабочих мест;

  2. районы концентрации отраслей, в которых наблюдался спад производства (военно-промышленный комплекс, лёгкая промышленность и др.), т. е. число рабо­чих мест сокращалось.

Ещё один из факторов — скорость создания новых рабочих мест. Она особенно велика в крупных городах, прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге. Здесь бы­ла значительна доля предприятий военно-промышленного комплекса, лёгкой про­мышленности, науки, в которых число занятых резко снизилось. Однако безрабо­тица здесь — одна из самых низких в стране, потому что одновременно создава­лось множество новых рабочих мест, прежде всего на предприятиях малого бизнеса (с небольшим числом занятых), особенно в торговле, в сфере услуг.

УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ ЗАВИСИТ ОТ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ И ОТ СТРУКТУРЫ ХОЗЯЙСТВА.

Безработица — это превышение предложения рабочей силы над спросом на нее (рис. 192). Безработным считается тот, кто не имеет работы, ищет ее и готов приступить к работе.



В целом по России на каждые 100 человек экономически активного на­селения (тех, кто может и хочет работать) 8 человек не могут найти рабо­ту, то есть являются безработными (но не все они зарегистрированы офи­циально).

Государству важно учитывать не только размеры безработицы, рост ее, но и места, где она сильнее всего проявляется.

Максимальная безработица в России наблюдается прежде всего в райо­нах двух типов:

  1. В районах высокого естественного прироста, где ежегодно тысячи мо­лодых людей вступают в трудоспособный возраст и нуждаются в рабочих местах. Это прежде всего республики Северного Кавказа.

  2. В районах и городах, где расположены текстильные фабрики, пред­приятия военно-промышленного комплекса и других отраслей хозяйства с наибольшим спадом производства (например. Ивановская область).

При закрытии производств государство должно помочь людям найти новые рабочие места вместо ликвидированных, обучить освобождающих­ся работников новым профессиям.

Виды безработицы

1. Временное

2. Фрикционное

3. Структурное (изменение или сокращение штата)

4. Региональное (за особенностью демографического, экономического состояния)


Как чувствовать себя уверенно на рынке труда?

С чем выходить на рынок труда?

Каждый год школы, средние специальные (училища, колледжи, лицеи и др.) и высшие учебные заведения России оканчивают сотни тысяч человек. И большин­ство из них начинает искать место работы. За хорошие места — сильная конкурен­ция, и работодатели имеют возможность выбирать самых лучших: образованных, дисциплинированных, инициативных, опытных и др. Любое предприятие хочет по­лучить работника, который умеет почти всё, и, чем больше он умеет, тем он цен­нее. Поэтому приобретение разнообразных умений, навыковнеобходимое условие успеха.

Но для достижения долговременного прочного успеха этого недостаточно. Если раньше люди могли получить какую-либо профессию, а затем всю жизнь ею спо­койно заниматься, то сейчас изменения происходят так быстро, что необходимо непрерывное образованиепостоянное обновление полученных знаний и умений.

Более того, всё чаще люди сталки­ваются с тем, что полученная ими специальность уже не нужна, и приходится переучиваться, порой уже В зрелом возрасте. А для этого нужна привычка учиться, посто­янно приобретать новые знания, осваивать новые технологии, новую технику и т. д.

Привычка (и умение!) осваивать новое сейчас жизненно необходима. Освоить новую тему на иностранном языке (а ещё лучше новый язык!), новую программу на компьютере, новый раздел науки — это не только тренирует мозг и воспитывает усердие, но и готовит к успехам на рынке труда.

Перед Россией стоит задача перехода к инновационному социально ориентиро­ванному типу экономического развития. По показателям благосостояния и эффек­тивности экономики мы должны достичь уровня развитых стран мира. Этим будет заниматься ваше поколение. Определяющим фактором успешного решения постав­ленной задачи становится человеческий капитал — главное богатство страны.

Увеличение человеческого капитала в России связано с улучшением качества жизни россиян. Понятие «качество жизни» появилось в 1960-х гг., когда на при­мере развитых стран стало понятно, что рост уровня жизни (доходов, обеспечен­ности жильём, потребления продуктов питания и др.) начиная с определённого мо­мента (когда люди сыты, одеты и обуты, имеют крышу над головой) уже не самое главное. Качество жизни (в отличие от уровня жизни) — это образование и здо­ровье нации, и условия для развития самого человека, и качество социальной и природной среды.

Человеческий капитал — люди с врож­дёнными способностями, образованием и приобретённой профессиональной ква­лификацией.

ПОМИМО ОСНОВНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ, НЕОБХОДИМО ОБЛАДАТЬ РАЗНООБРАЗНЫМИ УМЕНИЯМИ И НАВЫКАМИ, ЧТОБЫ БЫТЬ МОБИЛЬНЫМИ —Г) И КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫМИ НА РЫНКЕ ТРУДА.


За хорошие рабочие места идет жесткая конкуренция. Предприниматели имеют возможность выбрать работников более квалифицированных, опытных, инициативных, трудолюбивых, дисциплинированных. Любой работник тем более ценен, чем больше он умеет. Поэтому приобретение разнообразных навыков — необходимое условие успешной трудовой карьеры. Кроме этого, требуются активность, самостоятельность в приня­тии решений, умение оценивать современную ситуацию на рынке, перс­пективы ее изменения. Сделать это могут люди, обладающие глубокими знаниями и широким кругозором, постоянно занимающиеся самообразо­ванием. Не менее важное свойство — умение общаться с людьми, достойно себя вести в самых разных ситуациях. Перечисленные черты характеризу­ют качество трудовых ресурсов страны. Закладываются они в характере и поведении человека еще со школьной скамьи.


IV. Закрепление знаний, умений и навыков.

Беседа по вопросам

1. Ю—20 лет назад школьники хотели стать летчиками, космонавтами, инженерами, артистами Какие профессии наиболее привлекательны сейчас для большинства школьников? А лично для вас?

2 Выделите профессии, наиболее распространенные в городе, в сельской местности. В каких из них одновременно нуждается и город, и село?

3. Изучите участие в хозяйственной жизни 3—5 знакомых вам семей, выделив в их составе три группы людей — трудоспособного возраста, моложе и старше его. Результаты исследования оформите в виде таблиц или схем. сделайте вывод по итогам работы.

4. Приведите примеры людей, труд которых вызвал уважение в вашем городе (округе, районе). Что они сделали для процветания и дальнейшего развития вашей местности?


Далее учитель дает учащимся задание: «Проранжируйте по значимости для вас десять профессий (с 1 по 10), обсудите полученные результаты. Почему результаты оказались именно такими? На чем, на ваш взгляд, должен быть основан выбор профессии? Какие требования должны предъявляться к работнику в условиях рынка? Насколько вы сами отвечаете этим требованиям? Почему сегодня говорят не об образовании «на всю жизнь», а об образовании «через всю жизнь»?»

Итогом обсуждения данных вопросов может стать выполнение задания 14 на с. 14 тренажера и заполнение школьниками таблицы.

Качества личности, нужные для выбранной профессии

Мои качества, помогающие овладеть выбранной профессией

Мои качества, препятствующие овладению выбранной профессией

 

 

 


V. Домашнее задание

1) изучить § 9;

2) ответить на вопросы и выполнить задания рубрики «Это я знаю»;

3) выполнить задания 33—34 на с. 20—21; 40 на с. 22 тренажера.

Подготовка к тестированию по теме «Россияне».


VI. Итог урока.

Прием «Микрофон»

Каждый человек множеством нитей включен в хозяйство страны Экономиче­ская связь поколений проявляется в том. что одни создают материальные и ду­ховные блага сейчас, другие будут делать это в будущем, третьи делали это раньше. Трудовые ресурсы — это главный капитал стран мира, и он все чаще оп­ределяет современное их развитие — в одних тормозит, в других способствует процветанию.

Рефлексия

Настал черед подвести итог урока, в этом вам поможет памятка. (На стадии рефлексии урока для формирования монологических ответов и самооценивания учащихся целесообразно использование памятки):

  • Мне больше всего удалось ...

  • Я могу себя похвалить за…

  • Я могу похвалить одноклассников за...

  • Меня удивило…

  • Для меня было открытием то, что ...

  • На мой взгляд, не удалось…, потому что…

  • На будущее я учту…