Тема: Северо- Запад хозяйство
Цель: Определить, как географическое положение СевероЗапада повлияло на его место в России. Раскрыть, как менялась роль Новгорода во времени. Выяснить, насколько удачно географическое положение СанктПетербурга. Развивать речь, логическое мышление и любознательность учащихся. Содействовать формированию у учащихся чувства патриотизма, национального самосознания, воспитывать познавательную активность, самостоятельность, коммуникативность.
Тип урока: формирование новых знаний, умений, навыков.
Оборудование: Физическая и политико-административная карты России, экономическая карта «Северо-западный и Северный районы России», атлас, учебник.
Опорные и базовые понятия: экономический район.
Основное содержание: хозяйство СевероЗапада. Отрасли специализации. Изменение специализации района во времени. Влияние экономических связей на развитие хозяйства. Сельская местность СевероЗапада.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Беседа по вопросам.
Выполнить задания. Ст.
1. Найдите на физической карте города: Псков, Великий Новгород, Кириши, Великие Луки, Остров, Тихвин, Старую Руссу, Волхов, Выборг, Калининград.
2. Верны ли следующие утверждения о границах?
А) Северо-Запад имеет общую границу с Финляндией, Латвией, Эстонией и Белоруссией.
Б) Северо-Запад имеет общую границу с Польшей, Латвией, Эстонией и Белоруссией.
1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) оба верны; 4) оба неверны.
3. Выберите верный ответ. Северо-Запад расположен: а) в зоне тайги; б) в зоне смешанных лесов; в) в зоне широколиственных лесов.
4. Как повлияло на природу Северо-Запада древнее оледенение?
5. Чем выгодно географическое положение Северо-Запада?
6. Определите географические координаты Санкт-Петербурга и Пскова.
7. На контурную карту нанесите границы Северо-Западного географического района и выделите государственную границу. Подпишите страны, граничащие с районом.
8. Вспомните, какие государства имеют выход к Балтийскому морю. Выпишите в колонку (по памяти) их названия. Подумайте, по какому источнику информации лучше себя проверить. Выпишите несколько источников и выберите один из них. Заметьте время. Проверьте себя по выбранному источнику и выпишите страны, о которых вы не вспомнили, во вторую колонку. Запишите, сколько времени вам понадобилось. Зачтите себе по 1 баллу за каждую страну, верно вписанную в первую колонку.
Сравните свои результаты с результатами товарищей. Какой источник информации оказался самым удобным?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Как географическое положение Северо-Запада повлияло на его место в России. Как менялась роль Новгорода. Почему «окно в Европу» пришлось прорубать снова. Удачно ли географическое положение Санкт- Петербурга.
Определение темы урока и этап целеполагания.
IV. Изучение нового материала
Урок проходит в форме семинара с элементами групповой и индивидуальной работы.
План семинара
1. Что и почему стало основой промышленного роста СанктПетербурга?
2. Почему экономика района переориентировалась на отечественное сырье?
3. Как изменилось положение СевероЗапада после распада СССР?
4. Каковы особенности сельской местности СевероЗапада?
5. Каковы особенности экономического развития Калининградской области?
Вопросы для обсуждения
1. Почему до революции промышленность СанктПетербурга была сосредоточена близ морского побережья?
2. Каковы различия в специализации промышленности между областями СевероЗапада?
3. Какие условия способствуют развитию промышленности СевероЗапада?
4. Назовите отрасли специализации сельского хозяйства СевероЗапада. Какие факторы обусловили такую
специализацию?
Темы докладов и сообщений
1. Проблемы СевероЗапада.
2. Роль СевероЗапада в экономике России.
На уроке заслушивается заранее подготовленное сообщение «Проблемы СевероЗапада». Затем учащиеся, используя текст § 21, информацию сообщения, в ходе групповой работы предлагают пути решения одной из проблем.
Этапы деятельности учащихся в ходе групповой работы могут быть следующими:
— формулирование проблемы;
— «мозговой штурм» и анализ предлагаемых путей решения проблемы (изучение — оценка — сопоставление —отбор лучших идей);
— короткое выступление (3 мин) с представлением вариантов решения проблемы;
— публичная защита лучших вариантов решения проблемы.
«Мозговой штурм» предусматривает следующие правила:
1. Недопустима критика выдвигаемых идей на этапе их генерирования. Критика — враг идей.
2. Во время «мозгового штурма» все равны — неважно, кто сказал, а важно, что сказал.
3. Нельзя отвлекаться от решаемой проблемы.
4. Выдвигаемая идея формулируется четко и кратко.
5. Высказывания не должны повторяться, но желательно развивать высказанные идеи.
6. Выбираются рациональные идеи. С этой целью идеи анализируют и ранжируют.
7. Выдвижение идей происходит в благожелательной атмосфере.
Второй вариант урока может осуществляться на основе изучения текста параграфа и дополнительной литературы.
План изучения экономического района.
1. Состав района
2. Экономико-географическое положение
3. Характеристика населения
4. Природные условия и ресурсы
5. Отрасли специализации и характеристика отраслей промышленности
Промышленность
Доля всей промышленности С-ЗЭР в РФ — 6%.
1. Легкая промышленность — 7% РФ;
2. Машиностроение— 10% РФ;
3. Пищевая промышленность — 11% РФ.
Машиностроение
Одна из ведущих отраслей промышленности. Преобладает трудоемкое и наукоемкое машиностроение.
Наиболее развито энергетическое машиностроение, судостроение, приборостроение, станкостроение,электротехника.
Транспортное машиностроение:
Адмиралтейский и Балтийский судостроительные заводы, Кировский тракторный завод, вагоностроительный завод — Санкт-Петербург.
Энергетическое машиностроение;
Завод «Электросила» (Санкт-Петербург), завод в Колпино.
Трудоемкое машиностроение:
Санкт-Петербург, Новгород, Псков.
Лесная
Целлюлозно-бумажная промышленность: Ленинградская обл. — Сясьстрой, Светлогорск, Санкт-Петербург; Калиниградская обл. — Калининград, Советск. Деревообрабатывающая пр-ты Великие Луки, Новгород, Санкт-Петербург. Отрасли лесной промышленности работают в основном на привозном сырье из СЭР.
Черная металлургия Санкт-Петербург (передельная).
Цветная металлургия
Санкт-Петербург (медь на привозных концентратах).
Бокситогорск, Пикалево (производство глинозема).
Волхов — алюминиевая.
Электроэнергетика
ТЭС: Ленинградская, Киришская.
ГЭС: Волховская (1-ая ГЭС в России), Нарвская, Свирские.
АЭС: Ленинградская.
Нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ)
Кириши.
Химическая
Производство азотных удобрений: Новгород.
Производство фосфатных удобрений: Кингисепп.
Переработка полимеров: Санкт-Петербург.
Легкая
Выделяется текстильной, швейной и обувной промышленностями.
Расположена в крупных городах района.
Льнокомбинаты в Пскове и Великих Луках.
Пишевая
По потребительскому фактору. Предприятия расположены в крупных городах.
Прочие
Производство кирпича — Боровичи.
6. Сельское хозяйство района
Сельское хозяйство
Молочное животноводство, картофелеводство, льноводство.
Земледелие
Льноводство на юге и юго-западе района.
Производство овощей и картофеля.
Животноводство
Молочное животноводство, свиноводство, птицеводство, рыболовство.
Транспорт
Представлен всеми видами и отличается высокой степенью развития. Территориальная структура — радиально-кольцевая.
В грузообороте доминируют железнодорожный, морской и автомобильный виды.
Санкт-Петербург — один из крупнейших внешнеторговых портов России. Крупные порты: Калининград, Выборг.
Волго-Балгийский водный путь обеспечивает связи с другими районами Центральной России.
7. Проблемы района.
8. Города.
V. Закрепление изученного материала
Выполнить задания. Ст 95
1. Верны ли следующие утверждения о Северо-Западе?
А) Население и хозяйство Северо-Запада сконцентрированы в Санкт-Петербурге и его окрестностях.
Б) Отличительная черта Северо-Запада — выгодное положение по отношению к торговым путям.
1) Верно только А; 3) оба верны;
2) верно только Б; 4) оба неверны.
2. Выберите верный ответ. Специализацией Северо-Запада являются: а) топливная промышленность и судостроение; б) гидроэнергетика и чёрная металлургия; в) цветная металлургия и химическая промышленность; г) судостроение и электротехника.
3. Выберите верный ответ. Климатические условия Северо-Запада способствуют выращиванию: а) картофеля и подсолнечника; б) сахарной свёклы и зерновых; в) льна и подсолнечника; г) льна и картофеля.
4. С чего начинало развиваться хозяйство Санкт-Петербурга? Почему?
5. Вспомните, что такое урбанизированность территории. Почему на Северо-Западе она самая высокая в России?
6. Какие отрасли хозяйства развиты в Калининградской области?
7. Нанесите на контурную карту порты на Балтийском море, которых лишилась Россия после распада СССР. Отметьте их синим цветом. Нанесите сохранившиеся и вновь построенные Россией порты. Отметьте их красным цветом. Условными знаками покажите главную специализацию новых портов.
VI. Домашнее задание
Параграф 21
Записи в тетради
Как географическое положение Северо-Запада повлияло на его место в России?
Как менялась роль Новгорода?
Почему «окно в Европу» пришлось прорубать снова?
Удачно ли географическое положение Санкт-Петербурга?
Санкт-Петербург:вторая столица России
VII. Итоги урока
Рефлексия
Настал черед подвести итог урока, в этом вам поможет памятка. (На стадии рефлексии урока для формирования монологических ответов и самооценивания учащихся целесообразно использование памятки):
Я могу себя похвалить за…
Я могу похвалить одноклассников за...
Меня удивило…
Для меня было открытием то, что ...
На мой взгляд, не удалось…, потому что…
На будущее я учту…
Прием «Делаю вывод»
ДВЕ ГЛАВНЫЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ СЕВЕРО-ЗАПАДА - ВЫГОДДВЕ ГЛАВНЫЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ СЕВЕРО-ЗАПАДА – ВЫГОДНОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ С ВЫХОДОМ К БАЛТИЙСКОМУ МОРЮ И ВЫСОКАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ХОЗЯЙСТВА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ.
ОСНОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОГО РОСТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА СТАЛО РАЗВИТИЕ СУДОСТРОЕНИЯ И ОТРАСЛЕЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ АРМИЮ И ФЛОТ.
В ЗАМКНУТОЙ СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИКЕ ЛЕНИНГРАД И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ, КАК И МОСКОВСКИЙ РЕГИОН, ПЕРЕОРИЕНТИРОВАЛИСЬ НА ОТЕЧЕСТВЕННОЕ СЫРЬЁ И СОХРАНЯЛИ ЛИДЕРСТВО В СТРАНЕ.
В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД НА ОСТАВШЕМСЯ У РОССИИ УЧАСТКЕ ПОБЕРЕЖЬЯ ПОСТРОЕНЫ И СТРОЯТСЯ НОВЫЕ КРУПНЫЕ ПОРТЫ ВЗАМЕН УТРАЧЕННЫХ.
СЕЛЬСКАЯ МЕСТНОСТЬ СЕВЕРО-ЗАПАДА - ТЕРРИТОРИИ БОЛЬШОГО МИГРАЦИОННОГО ОТТОКА, ПОСТАРЕВШЕГО НАСЕЛЕНИЯ И МАЛЕНЬКИХ НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ - ЛЬНО-МОЛОЧНАЯ.