СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по географии Тема урока:: «Природно-ресурсный капитал регионов, крупных стран, в том числе России».

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся выполняют практическую работу. Работа организована в группах.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии Тема урока:: «Природно-ресурсный капитал регионов, крупных стран, в том числе России».»

4


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новофедоровская школа-лицей имени Героя Российской Федерации Т.А.Апакидзе»

Сакского района Республики Крым







Конспект урока по географии



Тема урока:: «Природно-ресурсный капитал регионов, крупных стран, в том числе России. Ресурсообеспеченность. Практическая работа "Оценка природно-ресурсного капитала одной из стран (по выбору) по источникам географической информации"» 

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков. Технология: урок – практикум.



10 класс. 14.10.2024.





Выполнила :

Учитель географии

Анисимова Лидия Николаевна







2024.

Новофедоровка

10 класс. 14.10.2024.

Конспект урока по теме: «Природно-ресурсный капитал регионов, крупных стран, в том числе России. Ресурсообеспеченность. Практическая работа "Оценка природно-ресурсного капитала одной из стран (по выбору) по источникам географической информации"» 

Цель урока: сформировать понятие «ресурсообеспеченность» и умение рассчитывать ресурсообеспеченность отдельных стран мира, используя формулу для вычисления, а также статистические данные, предложенные учителем и размещенные в учебнике и представлять результаты работы в различных формах (таблица, картосхема), делать выводы на основе полученной информации.

Личностные: Соотнесение собственных ценностно-смысловых установок по отношению к окружающей социоприродной среде и своему образу жизни с потребностями, целями и ценностями общества и полученными знаниями; использование полученных компетенций в процессе изучения географии в практической деятельности, в жизни по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, сохранению и улучшению, принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф

Метапредметные:

Познавательные УУД: находить достоверные сведения о мировых природных ресурсах в источниках географической информации; использовать различные источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни, в том числе для оценки характера взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития; анализировать и сравнивать ресурсообеспеченность регионов и стран мира.

Регулятивные УУД: планировать и вести собственную познавательную деятельность; осуществлять выбор эффективных способов решения задач.

Коммуникативные УУД: интерпретировать географические аспекты социально-экономических статистических данных ресурсообеспеченности стран и регионов мира; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; осуществлять коммуникативную рефлексию собственных действий и действий партнёра

Предметные:

Задачи урока:

  1. Закрепить понятие «природные ресурсы», «минеральные ресурсы».

  2. Развивать коммуникативные навыки работы в группах при выполнении практической работы.

  3. Развивать навыки взаимоконтроля и взаимооценки.

  4. Воспитывать культуру умственного труда и уважение к работе с товарищами.

Оборудование урока:

  • карта «Полезные ископаемые мира»

  • компьютер, проектор, экран

  • УМК для учащихся: учебник В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира», атлас

  • раздаточный материал для выполнения практической работы

  • настенная контурная карта

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков. Технология: урок – практикум.

Ход урока.

I. Организационный этап урока. Актуализация знаний.

Учитель объявляет тему урока, знакомит с целью и задачами.

Учащиеся настраиваются на урок. Готовятся вести конспект урока в рабочей тетради.

II. Изучение нового материала и повторение изученного ранее.

1.Развитие человеческого общества связано с использованием им разнообразных богатств природы. Это и тепло, и влага, и древесина, и дары леса, и энергия воды, и полезные ископаемые, и многое другое. На разных уровнях развития общества потребность человека в разных видах природных ресурсов неодинакова. Различны и возможности их использования. Они напрямую зависят от уровня развития науки и техники.

Таким образом, природные ресурсы – это компоненты природы, используемые в хозяйственной деятельности человека на данном этапе развития общества

С делением природных ресурсов можно на группы мы познакомились в курсе географии 8 и 9 классов. Давайте вспомним эти классификации: в зависимости от происхождения способа использования и наиболее распространенную классификацию природных ресурсов по исчерпаемости.

2.Запасы разных природных ресурсов истощаются, и перед многими странами остро встает проблема обеспечения основными видами сырья.

Другой проблемой, связанной с использованием природных ресурсов, является неравномерность их распределения. Отдельные районы, страны, регионы, даже материки имеют различную ресурсообеспеченность.

Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной запасов природных ресурсов и объемами их использования

Оценить ресурсообеспеченность страны можно двумя способами:

  • определить, на сколько лет хватит данного вида ресурса при современном уровне использования

  • определить, какое количество данного вида ресурса приходится на душу населения.

3.Минеральные ресурсы – это природные вещества минерального происхождения, находящиеся в земной коре, используемые человеком в качестве сырья в различных отраслях материального производства Освоение минеральных ресурсов началось в древности. Уже в 12-11 тыс. до н.э. выплавляли медь. Примерно с тех же времен стали добывать золото. Позднее люди оценили свойства сплавов. В конце 4 тыс. до н.э. начался бронзовый век – появился сплав меди и олова, а затем научились добывать руду и получать железо.

Значительно расширилась минерально-сырьевая база в XVIII – XIX с началом активной разработки топливных полезных ископаемых, также некоторых руд, фосфоритов, калийных солей и др.

Коренное изменение минерально-сырьевой базы произошло в середине XX века после включения титана, кобальта, берилла в современное производство, а также увеличения объемов добычи природного газа, нефти и урановых руд.

В настоящее время используется более 200 видов полезных ископаемых.

4.Минеральные ресурсы, как и любой вид ресурсов, имеют свои особенности. К ним относятся:

  • невозобновимость;

  • неравномерность размещения

  • возможность транспортировки на дальние расстояния;

  • возможность пополнения запасов за счет разведки и освоения новых месторождений.

Минеральные ресурсы классифицируются следующим образом

5.Размещение минеральных ресурсов связано с геологической историей Земли.

  • Назовите происхождение и места образования топливных полезных ископаемых?

(осадочное происхождение, приурочены к чехлу древних платформ и их прогибам, добыча ведется в основном на равнинах).

  • Назовите происхождение и места образования рудных полезных ископаемых?

(магматического происхождения, приурочены к складчатым областям и выступам древних платформ, добываются в горных областях, в местах разлома земной коры).

  • Назовите происхождение и места образования нерудных полезных ископаемых?

(осадочного, магматического и метаморфического происхождения, встречаются как в складчатых, так и платформенных областях).

В мире есть несколько государств, имеющих практически все известные

виды природных ресурсов. Запишите эти государства: Россия, США, Китай,

Индия, Бразилия, Австралия, Канада. Но, многие страны обладают крупными

запасами одного или нескольких ресурсов.

Например:

Саудовская Аравия – нефть и газ.

Малайзия – оловянные руды.

Замбия, Чили – медные руды.

Украина – марганцевые руды.

ЮАР – золото, серебро, платина, уран…

Чили – медные руды

IV. Практикум. На доску спроектирована таблиц



III. Практическая работа "Оценка природно-ресурсного капитала одной из стран (по выбору) по источникам географической информации". 

Цель работы: Оценить природно-ресурсный капитал одной из стран мира по источникам географической информации.

Оборудование: • карты атласа «Минеральные ресурсы мира», «Лесные ресурсы мира» и т.п.; • комплексные карта стран и регионов; • Экономические карты стран и регионов.

Ход работы:

Работа в группах.

Работа методом Кейса. Вы знаете, что такое кейс? (портфель, футляр). Работать методом кейса - значит наполнить его различными проблемами, информацией по разрешению этих проблем

Учащиеся делятся на 5 групп по 4-5 человек, в зависимости от количества присутствующих. Каждая группа получает карточку-задание для выполнения работы.

Карточка №1

1.Определите ресурсообеспеченность любой страны мира углем.

2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности этой страны углем

3.Создайте картосхему добычи угля по данным таблицы на контурной карте.

Страна

Запасы



(млрд.т)

Добыча



(млн.т)

Ресурсообес-

печенность

(в кол-ве лет)

Численность населения

(млн.чел)

Ресурсообес-печенность

на душу населения

США

445

1020


303


Китай

296

1240


1360


Россия

202

250


142


ЮАР

116

220


48


Австралия

116

280


21


ФРГ

106

250


82


Индия

78

330


1148


Украина

47

75


45


Великобритания

45

50


61


Казахстан

34

70


15


Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №2

1.Определите ресурсообеспеченность любой страны мира нефтью.

2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности страны нефтью

3.Создайте картосхему добычи нефти по данным таблицы на контурной карте.

Страна

Запасы



(млрд.т)

Добыча


(млн.т)

Ресурсообес-

печенность

(в кол-ве лет)

Численность населения

(млн.чел)

Ресурсообес-печенность

на душу населения

Саудовская Аравия

43,1

450


28


Ирак

16,7

55


28


ОАЭ

16,2

120


5


Кувейт

15,7

105


2,5


Иран

14,9

185


66


Венесуэла

10,3

175


26


Мексика

8,5

170


110


Россия

6,7

300


142


Китай

4,0

160


1360


США

3,8

380


303


Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №3

1.Определите ресурсообеспеченность любой страны природным газом.

2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности страны природным газом

3.Создайте картосхему добычи природного газа по данным таблицы на контурной карте.

Страна

Запасы



(трлн.м³)

Добыча



млрд.м³

Ресурсообес-печенность

(в кол-ве лет)

Численность населения

(млн.чел)

Ресурсообес-печенность

на душу населения

Россия

48,1

550


142


Иран

22,9

45


66


Нидерланды

1,9

70


16


ОАЭ

5,8

40


5


Саудовская Аравия

5,4

45


28


США

4,7

540


303


Венесуэла

84,1

30


26


Алжир

3,7

65


34


Канада

42,2

170


33


Норвегия

2,0

45


4,6


Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №4

1.Определите ресурсообеспеченность любой страны железной рудой.

2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности страны железной рудой3.Создайте картосхему добычи железной руды по данным таблицы на контурной карте.



Страна

Запасы



(млрд.т)

Добыча



(млн.т)

Ресурсообес-печенность в количестве лет

Численность населения

(млн.чел)

Ресурсообес-печенность

на душу населения

Россия

57,8

87


142


Украина

20,0

77


45


Бразилия

17,6

195


196


Австралия

16,0

168


21


США

15,9

63


303


Канада

11,7

35


33


Индия

11,5

75


1148


Китай

9,0

224


1360


Казахстан

8,0

16


15


Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №5

1.Создайте картосхему добычи бокситов, медной руды, оловянной руды, золота и алмазов по данным таблицы на настенной контурной карте

2.Сделайте вывод о закономерностях размещения крупных месторождений.

3.Назовите регионы размещения.



Бокситы

(тыс.т)

Медная руда

(тыс.т)

Алмазы

Золото

Австралия

Чили

Ботсвана

Китай

КНР

США

Австралия

Австралия

Бразилия

Россия

Россия

США

Индия

Перу

Конго

Россия

Гвинея

Индонезия

ЮАР

ЮАР

Ямайка

КНР

Ангола

Перу

Казахстан

Казахстан

Канада

Индонезия

Венесуэла

Мексика

Китай

Канада

Суринам

Замбия

Бразилия

Гана

Россия

Канада

Гана

Мексика

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



IV. Проверка выполнения заданий и обобщение полученных знаний.

  • Проверка выполнения заданий по карточке №1 – слайд №10 и обозначение месторождений угля на настенной контурной карте

  • Проверка выполнения заданий по карточке №2 – слайд №11 и обозначение месторождений нефти на настенной контурной карте

  • Проверка выполнения заданий по карточке №3 – слайд №12 и обозначение месторождений природного газа на настенной контурной карте

  • Проверка выполнения заданий по карточке №4 – слайд №13 и обозначение месторождений железной руды на настенной контурной карте

  • Проверка выполнения заданий по карточке №5 обозначение месторождений на настенной контурной карте.

V. Закрепление
Вариант 1

А1.Какой вид природных ресурсов относится к исчерпаемым возобновляемым?

1) минеральные;

2) энергия ветра;

3) лесные;

4) энергия морских течений.

А 2. Среди перечисленных стран наивысшую обеспеченность ресурсами полного речного стока на душу населения имеет:

1) Конго;

2) Кувейт;

3) Германия;

4) Нидерланды

А 3. Среди перечисленных стран наивысшую обеспеченность пашней на душу населения имеет:

1) Индия;

2) Финляндия;

3) Австралия;

4) Япония.

А 4.Из предложенного списка выберите страну в которой 100% используемой воды – опресненная морская вода:

1) Кувейт;

2) Россия;

3) Конго;

4) Бразилия.

А 5. Среди перечисленных стран наименьшую обеспеченность лесными ресурсами имеет:

1) Саудовская Аравия;

2) Россия;

3) Конго;

4) Бразилия.

А 6.Наибольшие запасы нефти сосредоточены в районе … залива.

1) Бенгальского

2) Бискайского

3) Гудзонова

4) Персидского

В 1.Установите соответствие между размерами и структурой мирового земельного фонда:

Земли Размеры

1) обрабатываемые 1) 3%

2) населенные пункты 2) 11%

3) малопродуктивные 3) 28%

В2.Установите соответствие между страной лидером и природными ресурсами по ресурсообеспеченности:

Страна природные ресурсы

1) Суринам 1) земельными

2) Австралия 2) газ

3) Россия 3) водные

С 1. Определите страну по её краткому описанию:

Эта страна находится близ экватора на материке Южная Америка. Она занимает первое место в мире по обеспеченности лесными ресурсами. В стране достаточно теплый и влажный климат.

С 2. Значительная часть Австралии лежит в зоне пустынь и полупустынь, реки немноговодны и большинство пересыхают в засушливый период года, но страна отличается высоким показателем обеспеченности ресурсами речного стока. Как вы думаете, почему?

Ответы:

Вариант 1

А1 – 3

А2 – 1

А3 – 3

А4 – 1

А5 – 1

А6 – 4

В1 1-2

2- 1

3 --3

В2 1 -3

2 – 1

3 - 2

С1 Гвиана

С2 Показатель рассчитывается на душу населения, а численность населения, в Австралии невелика (19 млн. чел)



VI. Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся.

  • Каковы проблемы использования минерального сырья?

(Истощение запасов, неполное использование добываемых ресурсов).

  • Каковы возможные пути решения данной проблемы?

  • Можно ли утверждать, что высокий уровень обеспеченности страны минеральными ресурсами определяет уровень экономического развития?

  • Как изменится роль минеральных ресурсов в развитии экономики мира в будущем? Выскажите свою точку зрения. Обоснуйте ее.

  • Ваше мнение об уроке: что получилось, что нет?

Отметить успехи учащихся. Выставить отметки за урок по группам и индивидуально.

VII.Инструктаж по выполнению домашнего задания:

Прочитать текст «Мы оцениваем мировые природные ресурсы», стр. 31-45 учебника.

Выполнить задания № 6. 7, 9 из рубрики «Можете ли вы» на стр. 58.