Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новофедоровская школа-лицей имени Героя Российской Федерации Т.А.Апакидзе»
Сакского района Республики Крым
Конспект урока по географии
Тема урока: «Система океанических течений. Влияние тёплых и холодных океанических течений на климат.»
Тип урока: комбинированный.
7 класс. 08.11.2024.
Выполнила:
Учитель географии
Анисимова Лидия Николаевна
2024.
Новофедоровка
7 класс. 08.11 2024.
Конспект урока географии на тему: "Система океанических течений. Влияние тёплых и холодных океанических течений на климат."
Цель:
• продолжить формирование знаний о движении воды в Океане;
• выяснить причины образования течений в Океане;
• сформировать представление о системе поверхностных течений в Океане;
• познакомить с различными классификациями течений;
• раскрыть особенности взаимодействия Мирового океана с атмосферой;
• показать на конкретном примере влияние течений на климат территории. Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об океанических течениях, причинах их образования и видах, о системе поверхностных течений в Океане, особенностях взаимодействия Океана с атмосферой и сушей; формирование умений и навыков использования знаний о течениях в повседневной жизни, соблюдения мер безопасности на воде.
Метапредметные: формирование умений: 1) работать с различными источниками географической информации — текстом, картами, схемами; 2) самостоятельно решать учебные и познавательные задачи; 3) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; 4) выбирать критерии для классификации и создавать схемы; 5) работать индивидуально и в группе.
Личностные: формирование познавательного интереса на основе изучения материала параграфа; усвоение правил безопасного индивидуального и коллективного поведения на воде.
Оборудование:
-физическая карта мира
-2 стакана с подкрашенной водой: холодная и горячая
-Видеофильм «Течения океана»
-Карта (физическая карта мира)
-Б-Синие и красные маркеры
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
1.Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания:
- Какие причины влияют на соленость воды в океанах?
-Перечислите в процентах соленость по широтам. ( в том числе среднюю и максимальную)
-Решите задачи:
- Сколько соли можно получить из 1 т воды Красного моря?
-Из 5 куб. м. черноморской воды, если соленость равна 18 промилле?
3. Мотивация:
В 1852 году капитан американской шхуны Джон Хайнес выловил в Гибралтарском проливе заросшую водорослями бутылку с посланием Колумба испанской королеве Изабелле, в котором тот сообщал об открытии нового морского пути в Индию. Бутылка была брошена великим мореплавателем в воды Атлантики весной 1493 года ! Стеклянная морская странница скиталась по океанским просторам 359 лет! Почему же так произошло?
Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку служит высказывание известного американского океанографа Мэтью Фонтейна Мори: «В океане есть река. Она не пересыхает в самые сильные засухи и не выходит из берегов при самых сильных землетрясениях. Её берега и ложе из холодной воды, а её стремнина из тёплой… Нигде в мире нет более величественного потока вод. Этот поток быстрее Амазонки, стремительнее Миссисипи, и масса этих рек, вместе взятых, не составит и тысячной доли объёма воды, который несёт этот поток».
О какой реке идёт речь? (течение) А о каком именно течении говорил Мэтью Фонтейн Мори? (океаническое течение)
А теперь сами сформулируйте тему сегодняшнего урока (океанические течения) (учащиеся записываю тему в тетрадь)
4. Актуализация знаний :
1. Вспомните из курса географии 6 класса, что мы называем океаническими течениями?
2. Что мы знаем об океанических течениях? (по температуре различают теплые, холодные);
3. Причина морских течений?
4. Крупнейшие течения Мирового Океана.?
После обсуждения – открыть слайд.
5. Изучение нового материала:
1)-Что же такое течения? Обсудить? Определение – составить самим.
-В чем причина движения воды в Океане? Ветер постоянный.
-Какие постоянные ветры вы знаете, которые МОГУТ вызывать течения? Пассаты, западные ветры, восточные
-А давайте их покажем:
2) Схема движения ветров, ЖИВАЯ МОДЕЛЬ
Каждый ученик берет табличку с названием широты, встают сами в нужном порядке. Затем разбирают таблички с названием ветра: пассаты, западные, восточные. Встают «ветры» в нужном месте, показывают как происходит движение ВМ (откуда и куда). Получается живая модель циркуляции ВМ.
СП 60 СШ 30 СШ ЭКВАТОР 30 ЮШ 60 ЮШ ЮП
3 )А теперь попробуем опытным путем доказать как выше названные причины влияют на движение воды в Океане.
Мне потребуется помощник....
Демонстрация опыта ( в воду добавили красители)
1 опыт: с теплой и холодной водой
2 опыт: с соленой и пресной водой
4) Первичное усвоение новых знаний
1. Просмотрев опыты, какие выводы вы можете сделать?(1. На движение воды влияют различия в температуре: холодные воды опускаются вниз, а теплые расположены на поверхности; 2. Также на движение воды оказывают влияние плотность и соленость (более плотные и соленые воды опускаются вниз, а менее плотные поднимаются на поверхность).
(Если учащиеся затрудняются в формулировании выводов, то следует обратить их внимание на выше названные причины образования океанических течений)
Итог: что мы сейчас сделали? Узнали причину образования ТЕЧЕНИЙ.
Какие бывают течения? Карту атласа рассмотреть: почему одни красным цветом , а другие синим? Теплые и холодные. Где теплые? Где холодные? Почему теплые на экваторе? Привести примеры.
Итог: что узнали?
Определение
Причина
Виды
5)ЗАДАНИЯ в запечатанных пластиковых БУТЫЛКАХ! Принесло их к нам из разных течений. Давайте определим, из какого?
1 группа
Течение выходит из Мексиканского залива, идет вдоль берегов Северной Америки, а потом продолжается у берегов Западной Европы под другим названием.
Ширина потока: около 75 км. Толщина потока: 700-800 м. Средняя скорость течения: 9-10 км/ч. Температура воды на поверхности: +24-28°С.
Оказывает огромное влияние на климат северной части Атлантического океана и прилегающей части Северного Ледовитого океана, а также на климат Европы, потому что оно продолжается у берегов Европы под другим названием, создавая весьма мягкие для северных широт условия.
Задания:
Как называется течение и его продолжение?
Определите холодное или теплое это течение?
Отметьте и подпишите его на общей карте на доске.
ВИДЕОФРАГМЕНТ (образование течения ) http://yandex.ru/video/search?filmId=y7f8C1RdUXI&text=%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D0%B0%D0%BD%D0%B5%207%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81
2 группа
Местоположение - это течение огибает весь земной шар между 40 и 55° ю.ш.;
Протяжённость до 30 тыс. км. Ширина около1000 км. Вызывается господствующими в этих широтах западными ветрами; во многих местах поток захватывает всю водную толщу до дна океана.
Температура воды в верхнем слое меняется от 12–15 градусов на севере до 1-2 градусов на юге.
Скорость течения в поверхностном слое 900 метров в час.
Задания:
Как называется течение?
Определите холодное или теплое это течение?
Отметьте и подпишите его на общей карте на доске.
3 группа
Это морское течение находится в Тихом океане.
Вызывается устойчивыми ветрами пассатами и протекает вдоль экватора с северной и южной части, в западном направлении до тех пор, пока перед восточным побережьем Филиппин не подвергается отклонению и не переходит в тёплое течение Куросио на севере, и Восточно-Австралийское на юге.
Как называется течение?
Определите холодное или теплое это течение?
Отметьте и подпишите его на общей карте на доске.
4 группа
Это течение является продолжением крупнейшего течения Западных ветров. Образуется оно, когда часть потока течения Западных ветров, сталкивается с материком Южная Америка и отклоняется на север, протекая вдоль Западных берегов материка.. Достигая экватора, течение пропадает, поскольку вода постепенно нагреваясь, вливается в поток Южного Пассатного течения.
Как называется течение?
Определите холодное или теплое это течение?
Отметьте и подпишите его на общей карте на доске.
5 группа
Это морское течение в Атлантическом океане, протекающее между побережьем Канады и Гренландией и устремлённое в южном направлении из моря Баффина до Ньюфаундлендской банки. Скорость течения 25—55 см/с; в феврале температура на поверхности изменяется от −1 °C на севере до 5 °C на юге, повышаясь в августе до 2-10 °C соответственно.
Около Ньюфаундленда Лабрадорское течение сталкивается с тёплым Гольфстримом, отклоняя его в сторону Европы.
Как называется течение?
Определите холодное или теплое это течение?
Отметьте и подпишите его на общей карте на доске.
Каждая группа выходит к доске, наносит на контурную карту течение, подписывает его. Представляет.
6. Влияние тёплых и холодных океанических течений на климат.
7. Закрепление:
-Видеофильм «Течения океана»
-Чем теплые течения отличаются от холодных?
-Основные причины образования течений? Как образовываются течения. Опишите последовательность.
Ветер
Движение огромных масс воды на поверхности
Возникают поверхностные течения
Перенос воды с разными свойствами
Энергия движения воды передается на глубину
Скорость перемещения падает
Меняется направление
- случается подъем холодных вод из глубины
- поверхностные воды уходят на глубину.
-Причин, вызывающих течения, несколько: например, нагревание и охлаждение поверхности воды, осадки и испарение, различия в плотности вод, однако наиболее значимой в образовании течений является роль ветра.
Причины возникновения:
Ветер – самая главная
Температура
Соленость
Плотность
-Назовите и покажите на карте самые крупные теплые и холодные течения.
8. Рефлексия:
Что явилось результатом вашей работы? Карта крупнейших течений.
Где могут пригодиться знания сегодняшнего урока? Зачем людям изучать течения?
Итоги: выполнили задачи? Какие трудности?
Учащиеся делают выводы: 1) главная причина образования поверхностных течений — ветер; 2) особенно мощные течения образуются под воздействием господствующих (постоянных) ветров (направления течений в целом совпадают с направлением господствующих ветров); 3) течения осуществляют перенос тепла и холода между широтами и тем самым оказывают влияние на климат отдельных территорий (особенно прибрежных); 4) течения оказывают влияние на количество осадков: тёплые течения способствуют их выпадению, холодные, наоборот, уменьшают возможность выпадения осадков. Поэтому территории, омываемые тёплыми течениями, имеют влажный климат, а холодными — сухой; 5) течения способствуют перемешиванию вод и осуществляют перенос питательных веществ.
9. Домашнее задание:
-Охарактеризовать течение Западных ветров с помощью таблицы:
Географическое положение. | |
Вид течения А) по свойствам воды | |
Б) по происхождению | |
В) по устойчивости | |
Г) по расположению в толще воды | |