Предмет | География |
Класс | 5 |
Тип урока/занятия | Урок «открытия» нового знания. |
Технология построения урока/занятия | Технология критического мышления. |
Тема | Градусная сетка |
Цель | Развитие представлений о градусной сетке, параллелях и меридианах |
Планируемые результаты |
Основные термины, понятия | Градусная сетка, параллель, меридиан |
УУД | Личностные УУД: Формирование познавательных интересов и мотивов; личностное развитие обучающихся; осознание значения градусной сетки на глобусе и карте; развитие практических навыков. Предметные УУД: Давать определение понятиям: полюс, экватор, градусная сеть, параллель, меридиан; объяснять, как ведут отсчет параллелей и меридианов. Регулятивные УУД: Составление и анализ сравнительной таблицы «Свойства линий градусной сетки», составление кластера «Отсчет параллелей и меридианов». Умение работать с различными источниками географической информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять в них главное. Планировать цели, пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им. Познавательные УУД: Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Коммуникативные УУД: Работать в паре или группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе. |
Организация пространства |
Формы работы | Индивидуальная Работа с учебным текстом: чтение и анализ текста учебника стр. 44-46 «Что такое градусная сетка» и «Как выглядит градусная сетка на глобусе и карте», смысловой анализ текста, заполнение таблицы в тетради - актуализация имеющихся знаний. Групповая Работа в паре: выполнение задания маршрутного листа сравнение и обсуждение записанного – выучивание материала. Составление кластера отсчете параллелей и меридианов. |
Организационная структура урока |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент 1 мин | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, фиксация отсутствующих | Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку и рефлексии | К. Самостоятельно организовать учебное место. |
Актуализация знаний 5 мин | Организует проверку знаний с предыдущего урока, предлагает выполнить тест (см. Пиложение) Ключи: В-1 В-2 1-3 1-3 2-4 2-2 3-3 3-2 4-4 4-1 5-3 5-2 | Выполняют тест, взаимооценка выполненных работ по ключу, предложенному учителем | П. Вспоминают изученный ранее материал. К. Оценивают работы других. Л. Формирование познавательных интересов и мотивов. |
Стадия вызова Постановка учебной проблемы (целеполагание) Мотивация учебной деятельности учащихся. 5 мин | - Посмотрите на монитор. Подумайте и скажите, каким одним словом можно объединить эти картинки? - Какое слово получилось? - На доске появляется слово СЕТКА Определение темы урока Обсуждение вопроса: - Какие сетки вы знаете? (МОЗГОВОЙ ШТУРМ) - О какой сетке может идти речь применительно к карте и глобусу? Записываем число, тему урока «Градусная сетка» и пока пишите, постарайтесь сформулировать цель нашего урока. Что мы должны узнать и чему научиться на уроке? | Рассматривают, рассуждают и вместе приходят к выводу – это слово СЕТКА Учащиеся высказывают предположение о линиях на карте и глобусе, об их названиях и назначении. Совместно с учителем происходит актуализация знаний и выяснение темы урока. На доске появляется второе слово – ГРАДУСНАЯ. Тема урока определена: ГРАДУСНАЯ СЕТКА. Формулируют цель урока. Какие линии образуют гр. сетку, как они называются. Изучить новые термины. Научиться пользоваться градусной сеткой. | М. Умение самостоятельно определять цели своего обучения. П. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Р. Планировать цели, пути их достижения и устанавливать приоритеты. Л. Формирование познавательных интересов и мотивов. |
Стадия осмысления 20 мин | Организует работу учащихся. - Вас приветствует бортовой компьютер Космической станции «Земля». За 30 минут полета вокруг Земли, нам предстоит вспомнить, что такое полюса, экватор; узнать, что такое параллели и меридианы, чем отличаются эти линии и точки. | Активное получение информации Работа с текстом учебника стр. 44-46 и рис. 30-31-32-33 Работа с текстом, маршрутным листом, задают вопросы, записывают новые понятия и определения в тетрадь, отвечают на вопросы. Чтение текста с. 46 и составление кластера. | М. Умение извлекать информацию из различных источников: текста учебника, рисунков. Л. Формирование познавательных интересов и мотивов. Р. Контролировать своё время и управлять им. К. Работать в паре. |
Первичное осмысление и закрепление Рефлексия 5 мин | Организует работу учащихся по заполнению таблицы и составление кластера. | Заполняют таблицу в тетради. Работают в пар. Составляют кластера по отсчету параллелей и меридианов. Экватор –0 на Север - от 0 до 90 на ЮГ - от 0 до 90 Нулевой меридиан 0 - Гринвичиский ЗАПАДНОЕ - от 0 до 180 полушарие ВОСТОЧНОЕ - от 0 до 180 полушарие 1 - 111 км | П. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Р. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Л. Понимание значения градусной сетки для определения координат и местонахождения объектов. |
Домашнее задание 1 мин | Учитель записывает и комментирует д.з. параграф 13, стр. 47 задание 1-11, | Записывают домашнее задание и слушают комментарии по выполнению. | Р. Слуховое и визуальное восприятие информации. |
Итоги урока 4 мин | Подводит итог - Я узнал, что… - У меня вызвало затруднение… - Я научился… | Продолжают фразы | К. Обсуждение результатов наблюдений. П. Умение выражать свои мысли, строить высказывание. |
- Вы уже знаете, что Земля вращается вокруг своей оси. Эта воображаемая ось пересекает Землю в двух точках.
Эти точки называются …….
- На равном расстоянии от полюсов находится …….
Его длина составляет …… км.
А так как это окружность, то в ней содержится …… градусов.
- Линии, соединяющие два полюса, называются…….
На глобусе – это …….
- Можно ли, двигаясь по ним на север, совершать кругосветное путешествие? ……..
- Как называются линии, параллельные экватору? …….
- При движении к полюсам длина этих линий остается такой же, уменьшается или увеличивается? ……..