СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по географии в 6 классе "Ветер и причины его возникновения. Роза ветров"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по географии в 6 классе по теме "Причины возникновения ветра. Роза ветров"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии в 6 классе "Ветер и причины его возникновения. Роза ветров"»

Муниципальный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок». Направление: естественно-научное

Класс: 6

Учитель Суслов Евгений Сергеевич, 1 кв. категория

Учебный предмет: география

Тип урока: урок – открытие нового знания

Тема урока: Ветер и причины его возникновения. Роза ветров

Цель урока создать условия для достижения следующих планируемых результатов обучения:


Личностные: развитие способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению.

Метапредметные: развитие у учащихся универсальных учебных действий:

  • уметь анализировать полученную информацию и делать соответствующие выводы на основе полученной информации;

  • самостоятельно оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов урока.

- проводить эмоциональную оценку своей деятельности на уроке;

- контроль своей деятельности в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона, коррекция и оценка своей деятельности на уроке.

- планирование своей деятельности

Предметные: знать, что такое ветер; главные причины образования ветра; приборы фиксирующие характеристики ветра; какие ветры преобладают в нашей местности; как ветер влияет на состояние погоды; значение ветра в природе и жизни человека; строить розу ветров


Оборудование: учебник А.А. Летягин «География. Начальный курс 6 класс» Москва Просвещение 2021, компьютер, проектор, мультимедийная презентация, листы самооценки (Приложение 1), карточки для работы в группах (Приложение 2)


Ход урока

1. Мотивация.

Цель этапа: создание проблемной ситуации с постановкой цели и формулировкой способов достижения.

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность обучающихся


Обучающиеся разделены на 5 групп. Учитель приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку.


Учитель демонстрирует на слайде презентации изображение природного явления.

Учитель зачитывает загадку:

Хоть бескрылый, а летает.

Безголовый, а свистит.
Хоть безрукий, но бывает
Груши с веток обивает,
Сосны с корнем вырывает,
Так порою он сердит.

Только что он был везде –
Миг – и нет его нигде. (ветер)


Учащимся предлагается определить, с каким физическим явлением связана эта картинка.

На следующем слайде демонстрируется график

Учащимся предлагается высказать свои версии по поводу того, что это за график, и что он может показывать

Организуется обсуждение предложений учащихся, в ходе которого учитель подводит к мысли о том, что ветер играет важную роль в жизни человека и нам очень нужно изучить это полезное, а иногда и опасное физическое явление.


Учащимся предлагается ознакомиться с требованиями к результатам изучения темы и оценить свой уровень знаний и умений по теме, заполнив Лист самооценки (приложение 1).

- Ребята, подсчитайте количество набранных баллов и сделайте отметку на соответствующем уровне нашей Горы Знаний





Учитель предлагает каждому учащемуся сформулировать цель урока, записав ее в тетрадь, а затем оценить свою успешность в формулировании цели в соответствии со структурой (целевое действие + целевой предмет).




Приветствуют учителя. Настраиваются на работу в группе










Наблюдают слайд.



Слушают загадку и высказывают свои предположения.



















Делают предположения, высказывают свое мнение



Формулируется тема урока: «Ветер и причины его возникновения. Роза ветров».



Заполняют графу «Начало урока» в Листе самооценки.

После заполнения листа подсчитывают количество набранных баллов, делают отметки на Горе Знаний.

Оценивают свою успешность в умении самостоятельно формулировать цель


Обучающиеся высказывают свои предположения, обращая внимание на нахождение информации, фактов, доказательств из различных источников

Результат: включение обучающихся в деятельность, создана проблемная ситуация, в результате которой сформулирована цель урока.


  1. Исследование.

Цель этапа: организация работы в группах по поиску информации из различных источников для ответа на проблемные вопросы урока.

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность ученика

Учитель берет тетрадку и начинает обдувать себя.

Ребята, я создаю ветер? Почему?



Что же такое ветер?

Вспомните о чем мы говорили на прошлом уроке и что изучали и вы найдете причину возникновения ветра.



Давайте посмотрим учебник на стр.72 и сравним ваши ответы на прошлые вопросы.

Откуда и куда дует ветер?



Пожалуйста, запишите определение из учебника со стр. 72

Используя знания об атмосферном давлении и определения ветер, решите задачки в тетради куда будет дуть ветер? (на доске написаны точки с разным атмосферным давлением)

А 742 мм – Б 750 мм (из Б в А,)
А 765мм – Б 758мм (из А в Б)
 А 754мм – Б 752 мм (из А в Б)

Ребята, сегодня мы с вами работаем в группах. Каждая группа для нас сегодня сделает небольшое ценное открытие по теме урока, поэтому почувствуйте ответственность перед своими товарищами за качественную работу. Давайте вспомним правила работы в группе.

Каждой группе выдается карточка с определенными вопросами на которые вы должны постараться найти ответы используя ваши знания и текст параграфа 13. Время на выполнение заданий 5 минут. По истечении этого времени один представитель делает доклад, а другие ученики будут фиксировать в тетради ответы

Учитель координирует работу обучающихся, при необходимости консультирует. Оценивает организацию работы обучающихся

Вариант ответа: Нет, вы создаете поток воздуха. Воздух движется под воздействием движения тетради, которая толкает его

Делают предположения. Ветер- это горизонтальное перемещение воздуха.

Причина возникновения ветра- неравномерное нагревание поверхности Земли.



Читают определение «Ветер».


Ветер дует из области пониженного атмосферного давления в область пониженного атмосферного давления.


Учащиеся фиксируют определение в тетради


Учащиеся записывают ответы в тетради. После один ученик диктует свои ответы и класс проверяет свои решения.







Обучающиеся называют правила работы в группе: распределить роли в группе, следить за временем выполнения задания, слушать и слышать друг друга, уважать мнение каждого члена группы и т.д.


Представитель от группы берет карточку с заданием.

Учащиеся совместно в группе выполняют поиск и фиксацию информации в тетрадях.











3. Физкультминутка.

Цель этапа: снятие напряжения и общей усталости, смена вида деятельности в целях повышения работоспособности учащихся на уроке.

4. Обмен информацией. Связывание информации.

Цель этапа: представление результатов исследования.



Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность ученика

Прошу представителя 1й группы озвучить свой вопрос и ответ. Члены группы могут дополнять своего докладчика.

Учитель координирует работу обучающихся. Задаются уточняющие вопросы при необходимости. Выступление и доклад представителя каждой группы дублируется слайдами с правильными ответами.

Приглашаю последовательно выступать представителей других групп.






Молодцы! Вы многое узнали и хорошо выступили. А сейчас давайте поработаем с графиком розы ветров.

Ребята, перед вами «роза ветров»

Какую информацию показывает этот график? (график дублируется на слайде презентации)

Попробуйте дать определение.

С какого направления ветер дул чаще всего? С какого меньше?


Вопросы для каждой группы можно посмотреть в Приложении 2

Представители каждой группы делают доклад по своим вопросам. Отвечают на вопросы одноклассников

По завершении ответа докладчика, учащиеся сравнивают ответ учащегося с ответом на слайде. Производят фиксацию материала в тетради.

Сверяют полученные формулировки понятий с образцом.

Оценивают свою успешность в умении формулировать определение понятий






















Формулируют определение:

Роза ветров- график, показывающий направление ветра за определенный временной период.

Отвечают на вопросы

Результат: обучающиеся обменялись информацией по учебным вопросам и зафиксировали все в тетради.


4. Применение.

Цель этапа: использование нового знания для формирования умений работать с графиками розы ветров. Контроль и самоконтроль усвоения нового материала.

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащегося

Выдается задание начертить график розы ветров для города Новоуральска за октябрь 2024 года.


Выполняют задание в тетради.

Направление ветра и количество дней в месяце:

С-З 13 дней; С 10 дней; З 5 дней; Ю-З 3 дня

Оценка уровня сформированности предметных результатов: формирование умений работы с теоретическими понятиями по теме урока и практическим применением знаний.


5. Рефлексия.

Цель этапа: осознание достигнута ли цель урока и благодаря чему удалось достигнуть цели урока.

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность обучающихся

Ребята, какую цель мы ставили сегодня на уроке?






- Удалось ли её достигнуть? Как это можно выяснить?

Учитель выслушивает мнения учащихся, фиксирует внимание на предложении заполнить графу «Конец урока» в Листе самооценки.



С учетом ситуации с заполнением Горы Знаний организуется обсуждение степени достижения цели урока.

- Благодаря чему нам удалось достичь цели урока?

- Оцените свой личный вклад в результат достижения цели.

Учитель предлагает отметить те позиции, которые характеризуют деятельность каждого учащегося на уроке:

  1. Мне удалось объективно оценить в начале урока, что я (не)знаю, (не)умею.

  2. Мне удалось сформулировать цель урока.

  3. Я активно участвовал в обсуждениях на уроке.

  4. Я сделал правильный выбор источника информации для выполнения задания.

  5. Я сделал правильный выбор организации своей деятельности: работа в группе или индивидуальная.

Результаты оценки учитель с целью обратной связи собирает у обучающихся и затем анализирует к следующему уроку.

- Научиться формулировать определения понятий по теме «Ветер и причины его возникновения. Роза ветров», научиться строить графики розы ветров и читать их.


Высказывают своё мнение.

Заполняют графу «Конец урока» в Листе самооценки, подсчитывают количество баллов и делают отметки на соответствующем уровне Горе Знаний.

Участвуют в обсуждении того, насколько достигнута цель урока.

Высказывают своё мнение.




Проводят самооценку своего вклада в достижение цели урока.

Оценка уровня сформированности универсальных учебных действий: самостоятельно оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов урока.















































Приложения

Приложение 1

Лист самооценки

Результаты изучения темы

Вопросы и задания

Самооценка

Начало урока

Конец урока

Уметь формулировать определения понятий по теме

Ветер – это …

Флюгер – это …

Анемометр – это …

Причина возникновения ветра – это ..

Муссон – это …

Бриз – это …

Роза ветров – это…

Значение ветра: …



Уметь строить розу ветров на основе статистических данных

Направление ветра и количество дней в месяце:

С-З 13 дней; С 10 дней; З 5 дней; Ю-З 3 дня



Уметь определять по розе ветров направления ветров и количество дней с различными по направлению ветрами




























Приложение 2

Карточки с заданиями для групповой работы

Группа

Задание

Группа 1

Сложите из отдельных слов определения приборов, определяющие характеристики ветра:

  1. Ветра, направления, для, прибор, направления

Правильный ответ: Флюгер – прибор для определения направления ветра)

  1. Скорости, прибор, силы, ветра, измерения, для

(Правильный ответ: Анемометр – прибор для измерения скорости и силы ветра)

Группа 2

  1. В каких единицах измеряется скорость ветра? (метрах в секунду)

  2. Как называется шкала, по которой определяется сила ветра? (Бофорта)

  3. Что такое «штиль»? (отсутствие ветра)

Группа 3

Найдите определение в учебнике ветров бриз и муссон и объясните механизм их действия.

Группа 4

Расскажите о значении ветра

( Правильный ответ: перенос воздушных масс; движение парусных судов, перенос семян и пыльцы растений, выработка электроэнергии на ветровых электростанциях; работа ветряных мельниц и т.д.)