Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии в 6 классе "Ветер и причины его возникновения. Роза ветров"»
Муниципальный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок». Направление: естественно-научное
Класс: 6
Учитель Суслов Евгений Сергеевич, 1 кв. категория
Учебный предмет: география
Тип урока: урок – открытие нового знания
Тема урока: Ветер и причины его возникновения. Роза ветров
Цель урока создать условия для достижения следующих планируемых результатов обучения:
Личностные: развитие способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению.
Метапредметные: развитие у учащихся универсальных учебных действий:
уметь анализировать полученную информацию и делать соответствующие выводы на основе полученной информации;
самостоятельно оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов урока.
- проводить эмоциональную оценку своей деятельности на уроке;
- контроль своей деятельности в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона, коррекция и оценка своей деятельности на уроке.
- планирование своей деятельности
Предметные: знать, что такое ветер; главные причины образования ветра; приборы фиксирующие характеристики ветра; какие ветры преобладают в нашей местности; как ветер влияет на состояние погоды; значение ветра в природе и жизни человека; строить розу ветров
Оборудование: учебник А.А. Летягин «География. Начальный курс 6 класс» Москва Просвещение 2021, компьютер, проектор, мультимедийная презентация, листы самооценки (Приложение 1), карточки для работы в группах (Приложение 2)
Ход урока
1. Мотивация.
Цель этапа: создание проблемной ситуации с постановкой цели и формулировкой способов достижения.
Деятельность учителя | Предполагаемая деятельность обучающихся |
Обучающиеся разделены на 5 групп. Учитель приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку. Учитель демонстрирует на слайде презентации изображение природного явления. Учитель зачитывает загадку: Хоть бескрылый, а летает. Безголовый, а свистит. Хоть безрукий, но бывает Груши с веток обивает, Сосны с корнем вырывает, Так порою он сердит. Только что он был везде – Миг – и нет его нигде. (ветер) Учащимся предлагается определить, с каким физическим явлением связана эта картинка. На следующем слайде демонстрируется график Учащимся предлагается высказать свои версии по поводу того, что это за график, и что он может показывать Организуется обсуждение предложений учащихся, в ходе которого учитель подводит к мысли о том, что ветер играет важную роль в жизни человека и нам очень нужно изучить это полезное, а иногда и опасное физическое явление. Учащимся предлагается ознакомиться с требованиями к результатам изучения темы и оценить свой уровень знаний и умений по теме, заполнив Лист самооценки (приложение 1). - Ребята, подсчитайте количество набранных баллов и сделайте отметку на соответствующем уровне нашей Горы Знаний Учитель предлагает каждому учащемуся сформулировать цель урока, записав ее в тетрадь, а затем оценить свою успешность в формулировании цели в соответствии со структурой (целевое действие + целевой предмет). | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу в группе Наблюдают слайд. Слушают загадку и высказывают свои предположения. Делают предположения, высказывают свое мнение Формулируется тема урока: «Ветер и причины его возникновения. Роза ветров». Заполняют графу «Начало урока» в Листе самооценки. После заполнения листа подсчитывают количество набранных баллов, делают отметки на Горе Знаний. Оценивают свою успешность в умении самостоятельно формулировать цель Обучающиеся высказывают свои предположения, обращая внимание на нахождение информации, фактов, доказательств из различных источников |
Результат: включение обучающихся в деятельность, создана проблемная ситуация, в результате которой сформулирована цель урока.
Исследование.
Цель этапа: организация работы в группах по поиску информации из различных источников для ответа на проблемные вопросы урока.
Деятельность учителя | Предполагаемая деятельность ученика |
Учитель берет тетрадку и начинает обдувать себя. Ребята, я создаю ветер? Почему? Что же такое ветер? Вспомните о чем мы говорили на прошлом уроке и что изучали и вы найдете причину возникновения ветра. Давайте посмотрим учебник на стр.72 и сравним ваши ответы на прошлые вопросы. Откуда и куда дует ветер? Пожалуйста, запишите определение из учебника со стр. 72 Используя знания об атмосферном давлении и определения ветер, решите задачки в тетради куда будет дуть ветер? (на доске написаны точки с разным атмосферным давлением) А 742 мм – Б 750 мм (из Б в А,) А 765мм – Б 758мм (из А в Б) А 754мм – Б 752 мм (из А в Б) Ребята, сегодня мы с вами работаем в группах. Каждая группа для нас сегодня сделает небольшое ценное открытие по теме урока, поэтому почувствуйте ответственность перед своими товарищами за качественную работу. Давайте вспомним правила работы в группе. Каждой группе выдается карточка с определенными вопросами на которые вы должны постараться найти ответы используя ваши знания и текст параграфа 13. Время на выполнение заданий 5 минут. По истечении этого времени один представитель делает доклад, а другие ученики будут фиксировать в тетради ответы Учитель координирует работу обучающихся, при необходимости консультирует. Оценивает организацию работы обучающихся | Вариант ответа: Нет, вы создаете поток воздуха. Воздух движется под воздействием движения тетради, которая толкает его Делают предположения. Ветер- это горизонтальное перемещение воздуха. Причина возникновения ветра- неравномерное нагревание поверхности Земли. Читают определение «Ветер». Ветер дует из области пониженного атмосферного давления в область пониженного атмосферного давления. Учащиеся фиксируют определение в тетради Учащиеся записывают ответы в тетради. После один ученик диктует свои ответы и класс проверяет свои решения. Обучающиеся называют правила работы в группе: распределить роли в группе, следить за временем выполнения задания, слушать и слышать друг друга, уважать мнение каждого члена группы и т.д. Представитель от группы берет карточку с заданием. Учащиеся совместно в группе выполняют поиск и фиксацию информации в тетрадях. |
3. Физкультминутка.
Цель этапа: снятие напряжения и общей усталости, смена вида деятельности в целях повышения работоспособности учащихся на уроке.
4. Обмен информацией. Связывание информации.
Цель этапа: представление результатов исследования.
Деятельность учителя | Предполагаемая деятельность ученика |
Прошу представителя 1й группы озвучить свой вопрос и ответ. Члены группы могут дополнять своего докладчика. Учитель координирует работу обучающихся. Задаются уточняющие вопросы при необходимости. Выступление и доклад представителя каждой группы дублируется слайдами с правильными ответами. Приглашаю последовательно выступать представителей других групп. Молодцы! Вы многое узнали и хорошо выступили. А сейчас давайте поработаем с графиком розы ветров. Ребята, перед вами «роза ветров» Какую информацию показывает этот график? (график дублируется на слайде презентации) Попробуйте дать определение. С какого направления ветер дул чаще всего? С какого меньше? | Вопросы для каждой группы можно посмотреть в Приложении 2 Представители каждой группы делают доклад по своим вопросам. Отвечают на вопросы одноклассников По завершении ответа докладчика, учащиеся сравнивают ответ учащегося с ответом на слайде. Производят фиксацию материала в тетради. Сверяют полученные формулировки понятий с образцом. Оценивают свою успешность в умении формулировать определение понятий Формулируют определение: Роза ветров- график, показывающий направление ветра за определенный временной период. Отвечают на вопросы |
Результат: обучающиеся обменялись информацией по учебным вопросам и зафиксировали все в тетради.
4. Применение.
Цель этапа: использование нового знания для формирования умений работать с графиками розы ветров. Контроль и самоконтроль усвоения нового материала.
Деятельность учителя | Предполагаемая деятельность учащегося |
Выдается задание начертить график розы ветров для города Новоуральска за октябрь 2024 года. | Выполняют задание в тетради. Направление ветра и количество дней в месяце: С-З 13 дней; С 10 дней; З 5 дней; Ю-З 3 дня |
Оценка уровня сформированности предметных результатов: формирование умений работы с теоретическими понятиями по теме урока и практическим применением знаний.
5. Рефлексия.
Цель этапа: осознание достигнута ли цель урока и благодаря чему удалось достигнуть цели урока.
Деятельность учителя | Предполагаемая деятельность обучающихся |
Ребята, какую цель мы ставили сегодня на уроке? - Удалось ли её достигнуть? Как это можно выяснить? Учитель выслушивает мнения учащихся, фиксирует внимание на предложении заполнить графу «Конец урока» в Листе самооценки. С учетом ситуации с заполнением Горы Знаний организуется обсуждение степени достижения цели урока. - Благодаря чему нам удалось достичь цели урока? - Оцените свой личный вклад в результат достижения цели. Учитель предлагает отметить те позиции, которые характеризуют деятельность каждого учащегося на уроке: Мне удалось объективно оценить в начале урока, что я (не)знаю, (не)умею. Мне удалось сформулировать цель урока. Я активно участвовал в обсуждениях на уроке. Я сделал правильный выбор источника информации для выполнения задания. Я сделал правильный выбор организации своей деятельности: работа в группе или индивидуальная. Результаты оценки учитель с целью обратной связи собирает у обучающихся и затем анализирует к следующему уроку. | - Научиться формулировать определения понятий по теме «Ветер и причины его возникновения. Роза ветров», научиться строить графики розы ветров и читать их. Высказывают своё мнение. Заполняют графу «Конец урока» в Листе самооценки, подсчитывают количество баллов и делают отметки на соответствующем уровне Горе Знаний. Участвуют в обсуждении того, насколько достигнута цель урока. Высказывают своё мнение. Проводят самооценку своего вклада в достижение цели урока. |
Оценка уровня сформированности универсальных учебных действий: самостоятельно оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов урока.
Приложения
Приложение 1
Лист самооценки
Результаты изучения темы | Вопросы и задания | Самооценка |
Начало урока | Конец урока |
Уметь формулировать определения понятий по теме | Ветер – это … Флюгер – это … Анемометр – это … Причина возникновения ветра – это .. Муссон – это … Бриз – это … Роза ветров – это… Значение ветра: … | | |
Уметь строить розу ветров на основе статистических данных | Направление ветра и количество дней в месяце: С-З 13 дней; С 10 дней; З 5 дней; Ю-З 3 дня | | |
Уметь определять по розе ветров направления ветров и количество дней с различными по направлению ветрами | | | |
Приложение 2
Карточки с заданиями для групповой работы
Группа | Задание |
Группа 1 | Сложите из отдельных слов определения приборов, определяющие характеристики ветра: Ветра, направления, для, прибор, направления Правильный ответ: Флюгер – прибор для определения направления ветра) Скорости, прибор, силы, ветра, измерения, для (Правильный ответ: Анемометр – прибор для измерения скорости и силы ветра) |
Группа 2 | В каких единицах измеряется скорость ветра? (метрах в секунду) Как называется шкала, по которой определяется сила ветра? (Бофорта) Что такое «штиль»? (отсутствие ветра) |
Группа 3 | Найдите определение в учебнике ветров бриз и муссон и объясните механизм их действия. |
Группа 4 | Расскажите о значении ветра ( Правильный ответ: перенос воздушных масс; движение парусных судов, перенос семян и пыльцы растений, выработка электроэнергии на ветровых электростанциях; работа ветряных мельниц и т.д.) |