1. Включение в содержание изучаемого материала субъектного опыта учащихся, создание ситуаций, в которых ученик является субъектом деятельности (показ слайда 6) Найдите определение понятия в сорбонках. Прочтите. Что для этого нужно знать и уметь? (стороны горизонта) Что вы знаете про стороны горизонта? (основных – 4, промежуточных – 4). 2. Показ фрагмента мультимедийного учебника Раздел «Земля – планета Солнечной системы». Нахождение нужной точки на глобусе и карте. «Ориентирование на местности». (Слайд 7 - стороны горизонта) 3. Проверим знание сторон горизонта и умение ориентироваться на плоскости. Учитель диктует согласно направлениям ( 2 клетки на восток, 2 – на юго-восток, 2 – на северо-восток и т.д) Самопроверка (показ слайда) 4. Перечислите способы ориентирования по местным признакам. 5. Показ фрагмента мультимедийного учебника. Раздел «Земля – планета Солнечной системы». Нахождение нужной точки на глобусе и карте. «Ориентирование на местности». (Слайд 8) 6. Определение направлений на плане и карте (работа с учебником) Покажите направления на плане местности. Как оно обычно показано? В каком направлении от парома на реке Соть находится плотина на реке Луч? Определите, как изменяется направление реки Соть. Прочтите умения при работе с географической картой (памятка ученику) (Слайд 9) Выделите умения согласно новой теме урока. А зачем нам это нужно? Как по карте узнать направление сторон горизонта? Работа с контурными картами. Поставьте точку, имеющую координаты: 40є с.ш. и 160є з.д. Проведите стрелку до северного полюса и линию на запад до начального меридиана. Что вы показали? Сделайте вывод: как определить направления сторон горизонта на картах? ІІ. Работа с определением вводимых понятий. Представление определения понятия, его схематического изображения с выделением родового понятия и видовых признаков, знаковое оформление понятия. 1. Практическая работа по поиску новых знаний. (Слайд 10) Посмотрите, что можете сказать? Покажите стороны горизонта на данной схеме. Укажите размер угла. Как мы можем узнать точное направление сторон горизонта? Укажите величину угла на предмет (помещает условный знак на запад) Мы с вами определили АЗИМУТ. Так что такое АЗИМУТ? (учитель направляет внимание учащихся на родовое понятие, т. е существенный признак – УГОЛ) 2.Просмотр фрагмента мультимедийного учебника. Раздел «Географическая карта». Чтение и составление топографического плана. Составление плана местности. Азимутальная съёмка. (Определение понятия). 3. Работа с учебником. Стр. 235. Прочтите определение понятия. Найдите в своих сорбонках определение понятия. Прочтите. Скажите друг другу. | Диалогические формы взаимодействия учащихся с учителем. Учащиеся высказывают свои мнения, опираясь на ранее изученное. Читают определение понятия в сорбонках про себя, хором. Чертят и показывают у доски. Смотрят. Самостоятельная работа по проверке знаний в определении сторон горизонта на плоскости. Самоконтроль знаний. Высказывания учащихся с опорой на их опыт и знания с последующим прослушиванием диктора мультимедийного учебника по каждому признаку в отдельности. Работа с учебником. Стр. 242 Выполняют практические задания по плану местности по учебнику и показывают на экране. Читают и выбирают пункты, касающиеся данной темы урока. Отвечают на вопрос: чтобы уметь читать карту, рассказывать и показывать географическое положение объектов. Показывают на карте направления параллелей и меридианов. Работа в контурных картах. Показ направлений сторон горизонта на картах. Делают вывод. Совместный поиск новых знаний под руководством учителя. Учитель добивается, чтобы учащиеся назвали существенные признаки: угол, лучи между направлениями на север и на предмет. Самостоятельное определение понятия с опорой на полученные знания в ходе предварительной практической работы. Учащиеся читают определение понятия на сорбонках, говорят друг другу по памяти. | Развитие логического мышления: анализ, синтез, обобщение. Развитие умения выделять главное. Развитие пространственных представлений, формирование знаний о сторонах горизонта. Развитие навыков самоконтроля. Развитие пространственных представлений, умения устанавливать пространственные соотношения между объектами (ассоциации) – логические умения; Развитие умений формулировать суждение, выражать в слове объективную связь, т.е. приводить восприятие в слово; формирование умения ориентироваться на плане и карте по сторонам горизонта. Использование алгоритма, ЗУН при изучении данной темы. Развитие логического мышления, интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы; Показ социальной и практической значимости изучаемого материала. Развитие логического мышления: абстрагирования, т.е расчленения существенного и несущественного, обобщения при формулировании понятия. Формирование навыков работы с учебником. Развитие коммуникативных отношений. |