Конспект урока по географии в 8 классе
на тему: «Природа родного края»
Цель: Обобщить, углубить, конкретизировать знания учащихся по теме; формирование умения логически мыслить, применять знания полученные ранее; развить навыки общения учащихся при групповой работе; воспитать уважение и любовь к природе родного края.
Тип урока: Обобщающее повторение (предоставленный материал можно использовать как внеклассное мероприятие во время проведения школьной недели географии, летней учебной практики, классный час).
Форма проведения: Географический чемпионат
Оборудование: Атлас Луганской Народной Республики, коллекция "Горные породы", карточки с изображением растений, гербарий, слайд.
Ход урока
Организационный момент
Мотивация учебной деятельности: Сообщение темы, цели, особенностей проведения урока.
Учитель. Родина, родной край, родители – это слова одного корня. Все они произошли от одного слова - "род". Родная земля, отчий дом, малая родина – это место, где вы пришли в этот мир, где живете Вы и Ваши родители, где жили предки многих из Вас. Всегда ли этот край был таким? Что здесь было в далёком прошлом, что надо сделать, чтобы сберечь красоту этого небольшого уголка нашего общего дома - Земля? На эти и другие вопросы мы вместе находили ответы на наших уроках.
Ваши знания значительно расширились. Вы узнали много нового и интересного о нашем крае: его географическом положении, истории заселения, природных условиях и ресурсах. Пришло время подвести итоги.
Теперь можно и посоревноваться и узнать, кто же лучше знает наш край. Повторение предлагаю провести в форме географического чемпионата: игры- соревнования. В нем принимают участие 4 команды.
Названы команды по буквам алфавита: К, Р, А, Й.
А теперь будьте внимательны: правила чемпионата.
Разыгрываются 5 серий вопросов:
1 серия: общие сведения о нашем крае
2 серия: рельеф и полезные ископаемые
3 серия: погода
4 серия: растительный и животный мир
5 серия: дополнительные ("Ты мне - я тебе")
Розыгрыш вопросов начинается с 1 серии и первой выбирает любой из 4 вопросов команда "К". Ответить может любой участник этой команды. Если ответ правильный, команда получает контур ЛНР, а ученик жетон (соответствующего цвета). Когда все команды ответили на оставшиеся вопросы первой серии, разыгрывается вторая, но право выбора первого вопроса переходит к команде "Р" и т.д. Команда, которая набрала наибольшее количество контуров становится победителем с присвоением звания знатока ЛНР, а учащиеся оценки:
3 зеленых жетона-5 баллов;
2 зеленых; 1 желтый-4 балла;
1 зеленый; 2 желтых-3 балла.
Ваши знания будут оцениваться по таким показателям как:
точность употребления географических терминов;
полнота и правильность ответа;
самостоятельность ответа;
своевременное обращение к карте и другим источникам знаний.
При проведении чемпионата просим:
а) не перебивать своих одноклассников;
б) быть взаимовежливым.
Проведение игры
I серия вопросов
Блиц - вопросы
1. Что обозначают следующие цифры:
-150 тыс. (первые люди в нашем крае появились 150 тыс. лет назад)
- 1911 г. (под руководством геолога Лутугина составлена детальная геологическая карта Донбасса; в районе х. Сорокино были обнаружены богатые залежи каменного угля)
- 1938 г. (переименование п. Сорокино в г. Краснодон)
-367 м. (высшая точка ЛНР)
-7,4 градусов С (среднегодовая температура воздуха ЛНР). А теперь команды поочередно отвечают на оставшиеся вопросы этой серии.
2. На доске изображены контуры ЛНР: предлагаю учащимся определить, что они обозначают. Даль оценку географическому положению области.
3. Используя карту атласа определите:
а) протяженность ЛНР с севера на юг и с запада на восток;
б) расстояние от Луганска до города, в котором мы живем.
Зачем человеку необходимы знания о родном крае?
Учитель. Молодцы! Я уверена, что вы сможете быстро ответить на вопросы, связанные с формами поверхности и полезными ископаемыми.
II серия вопросов
В пределах каких форм рельефа расположена наш регион? Город?
Блиц – вопросы
О каких полезных ископаемых идет речь?
Из меня посуду тонкую
Нежно-белую и звонкую,
Обжигают с давних пор,
Называюсь я фарфор. (Глина)
От чего в домах светло,
Помогает делать сталь.
Делать краску и эмаль. (Уголь)
Покрывают им дороги
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе
Сам он - удобрение. (Известняк)
Используя коллекцию горных пород, перечислите полезные ископаемые, которые встречаются в ЛНР.
На магнитную контурную карту с помощью условных знаков нанесите полезные ископаемые, которые добывают в Краснодонском районе.
Учитель. И с этими вопросами вы справились успешно. А теперь попробуем ответить на вопросы о погоде.
Ш серия вопросов
Можно ли сказать о погоде нашего края летом "настоящая тропическая жара?
Назовите "рекорды" климата ЛНР.
Первый вестник изменения погоды - это ветер. Назовите преобладающие ветры для каждого времени года в нашем городе?
4. Блиц - вопросы
По сегодняшнему состоянию погоды узнать завтрашнее
выпадает обильная роса...
видимое движение облаков против ветра...
зимой, в морозные дни, можно иногда видеть как оконные стекла вдруг запотевают, "окна плачут"...
дым столбом…
IV серия вопросов
Учитель. О представителях растительного и животного мира пойдет речь далее.
"Угадай растение" (демонстрируется слайд) в течение одной минуты, необходимо определить название растения, записав его под соответствующим номером.
"Спор деревьев"
Предлагаю выбрать по одной карточке из набора. Представитель от команды должен доказать, что именно это дерево в нашем крае полезнее других.
Какие растения и животные, проживающие в нашей местности, занесены в Красную книгу?
Что делают в нашей местности по охране растений и животных? Какую работу по охране природы можете проводить Вы?
Вопрос для всех команд:
Художники от каждой команды, правила поведения в природе изобразили графически, с помощью условных знаков. Где следовало бы установить эти знаки?
V серия - ” Ты мне - я тебе"
Один из участников команды задает вопрос другой команде, называя конкретно имя ученика, который должен отвечать на поставленный вопрос.
Примеры вопросов:
Какое название было у Луганска раньше и почему?
Почему наш город называется Краснодон?
Что можно изготовить из каменного угля?
Как называется шахтный газ? Где его можно использовать?
Как обеспечена водой ЛНР и какое качество воды?
Какая из рек нашей области вошла в историю и почему?
Что ты можешь сделать для сбережения рек нашего края?
Какое происхождение имеют большинство озер ЛНР? Назовите и покажите на карте наибольшие озера ЛНР.
Назовите известные вам лечебные источники на территории края.
Какие неблагоприятные погодные явления имеют место на территории нашего региона? К каким последствиям они могу приводить?
Назовите типы почв, которые находятся на территории ЛНР.
Учитель. Это было последнее задание. Время подвести итоги.
4. Подведение итогов
Подсчет количества набранных баллов; определение команды победительницы. Награждение.
Выносится благодарность всем учащимся за активную работу на уроке. Называю авторов лучших рисунков, самых активных учащихся.
Заключительное слово учителя.
Понятно, не все удалось охватить.
Многие вопросы еще ждут своих исследователей. Но где бы мы не находились, в мыслях и воспоминаниях мы всегда возвращаемся к тем местам, где родились. Знание родного края возвышают человека, расширяют его мировоззрение, служат своеобразным мостиком для всех тех, кто влюблен в родной край, ценит его прошлое и верит в его будущее