СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории 8 класс. Российская Академия наук и деятельность великого Ломоносова

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание: урок предназначен для учащихся 8 класса коррекционной школы 8 вида,  а также для широкого круга читателей, интересующихся выдающимися историческими личностями. Материалы урока можно использовать  на уроках окружающего мира, и для подготовки к внеклассному мероприятию по патриотическому воспитанию учащихся.

История России: учебник для учащихся  8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина.- М. Владос, 2004.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории 8 класс. Российская Академия наук и деятельность великого Ломоносова»

Конспект урока по истории 8 класс. Российская Академия наук и деятельность великого Ломоносова

Конспект урока по истории России для 8 класса коррекционной школы VIII вида. Российская академия наук и деятельность великого Ломоносова

Автор: Скорых Надежда Евгеньевна, заместитель директора по ВР, учитель географии и истории, ОГКОУ Чернцкая школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ, Ивановская область
Описание: урок предназначен для учащихся 8 класса коррекционной школы 8 вида, а также для широкого круга читателей, интересующихся выдающимися историческими личностями. Материалы урока можно использовать на уроках окружающего мира, и для подготовки к внеклассному мероприятию по патриотическому воспитанию учащихся.


Цель: формирование представлений учащихся о жизни и деятельности М. В. Ломоносова.

Задачи

Образовательные: раскрыть значение Российской Академии наук и деятельности М. В. Ломоносова в развитии научных открытий и изобретений.

Коррекционно – развивающие: продолжить развивать кругозор учащихся, учить анализировать исторические факты.

Воспитательные: воспитывать у учащихся любовь к знаниям, и интерес к истории России.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Ход урока

I Оргмомент.

Обеспечение комфортного состояния учащихся.

Готовность рабочего места.

Создание ситуации успеха.

II Повторение пройденного материала

Фронтальная беседа:

1. Почему период с 1725 по 1762год называется период дворцовых переворотов? (Это период когда один правитель сменял другого путем захвата власти).

2. Кто такие «верховники»? (Членов Верховного тайного совета называли «верховниками». Они решали все государственные дела в их руках находилась власть).

3. Почему, дворяне помогли свергнуть с престола Бирона и Петра III? (Вновь возрождались немецкие порядки. Дворяне не хотели этого терпеть).

II. Актуализация знаний, объявление новой темы.

Мы продолжаем путешествие по страницам истории нашей великой страны. Путь наш лежит в далекий 18 век, век великих преобразований в России. Сегодня на уроке вы узнаете о жизни и деятельности великого русского ученого М. В. Ломоносова, и познакомимся с первым научным и учебным заведением в Российской империи. Тема урока: «Российская академия наук и деятельность великого Ломоносова»

IV. Изучение нового материала.

Развитие при Петре I промышленности, морского флота, регулярной армии России, необходимость проведения и обобщения результатов географических работ потребовали создания учреждения, специально направленного на научные исследования. После поездок Петра I в европейские страны и знакомства с опытом работы их Академий наук, он задумал создать этот институт в России. За год до своей смерти Петр подписал указ о создании Академии наук. Определите год создания Академии наук. (1725 г)

Чем была интересна Академии наук, давайте выясним вместе.

Работа по учебнику стр. 148

В Академии наук была открыта обсерватория. Чем занимались ученые в обсерватории, найдите ответ в учебнике. (Изучали звезды, их расположение на небе; движение небесных тел).

Чем занимались ученые в ботаническом саду? (Выращивали тысячи растений, деревьев и цветов со всего мира; изучали эти растения; высаживали растения в парки перед дворцами).

Рассказ учителя

Петр I поручил В. Берингу, датскому капитану на русской службе, выяснить «сошлась ли Азия с Америкой?». Было возглавлено две научные экспедиции: первая длилась 5 лет, вторая – 9 лет. За это время многие неизвестные до того времени районы Сибири и Дальнего Востока, были подробно исследованы и изучены природные богатства этих краев. Сибирские земли оказались на столько, велики и обширны, что исследователи предложили их разделить на два географических района – Восточную и Западную Сибирь.

Появились новые данные на картах России, был составлен «Атлас Российской империи» - первая подробная карта.

Задание по карточкам.

Определите по географическим районам полезные ископаемые открытые научными экспедициями. (стр. 148 учебника)

Урал - … железные руды

Донецк - … каменный уголь.

Каспийское море - … нефть.

В Российской Академии наук получил образование знаменитый русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов.

Работа по учебнику

Самостоятельное изучение биографии М.В. Ломоносова стр. 148 – 149

Беседа по прочитанному:

1. Где родился М.В. Ломоносов? ( На поморской земле, в семье простого рыбака).

2. Чем приходилось заниматься Михаилу в детские годы? (Помогал отцу ловить рыбу в холодном Северном море).


Крепок был Михаил здоровьем и отец Василий Дорофеевич стал брать его с собой в море.

«…Суров русский север. Ветра в поморских местах по реке Двине дуют с начала весны до половины мая с юга и выгоняют льды в океан из Белого моря, после этого господствуют ветра северные.

С 10 лет ходит единственный сын Василия Дорофеевича вместе с отцом в море, уж 20 лет скоро исполниться. А он все по сторонам норовит посмотреть! О природе, видишь ли, все знать хочет!

Василий Дорофеевич невольно сам залюбовался. А и вправду красиво! Начал рассказывать Михайле о северной природе. Разгораются глаза у парня любопытством, как у дитяти малого. И опять не до работы, вопросы сами на языке вертятся…» (Михайло Васильев сын Ломоносов. Автор Сергей Перевезенцев.)

3. Какие качества закалила могучая северная природа и неустанный человеческий труд у юного Михайло?

(Любознательность, наблюдательность, трудолюбие, настойчивость, упорство, смелость, решительность).

4. Какое желание появилось в детские годы у Михайло и не покидало всю жизнь? (Учиться читать и писать и изучать окружающий мир)

Была у Михаила с детства огромная любовь к книгам. Он рано выучился грамоте и прочёл все книги, которые были в деревне. В 14 лет знал наизусть учебники арифметики и грамматики.

5. Как Михайло оказался в Москве? (В 19 лет сбежал в Москву. Скрыл свое происхождение и поступил учиться).

Тайком от отца Михайло пристал к обозу, который как раз шел в Москву. Юноше указали место на мешках с треской. Он прошел вместе с обозом по заснеженным полями лесам, через малые деревни и крупные города. Долгим был путь. Ушел Михайло из дома зимой, а пришел в Москву летом.

6. Где учился М.В. Ломоносов? (В Славяно – греко – латинской академии).

7. Какие были успехи у великовозрастного ученика? (Ломоносов изучил многие науки и иностранные языки. За отличную учебу после окончания академии его отправили учиться в Германию).

Рассказ учителя.

За 11 лет упорной учебы Ломоносов завершил среднее и высшее образование, и оформился как ученый.

Путешествуя по Германии, он продолжал самостоятельно заниматься химией, физикой, математикой, не забывал посещать научные учреждения, известных ученых, осматривать химические лаборатории.

« Народу русскому нужно быть грамотным.

Если все научаться читать и писать, -

Отечеству будет лишь польза ». ( М.В. Ломоносов)

Немецкие профессора были восхищены разносторонним талантом, не виданными знаниями и необыкновенным трудолюбием Ломоносова. Вернувшись в Россию, он приступил к работе в Петербургской академии наук:

1) Организовал первую в России химическую лабораторию: создал различные краски и лаки, наладил производство цветных стекол, при помощи которых составлялась мозаика. Открыл способ изготовления фарфора и стали изготавливать сервизы и вазы.

2) Ломоносов пытался проникнуть в тайны природы, стал изучать природу тепла и холода, тайны электричества и причины возникновения молнии и дождя, что такое кометы и планеты, отчего происходит северное сияние и многое другое.

3) Написал множество стихов, первую русскую грамматику и учебник русской истории. По его предложению 12 января 1755 года был открыт первый в России Московский университет. Великий русский поэт А.С. Пушкин писал о Ломоносове: "Он создал первый русский университет: Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом".

«Любой век, любая эпоха нашей народной жизни всегда приукрашена

Чьей - либо особо яркой и могучей жизнью, деяниями особо славными. Многие звезды украшали русское небо 18 столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова» (Б. Шергин)

Ломоносов был исключительно разносторонним человеком. Трудно назвать области науки, техники, искусства, где не упоминалась бы его имя. Он прославился как химик, физик, геолог, поэт, художник, астроном, географ и историк. Такими разными науками занимался первый российский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Вклад его в развитие российской науке огромный и неоценимый.

Благодаря созданию Российской Академии наук в 18 веке было сделано много выдающихся научных открытий.

V. Закрепление

Тест

1. Город, где была основана Российская Академия наук:

Москва, Смоленск, Санкт - Петербург

2. Век основания в России Академии наук:

XVII XVIII XVI

3. Первая подробная карта России:

«Атлас России», «Атлас Российской империи», «Сборник карт»

4. Имя первого русского ученого – академика в России:

Воронцова – Дашкова, Ломоносов, Шувалов

5. Специальное помещение по изучению звезд:

Академия, лаборатория, обсерватория

VI. Итог урока.

Комментарии и объявление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание. Стр. 148 – 150, вопросы 1-3

Использованная литература:

1. История России: учебник для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина.- М. Владос, 2004.

2. Учебно – методическое пособие. Уроки истории в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина. Гуманитарный издательский центр Владос М: 2004 г.

3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация» И.Т. Касавин 2009



А.Д. Кившенко. «Ломоносов показывает Екатерине 2 в своем рабочем кабинете собственные мозаичные работы»

Великовозрастного человека.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!