Поэмы Гомера «Иллиада» и «Одиссея»
Проверка д.з- доклады
В основе поэмы Гомера «Илиада» лежит миф о последнем - десятом годе Троянской войны. Ее название происходит от другого имени города Троя - Илион. В наши дни ученые считают, что поэмы созданы были в VIII в. до н. э.
В этих поэмах боги являлись такими же действующими лицами, как и смертные люди. В «Илиаде» поэт ярко изображает быт военного времени - битвы, подвиги героев, жестокости войны. В «Одиссее» же он рисует главным образом картины мирной жизни. В VI в. до н. э. правитель города Афин Писистрат составил специальную комиссию, которой было поручено записать тексты обеих поэм, что она и сделала. С тех пор изучение текста обязательно в Греции для всех школьников. Высоко оценил эти произведения Платон: «Гомер воспитал всю Грецию».
На берегу Черного моря, в одной из колоний Греции, археологи нашли обломки камня с вырезанным на его поверхности началом «Илиады». Надпись была сделана явно неопытной рукой, так как в ней были найдены ошибки. Археологи предположили, что высек эти строчки начинающий камнерез, которому поэмы была дана в качестве упражнения.
3. Комментированное чтение текста учебника (пп. 2, 3, 4, 5 на с. 125-129).
4. Беседа по прочитанному.
- События какой войны отражены в поэме Гомера «Илиада»? (События Троянской войны.)
- Кто является одним из сильнейших греческих воинов? (Это Ахиллес.)
- Почему Ахиллес обладал большой силой? (Его мать, богиня Фетида, выкупала младенца в реке, текущей в подземном «царстве мертвых».)
- Почему он отказался сражаться с троянцами? (Царь Агамемнон отобрал у него любимую девушку.)
- Какое место на теле Ахиллеса было единственно уязвимым? (Это пятка, так как его мать во время купания держала его за это место.)
- Кто убил самого близкого друга Ахиллеса Патрокла? (Военный вождь троянцев - Гектор.)
- Удалось ли Ахиллесу отомстить за смерть своего друга? (Да.)
- Какую, на ваш взгляд, достоверную информацию мы можем получить из этой поэмы о жизни греков? (Мы видим, что у греков существует рабовладельческое государство, так как в тексте есть упоминание о царе и рабыне. Греческие цари ведут войны, так как текст посвящен военным событиям. Рабами у греков становились пленные. Греки были храбрыми воинами и очень яростно сражались. Греческие воины облачались в специальные доспехи, которые были сделаны из металла: голову защищал шлем, грудь - специальный панцирь.)
- Какие качества ценят греки в человеке? (Они ценят силу, храбрость, дружбу, сострадание.)
- Попробуйте оценить поступки героев «Илиады». Что вас в них привлекает? Что вы осуждаете? Почему? (Ответы детей.)
5. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать пп. 1, 2, 4 § 27 129-134
6. Беседа по прочитанному.
- Откуда возвращался Одиссей, герой поэмы Гомера «Одиссея»? (Он возвращался с Троянской войны.)
- Какой царь дал приют Одиссею? (Царь Алкиной.)
- О каких испытаниях рассказывает Одиссей? (О встрече с циклопом Полифемом, с сиренами, о чудовищах Сцилле и Харибде, о расправе его с женихами в своем доме...)
- Нравятся ли вам герои «Одиссеи»? Если да, то чем?
- Осуждаете ли вы какие-нибудь их поступки? Какие?
- Какие положительные качества в людях ценили греки? (Смекалку, ум, способность не сдаваться суровым испытаниям жизни, целеустремленность. Любовь к своим ближним...)
Домашнее задание – пр.27, подготовьте сообщение :крылатые выраженич «ахиллесова пята и «троянский конь». В каких случаях их можно сейчас употребить