СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории Древнего мира на тему "Законы Хаммурапи" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории Древнего мира на тему "Законы Хаммурапи" 5 класс»

Урок 15.: Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Обязательный минимум содержания:

1792–1750 гг. до н.э. – правление царя Хаммурапи. Западная Азия (Передняя Азия). Свободные граждане, долговые рабы, алфавит

Действия учителя

Действия учеников

На прошлом уроке мы с что мы с вами выяснили?

  • Тема

  • Что узнали нового на уроке?

В 1901–1902 гг. французской археологической экспедицией при раскопках в Сузах (столице древнего Элама) был найден черный базальтовый столб. (Слайд на экране).  В верхней части столба вырезаны две рельефные фигуры. Со всех сторон  столб покрыт ровными рядами клинописи.
Неоценимую услугу науке, сам того не подозревая, оказал один из трех величайших правителей Элама Шутрук-Наххунте, который, вероятно, в 1160 г. до н.э. во время завоевательного похода на Двуречье увез этот памятник в качестве трофея из Сиппары в Сузы. Ныне это один из самых уникальных экспонатов Лувра.

– Как вы думаете, чем уникален этот столб?

Все версии учитель фиксирует на доске.

– Почему  текст написан на двухметровом базальтовом столбе?
– Какого же содержание этого теста?

Сегодня на уроке  мы должны узнать содержании текста, высеченного на столбе. 

Города Двуречья долго воевали между собой – кому из них быть главным. Победил в этой борьбе город Вавилон, под властью которого объединилось почти всё Двуречье. Располагался Вавилон в очень удобном месте – в самом центре Двуречья, там, где близко сходились Тигр и Евфрат. (Слайд с картой Двуречья). По рекам купцы доставляли товары. По степям, горным тропам и пустыням издалека в Вавилон шли торговые караваны. Сюда привозили строительный лес и металлы, а вывозили зерно и шерсть. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. (Слайд с изображением царя Хаммурапи). Он правил с 1792 по 1750 год до н.э.

– А теперь внимательно рассмотрите фигуры на столбе. Как вы думаете, кто эти люди?

Ученым удалось сделать перевод клинописного текста. Перед вами начало текста. (приложение 1)

Задание: проанализировать текст и ответьте на вопросы:

1. С какой целью Хаммурапи был призван править людьми?
2. Каким образом Хаммурапи поддерживал порядок в стране?

Проблема: Справедливыми ли были законы царя Хаммурапи?

Выясните основной смысл законов царя Хаммурапи ?

III. Изучение законов царя Хаммурапи

(приложение 2)Первая группа получает текст со следующими статьями законов и заполняет таблицу "Хозяйство Вавилонского царства во времена Хаммурапи".

Статьи законов для второй группы (правоведы):

Статьи законов для третьей группы учеников (социологи):

Статьи законов для четвертой группы учеников (отношения в семье):

Статьи законов для пятой группы учеников «историки»:

По ходу ответов на доске оформляется запись:

Законы царя Хаммурапи – правила, обязательные для всех жителей страны.

Они защищали:

  • честный и добросовестный труд;

  • частную собственность;

  • своих подданных от обращения в рабство;

  • семью и права детей.

Законы сурово наказывали за преступления.

По воле Хаммурапи на каменном столбе было высечено: законы установлены для того, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильный не притеснял слабого. Это не были пустые слова, хотя бы отчасти они соответствовали действительности.

Вывод: одним из признаков перехода к цивилизации является наличие законов.

Дают устные ответы















Слушают рассказ учителя















Высказывают версии





Высказывают версии

Высказывают версии

Знакомятся с заданием на урок





Следят за демонстрацией по карте















Определяют на линии времени сколько лет назад правил царь Хаммурапи?

У доски выполняет и комментирует выполнение задание учащийся

Устно отвечают





Работают с текстом карточки в парах



Просмотр видеосюжета, устные ответы

Знакомятся с алгоритмом работы

1. Распределите роли (оратор, библиотекарь, секретарь).

2. Внимательно познакомьтесь с содержанием текста карточки.

3. Подготовьте план ответа.

4. Обсудите ответ в группе.

5. Подготовьте вывод.

После того как работа выполнена, представители от каждой группы отвечают на поставленные вопросы перед классом.

Приведите в соответствие преступления с наказаниями, согласно законам царя Хаммурапи (приложение 3).

Какую информацию дают нам законы Хаммурапи?

Можно ли их считать справедливыми? Почему?

Отличаются ли современные представления о справедливости законов Хаммурапи от представлений свободных вавилонян?

Индивидуальная работа с карточкой



Дают устный ответ



Примерный устный ответ

Могут сказать, что вавилоняне воспринимали эти законы как должное,

что законы Хаммурапи позволяли управлять обществом и поддерживать порядок. Это делало государство

сильным и развитым.



1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!