СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории древнего мира "Рабство в Древнем Риме"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Конспект урока по истории древнего мира "Рабство в Древнем Риме"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории древнего мира "Рабство в Древнем Риме"»

Конспект урока по истории древнего мира 5 класс § 49.

Тема: "Рабство в Древнем Риме"

Цель: Познакомить учащихся с особенностями рабовладения в Древнем Риме.

Задачи:

Образовательные: определить основные источники рабства в Древнем Риме; рассказать о важнейших особенностях рабовладения в Древнем Риме.

Развивающие: подвести учащихся к выводу о том, что ни в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов и такой жестокой их эксплуатации, как в Риме.

Ценностно-ориентированные:

Способствовать воспитанию сочувствия, сопереживания к положению рабов в Древнем Риме; формированию отрицательного отношения к рабскому положению людей.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира» 5 класс, презентация.

Понятия:

Амфитеатр – специальное сооружение для гладиаторских боев.

Имение – земельное владение богатого человека.
Раб – это человек лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца.

Рабовладелец – собственник, хозяин рабов.

Рудиарии – отставные гладиаторы.

Даты: 264 до н. э - первые гладиаторские бои в Риме.

















Ход урока:



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент.


Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя

2.

Проверка домашнего задания

На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомимся с историей Древнего Рима. Мы знаем, что Рим стал могущественным благодаря своим завоеваниям.

- С помощью чего они сумели осуществить свои завоевательные планы?




-В отношении своих противников римляне придерживались правила: «разделяй и властвуй». Объясните его смысл.








-В чем проявилось преимущество построения римского войска в сражении с македонянами?









-Каковы результаты завоевательных походов Рима?









- Римляне смогли стать хозяевами Средиземноморья при помощи особого построения, выучки, жесткой военной дисциплины, профессионализма римских легионеров и выдающихся полководцев.



Примерные ответы учащихся


-  стратегия получения и поддержания власти, путем разделения большой концентрации власти на группы, которые индивидуально имеют меньше власти.


1)Сильное упрощение подготовки бойцов.
2)Более быстрое перестроение.
3)Большая тактическая гибкость.
4)Взаимозаменяемость лёгкой и тяжёлой пехоты.
5)Не требовалось такое дорогое и тяжелое снаряжение как у македонцев.


- Они смогли покорить Македонию, Грецию, Сирию, разрушали Карфаген и Коринф.

3.

Объяснение нового материала.

Тема нашего урока: «Рабство в Древнем Риме»



- Рим стал могущественной державой, им покорены много стран. Войны принесли народным массам еще большее обнищание, а рабовладельцам огромные богатства: рабов, земли, деньги и т.д. Во время второй Пунической войны рабов в Риме было столько, сколько свободных. Так, 150 тыс. жителей из 70 городов Эпира были проданы в рабство

В какой бы уголок Рима мы не заглянули, везде мы встретим этих людей.

- А как Вы думаете, каковы были главные источники рабства.

(Учитель, с помощью учеников, составляет кластер на доске. Прил. № 1)

У богатых римлян было несколько имений, где выращивали

оливки и виноград. Хлеба сеяли мало, так как дешёвое зерно для жителей завозили из Сицилии и других провинций.

- В каждом имении трудились от 15 до 20 рабов. Земледелец обычно жил в Риме и в имение заглядывал очень редко, лишь для того, чтобы отдохнуть от городской жизни.

Всеми работами руководил раб – управляющий.

Трудились рабы от зари до зари. Даже долгими зимними вечерами невольники не сидели без дела. Они плели корзины, вили верёвки, ремонтировали сельскохозяйственный инструмент. Римляне говорили: « Раб должен трудиться или спать».

- Как вы думаете: дорого ли приходилось содержать рабов?

-Кормили земледельцы их простой и грубой пищей, очень мало тратили денег на их одежду. Только 1 раз в год им выдавали рубаху, раз в 2 года – короткий плащ и деревянные сандалии.

- Как вы думаете, что делал хозяин, если его раб заболевал? ( оказывается, они ссылали их на специальный остров на Тибре, оставляли их там без пищи и ухода.

- что приходилось делать надсмотрщику, если раб не хотел работать?

- Труд рабов применялся в различных областях жизни римского общества: в сельском хозяйстве, в имении римских землевладельцев, на рудниках и каменоломнях, в домах богатых и знатных римлян, часть рабов становилась гладиаторами.


А сейчас мы с вами узнаем, как жилось рабам в богатом доме. Для этого вам нужно открыть учебники на с. 227 и прочитать 3 пункт § 49 “Рабы в богатом доме”, просмотреть иллюстрации к параграфу.


- Где еще применяли труд рабов?

- Чем жизнь “домашних” рабов отличалась от жизни рабов, работающих в каменоломнях, имениях рабовладельцев? Что общего?


В Древнем Риме сильных и ловких рабов помещали в особые школы, где обучали владеть оружием. Таких рабов называли гладиаторами. Они должны были сражаться друг с другом на потеху римской публике. В самом Риме и во всех римских городах, провинциях строили амфитеатры – специальные сооружения для гладиаторских боев. На аренах амфитеатров умирали тысячи рабов.

Самый большой амфитеатр был выстроен в Риме в первом веке до н.э.. Он назывался Колизеем и вмещал более 50 тыс. зрителей. В дни представления амфитеатр всегда полон. В первых рядах сидят сенаторы, дамы. Верхние ряды заняты простым гражданами.

Первые гладиаторские бои состоялись в Риме в 264 до н. э. Обучались гладиаторы в специальных школах (в Риме, Капуе, откуда началось восстание Спартака, Александрии). Тяжеловооруженные гладиаторы носили имена народов, из которых они происходили — фракийцы, самниты, галлы.

Побежденный гладиатор поднимал вверх указательный палец как знак просьбы о пощаде. Если зрители (или иногда только император) щадили его, то поднимали вверх большой палец или махали платками. Большой палец, направленный вниз, означал смерть. Гладиатор мог заслужить и освобождение от службы после удачных выступлений. Такие отставные гладиаторы назывались рудиариями. Рудиарии могли продолжать выступления и за плату. С начала V в. бои гладиаторов были запрещены.


Записывают тему в тетрадь.



Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы.
























Ученики высказывают свои предположения.



Записывают в тетрадь





































- Нет














Высказывают свои предположения








-Били , пороли
































- Любой раб бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядиться как пожелает, ничего не имели.






4.

Закрепление материала

Ни в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов и такой жестокой их эксплуатации, как в Риме. Первая особенность была результатом победоносных войн Рима, вторая – связана с незаинтересованностью рабов в труде и их дешевизной. Принудительный труд подрывал хозяйство Рима и представлял угрозу для самого государства.



5.

Выставление оценок



6.

Домашнее задание

§ 49, Подготовить рассказ «Один день из жизни раба».










Приложение № 1










Скачать

© 2018 1588 11

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!