2. | Проверка домашнего задания | На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомимся с историей Древнего Рима. Мы знаем, что Рим стал могущественным благодаря своим завоеваниям. - С помощью чего они сумели осуществить свои завоевательные планы? -В отношении своих противников римляне придерживались правила: «разделяй и властвуй». Объясните его смысл. -В чем проявилось преимущество построения римского войска в сражении с македонянами? -Каковы результаты завоевательных походов Рима? | - Римляне смогли стать хозяевами Средиземноморья при помощи особого построения, выучки, жесткой военной дисциплины, профессионализма римских легионеров и выдающихся полководцев. Примерные ответы учащихся - стратегия получения и поддержания власти, путем разделения большой концентрации власти на группы, которые индивидуально имеют меньше власти. 1)Сильное упрощение подготовки бойцов. 2)Более быстрое перестроение. 3)Большая тактическая гибкость. 4)Взаимозаменяемость лёгкой и тяжёлой пехоты. 5)Не требовалось такое дорогое и тяжелое снаряжение как у македонцев. - Они смогли покорить Македонию, Грецию, Сирию, разрушали Карфаген и Коринф. |
3. | Объяснение нового материала. | Тема нашего урока: «Рабство в Древнем Риме»
- Рим стал могущественной державой, им покорены много стран. Войны принесли народным массам еще большее обнищание, а рабовладельцам огромные богатства: рабов, земли, деньги и т.д. Во время второй Пунической войны рабов в Риме было столько, сколько свободных. Так, 150 тыс. жителей из 70 городов Эпира были проданы в рабство В какой бы уголок Рима мы не заглянули, везде мы встретим этих людей. - А как Вы думаете, каковы были главные источники рабства. (Учитель, с помощью учеников, составляет кластер на доске. Прил. № 1) У богатых римлян было несколько имений, где выращивали оливки и виноград. Хлеба сеяли мало, так как дешёвое зерно для жителей завозили из Сицилии и других провинций. - В каждом имении трудились от 15 до 20 рабов. Земледелец обычно жил в Риме и в имение заглядывал очень редко, лишь для того, чтобы отдохнуть от городской жизни. Всеми работами руководил раб – управляющий. Трудились рабы от зари до зари. Даже долгими зимними вечерами невольники не сидели без дела. Они плели корзины, вили верёвки, ремонтировали сельскохозяйственный инструмент. Римляне говорили: « Раб должен трудиться или спать». - Как вы думаете: дорого ли приходилось содержать рабов? -Кормили земледельцы их простой и грубой пищей, очень мало тратили денег на их одежду. Только 1 раз в год им выдавали рубаху, раз в 2 года – короткий плащ и деревянные сандалии. - Как вы думаете, что делал хозяин, если его раб заболевал? ( оказывается, они ссылали их на специальный остров на Тибре, оставляли их там без пищи и ухода. - что приходилось делать надсмотрщику, если раб не хотел работать? - Труд рабов применялся в различных областях жизни римского общества: в сельском хозяйстве, в имении римских землевладельцев, на рудниках и каменоломнях, в домах богатых и знатных римлян, часть рабов становилась гладиаторами. А сейчас мы с вами узнаем, как жилось рабам в богатом доме. Для этого вам нужно открыть учебники на с. 227 и прочитать 3 пункт § 49 “Рабы в богатом доме”, просмотреть иллюстрации к параграфу. - Где еще применяли труд рабов? - Чем жизнь “домашних” рабов отличалась от жизни рабов, работающих в каменоломнях, имениях рабовладельцев? Что общего? В Древнем Риме сильных и ловких рабов помещали в особые школы, где обучали владеть оружием. Таких рабов называли гладиаторами. Они должны были сражаться друг с другом на потеху римской публике. В самом Риме и во всех римских городах, провинциях строили амфитеатры – специальные сооружения для гладиаторских боев. На аренах амфитеатров умирали тысячи рабов. Самый большой амфитеатр был выстроен в Риме в первом веке до н.э.. Он назывался Колизеем и вмещал более 50 тыс. зрителей. В дни представления амфитеатр всегда полон. В первых рядах сидят сенаторы, дамы. Верхние ряды заняты простым гражданами. Первые гладиаторские бои состоялись в Риме в 264 до н. э. Обучались гладиаторы в специальных школах (в Риме, Капуе, откуда началось восстание Спартака, Александрии). Тяжеловооруженные гладиаторы носили имена народов, из которых они происходили — фракийцы, самниты, галлы. Побежденный гладиатор поднимал вверх указательный палец как знак просьбы о пощаде. Если зрители (или иногда только император) щадили его, то поднимали вверх большой палец или махали платками. Большой палец, направленный вниз, означал смерть. Гладиатор мог заслужить и освобождение от службы после удачных выступлений. Такие отставные гладиаторы назывались рудиариями. Рудиарии могли продолжать выступления и за плату. С начала V в. бои гладиаторов были запрещены. | Записывают тему в тетрадь. Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы. Ученики высказывают свои предположения. Записывают в тетрадь - Нет Высказывают свои предположения -Били , пороли - Любой раб бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядиться как пожелает, ничего не имели. |