История. 11 класс. Бокова А.И.
Тема урока: Внешняя политика Советской России и Коминтерн.
Цель урока:
Охарактеризовать международное положение страны в рассматриваемый период; сформировать представление об особенностях внешнеполитического курса
Советской России в 1920-е годы; охарактеризовать роль Коминтерна во внешней политике СССР.
Задачи:
образовательные:
- определить причины международных договоров, основные направления политики Коминтерна, рассмотреть ход работы Генуэзской конференции, ее значения, а также рассмотреть условия Рапалльского договора.
развивающие:
- способствовать развитию критического мышления, умения анализировать и делать выводы, работать с текстом учебника, аргументировать свою точку зрения.
воспитательные:
- способствовать формированию патриотизма и твердой гражданской позиции при обсуждении проблемных вопросов истории, учить формировать личные оценки происходящих событий.
Оборудование: учебник, «Истории России» 11 класс А.А. Левандовский , Ю.А. Щетинов, С.В Мироненко; карта «Европа. 1918-1923 гг.» , мультимедийная презентация
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Блиц-опрос по теме «Эра пацифизма в 1920-е годы»
Почему 1920-е годы называют «эрой пацифизма»?
2) Назовите главную причину нестабильности Версальско- Вашингтонской системы.
3) В чем состоит главное значение пакта Бриана – Келлога ?
4) Какой международный вопрос был основным в 1920-е годы?
5) Какое событие стало важнейшим итогом развития международных отношений в 1920-е годы стало?
III. Изучение нового материала
Обсуждение с учащимися темы и цели урока
Вопрос к классу:
- Как складывались отношения Советской России с другими государствами ?
Предполагаемый ответ учеников: Советская Россия находилась в своеобразной дипломатической блокаде.
- Следовательно, какова цель нашего урока ?
Предполагаемый ответ: Выяснить, какими были главные цели советской внешней политики в 1920-е годы XX века, как был достигнут выход советской страны из международной изоляции.
Постановка проблемного задания
Какое место занимал СССР в мировом сообществе в 1920 годы?
РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
Цели СССР в области межгосударственных отношений.
Работа учащихся с текстом учебника с. 147, обсуждение и запись в тетради целей внешней политики СССР
Вариант записей
- Прорыв международной изоляции страны и установление дипломатических отношений с зарубежными странами.
- Установление взаимовыгодного экономического сотрудничества с зарубежными странами.
- Обеспечение национальной безопасности и мирных условий для строительства социализма.
- Содействие развитию международного коммунистического движения
Вопрос к классу:
- Какой была модель поведения социалистического государства в капиталистическом окружении?
Ожидаемые ответы учащихся
Основополагающий принцип пролетарского интернационализма, в соответствии с которым СССР поддерживал коммунистическое и национально-освободительное движения в мире.
Прагматическая концепция мирного сосуществования государств с различным общественным строем подразумевала нормализацию государственных отношений с капиталистическими странами.
-Какой вывод можно сделать?
Предполагаемый ответ
Советская внешняя политика носила противоречивый характер.
Работа учащихся с текстом учебника, страница- 147
Вопрос
- Назовите основные причины постепенного укрепления позиций Советского Союза на мировой арене?
2. Выход советского государства из международной изоляции
Слово учителя: Стремясь прорвать блокаду РСФСР в конце 1920 -1921годах подписала мирные договоры с Финляндией ,Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей , что означало признание этими правительствами восточного соседа. Были нормализованы отношения с пограничными государствами на юге: с Турцией, Ираном, Афганистаном. Союзный договор заключен с Монголией.
Работа с картой
- Показать перечисленные государства
3. Генуэзская конференция
Вопросы
1)Почему крупные державы воздерживались от установления дипломатических отношений с Советской России ?
2)Какие требования в соответствии с нормами международного права они предъявляли России?
Предполагаемый ответ учеников: Они требовали выплаты дореволюционных долгов и возмещения потерь от национализации иностранной собственности.
Слово учителя: О ходе переговоров на Генуэзской конференции расскажут и продемонстрируют презентацию ученики класса (опережающее задание)
Перед прослушиванием перед учащимися поставлено проблемное задание
Каковы причины советско-германского сближения в начале 1920х годов?
Каково значение конференции в Генуи?
По итогам обсуждения учащиеся записывают в тетрадь значение Генуэзской конференции:
- Явилась первой международной конференцией с участием Советской России.
- Явилась фактическим признанием со стороны ведущих стран Запада легитимности Советского правительства.
- Положила начало превращению Советской России в полноправный субъект международных отношений, ускорила процесс международного признания СССР.
- Показала наличие серьезных противоречий между капиталистическими странами и Советской Россией.
4. Полоса дипломатического признания СССР
Работа учащихся с текстом учебника (стр.148-149)
Беседа по вопросам:
1)Какие годы вошли в историю как полоса дипломатического признания
СССР?
2)Какие страны признали Советскую Россию?
3)В каком году СССР признали США?
4)Какие страны рассматривались в качестве главных политических противников СССР в 1920 году? Почему именно они?
5)Как эта позиция проявлялась в деятельность СССР на международной арене?
6)Какие миротворческие инициативы предносил СССР?
5.Политика Коминтерна
Просмотр компьютерной презентации, подготовленной учащимся заранее «Коминтерн и его деятельность в 1920-е годы»
IV. Закрепление изученного материала
Обсуждение вопроса, проблемного задания: Какое место занимал СССР в мировом сообществе в 1920 годы?
V. Подведение итогов урока
Слово учителя
В конце 1920-х концептуальные основы советской внешней политики несколько изменились. Вместо идеи близкой мировой революции была предложена иная концепция, согласно которой признавалось, что СССР в течение достаточно долгого времени может оставаться единственной страной социализма, а потому его поведение на международной арене должна определять формула - «СССР- осажденная крепость»
Внешняя политика Советского государства в 1920-е годы в целом справилась с возложенными на неё задачами: международная изоляция была преодолена, были обеспечены мирные условия для планов реконструкции экономики страны.
VI. Оценивание.
VII. Домашнее задание: параграф 19, ответить письменно на вопрос №2 на странице 151
(Какие соглашения СССР с зарубежными странами, подписанные в 1920 годы, вы считаете наиболее существенными для советской внешней политики? Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на знания, полученные в курсе всеобщей истории)
VIII. Рефлексия