СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории на тему: "Внешняя политика Советской России и Коминтерн"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 11 классе ориентирован на самостоятельную работу учащихся и применение информационно-коммуникативных технологий

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории на тему: "Внешняя политика Советской России и Коминтерн"»

История. 11 класс. Бокова А.И.

Тема урока: Внешняя политика Советской России и Коминтерн.

Цель урока:

Охарактеризовать международное положение страны в рассматриваемый период; сформировать представление об особенностях внешнеполитического курса

Советской России в 1920-е годы; охарактеризовать роль Коминтерна во внешней политике СССР.

Задачи:

образовательные:

- определить причины международных договоров, основные направления политики Коминтерна, рассмотреть ход работы Генуэзской конференции, ее значения, а также рассмотреть условия Рапалльского договора.

развивающие:

- способствовать развитию критического мышления, умения анализировать и делать выводы, работать с текстом учебника, аргументировать свою точку зрения.

воспитательные:

- способствовать формированию патриотизма и твердой гражданской позиции при обсуждении проблемных вопросов истории, учить формировать личные оценки происходящих событий.

Оборудование: учебник, «Истории России» 11 класс А.А. Левандовский , Ю.А. Щетинов, С.В Мироненко; карта «Европа. 1918-1923 гг.» , мультимедийная презентация

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Блиц-опрос по теме «Эра пацифизма в 1920-е годы»

  1. Почему 1920-е годы называют «эрой пацифизма»?

2) Назовите главную причину нестабильности Версальско- Вашингтонской системы.

3) В чем состоит главное значение пакта Бриана – Келлога ?

4) Какой международный вопрос был основным в 1920-е годы?

5) Какое событие стало важнейшим итогом развития международных отношений в 1920-е годы стало?

III. Изучение нового материала

Обсуждение с учащимися темы и цели урока

Вопрос к классу:

- Как складывались отношения Советской России с другими государствами ?

Предполагаемый ответ учеников: Советская Россия находилась в своеобразной дипломатической блокаде.

- Следовательно, какова цель нашего урока ?

Предполагаемый ответ: Выяснить, какими были главные цели советской внешней политики в 1920-е годы XX века, как был достигнут выход советской страны из международной изоляции.

Постановка проблемного задания

Какое место занимал СССР в мировом сообществе в 1920 годы?


РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА


  1. Цели СССР в области межгосударственных отношений.


Работа учащихся с текстом учебника с. 147, обсуждение и запись в тетради целей внешней политики СССР


Вариант записей

- Прорыв международной изоляции страны и установление дипломатических отношений с зарубежными странами.

- Установление взаимовыгодного экономического сотрудничества с зарубежными странами.

- Обеспечение национальной безопасности и мирных условий для строительства социализма.

- Содействие развитию международного коммунистического движения


Вопрос к классу:


- Какой была модель поведения социалистического государства в капиталистическом окружении?


Ожидаемые ответы учащихся


  1. Основополагающий принцип пролетарского интернационализма, в соответствии с которым СССР поддерживал коммунистическое и национально-освободительное движения в мире.

  2. Прагматическая концепция мирного сосуществования государств с различным общественным строем подразумевала нормализацию государственных отношений с капиталистическими странами.


-Какой вывод можно сделать?


Предполагаемый ответ

Советская внешняя политика носила противоречивый характер.


Работа учащихся с текстом учебника, страница- 147


Вопрос

- Назовите основные причины постепенного укрепления позиций Советского Союза на мировой арене?


2. Выход советского государства из международной изоляции


Слово учителя: Стремясь прорвать блокаду РСФСР в конце 1920 -1921годах подписала мирные договоры с Финляндией ,Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей , что означало признание этими правительствами восточного соседа. Были нормализованы отношения с пограничными государствами на юге: с Турцией, Ираном, Афганистаном. Союзный договор заключен с Монголией.


Работа с картой

- Показать перечисленные государства


3. Генуэзская конференция


Вопросы

1)Почему крупные державы воздерживались от установления дипломатических отношений с Советской России ?

2)Какие требования в соответствии с нормами международного права они предъявляли России?

Предполагаемый ответ учеников: Они требовали выплаты дореволюционных долгов и возмещения потерь от национализации иностранной собственности.

Слово учителя: О ходе переговоров на Генуэзской конференции расскажут и продемонстрируют презентацию ученики класса (опережающее задание)


Перед прослушиванием перед учащимися поставлено проблемное задание

  1. Каковы причины советско-германского сближения в начале 1920х годов?

  2. Каково значение конференции в Генуи?


По итогам обсуждения учащиеся записывают в тетрадь значение Генуэзской конференции:


- Явилась первой международной конференцией с участием Советской России.

- Явилась фактическим признанием со стороны ведущих стран Запада легитимности Советского правительства.

- Положила начало превращению Советской России в полноправный субъект международных отношений, ускорила процесс международного признания СССР.

- Показала наличие серьезных противоречий между капиталистическими странами и Советской Россией.


4. Полоса дипломатического признания СССР


Работа учащихся с текстом учебника (стр.148-149)

Беседа по вопросам:

1)Какие годы вошли в историю как полоса дипломатического признания

СССР?

2)Какие страны признали Советскую Россию?

3)В каком году СССР признали США?

4)Какие страны рассматривались в качестве главных политических противников СССР в 1920 году? Почему именно они?

5)Как эта позиция проявлялась в деятельность СССР на международной арене?

6)Какие миротворческие инициативы предносил СССР?


5.Политика Коминтерна


Просмотр компьютерной презентации, подготовленной учащимся заранее «Коминтерн и его деятельность в 1920-е годы»

IV. Закрепление изученного материала


Обсуждение вопроса, проблемного задания: Какое место занимал СССР в мировом сообществе в 1920 годы?

V. Подведение итогов урока

Слово учителя

В конце 1920-х концептуальные основы советской внешней политики несколько изменились. Вместо идеи близкой мировой революции была предложена иная концепция, согласно которой признавалось, что СССР в течение достаточно долгого времени может оставаться единственной страной социализма, а потому его поведение на международной арене должна определять формула - «СССР- осажденная крепость»

Внешняя политика Советского государства в 1920-е годы в целом справилась с возложенными на неё задачами: международная изоляция была преодолена, были обеспечены мирные условия для планов реконструкции экономики страны.

VI. Оценивание.

VII. Домашнее задание: параграф 19, ответить письменно на вопрос №2 на странице 151

(Какие соглашения СССР с зарубежными странами, подписанные в 1920 годы, вы считаете наиболее существенными для советской внешней политики? Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на знания, полученные в курсе всеобщей истории)



VIII. Рефлексия








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!