Тема: «Внутренняя политика России при первых Романовых»
Цель урока: обобщить и систематизировать знания, полученные обучающимися по теме Россия при первых Романовых.
Задачи урока:
Метапредметные результаты:
Выработка умений работать с учебной информацией (составлять тезисы, формулировать и обосновывать выводы)
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Предметные результаты:
Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия основных направлений развития России в XVII веке
Применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть)
Личностные результаты:
Формировать и развивать устойчивую мотивацию учения
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии со своими возрастными возможностями)
Следование этическим нормам и правилам ведения диалога
Тип урока: повторительно-обобщающий урок
Оборудование: раздаточный материал (тесты), презентация
Внутрикурсовые связи: «Экономическое развитие России в XVII в».; «Россия при первых Романовы: перемены в государственном устройстве»; «Изменения в социальной структуре российского общества»; «Народные движения в XVII в.»
Методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
Организационный момент | Здравствуйте ребята, присаживайтесь! Сегодня мы с вами закрепим знания, которые мы с вами получили на прошлых уроках. | Приветствуют учителя. Слушают учителя | |
Вводное слово учителя | Мы с вами разобрали внутреннюю политику Российского государства во время правления первых Романовых. Давайте вспомним, какие направления мы рассмотрели? Верно. Но кроме направлений во внутренней политике мы с вами рассмотрели ещё одно явление, которое возникло в результате этих направлений. Какое это явление? Правильно. Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Внутренняя политика России при первых Романовых» Сегодня мы с вами вспомним события, происходившие в основных направлениях внутренней политики России в XVII веке. Для этого мы с вами ответим на несколько вопросов, затем вы выполните итоговый тест по сегодняшней теме. Давайте приступим | Отвечают на вопросы. Слушают учителя | - Экономическое развитие, социальную структуру, государственное устройство. - Народные движения |
Блиц опрос | Сейчас я вам буду показывать вам карточки с понятиями, а вы должны дать определение этим понятиям. Бобыль Предприниматель Драгуны Соборное уложение Посад Черносошные крестьяне | Слушают учителя Вспоминают понятийный аппарат. Отвечают. | Бобыль – представитель бедного, иногда бездворного зависимого населения, нёсшего сокращённые феодальные повинности Предприниматель – лицо, вложившее средства в развитие предприятия или какой-либо хозяйственной деятельности Драгуны – вид кавалерии, предназначенный для действий как в конном, так и в пешем строю. Соборное уложение – свод законов Российского государства, одобренный Земским собором. Посад – торгово-промышленная часть города, обычно вне городской стены Черносошные крестьяне – крестьяне, сохранявшие личную свободу, владевшие общинными землями и нёсшие государственные повинности |
Фронтальный опрос | Итак, ребят вы вспомнили несколько понятий, связанных с внутриполитическим развитием России. Теперь я буду задавать вам вопросы, а вы на них ответите. Прежде чем начнём, вспомним, как смута повлияла на экономику России? Правильно, соответственно страна нуждалась в экономическом развитии. Давайте приступим. В чём была суть денежной реформы? Правильно Какие последствия были после проведения этой реформы? Верно. С какими органами обещал править Михаил Фёдорович? Верно. Какое сословие постепенно зарождается в XVII веке? Соответственно позиции какого сословия были подорваны Верно. На какие слободы делилось городское население? Верно С чего начался соляной бунт? Верно. Чем закончилось восстание Степана Разина? Верно | Слушают учителя. Отвечают на поставленные вопросы Отвечают. Отвечают. Отвечают. Отвечают. Отвечают. Отвечают. Отвечают. | Опустела государственная казна, разорение крестьянских хозяйств, что привело к появлению бобылей. Была введена с целью увеличения царской казны путём введения медных монет и приравнивания их к серебру. Медная монета падала в цене, соответственно росли цены на продукты, что привело к медному бунту. Земский собор и Боярская дума. Дворянство. Подрываются позиции бояр На белых и чёрных. Из-за введение дополнительной пошлины на соль. Разин был выдан своими соратниками и казнён. Но восстание подавили только в 1671 г. |
Проведение тестирования. | Теперь ребята, я вас попрошу убрать всё со стола кроме ручек и листочка. Сейчас я вам раздам тест по нашей теме. Если возникнут вопросы, связанные с тестом, по вытянутой руке я к вам подойду. | Слушают учителя. Убирают всё со стола, кроме ручки и листочка. Выполняют тестовые задания. | |
Рефлексия | Итак, ребят, сейчас оцените вашу деятельность на уроках истории по тем темам, которые мы с вами сегодня вспоминали. Для этого в листочках с тестами поставьте отметку от одного до десяти. Всем спасибо за работу на уроке. До свидания! | Дети выполняют самоанализ своей деятельности на уроках. | |
Приложение
1. Первым царём из династии Романовых был:
1) Дмитрий Иванович
2) Михаил Фёдорович
3) Алексей Михайлович
4) Фёдор Никитич
2. Годы правления Алексея Михайловича Тишайшего
1) 1598-1605 3) 1676-1682
2) 1645-1676 4) 1613-1645
3. Мануфактура это:
1) Производство основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника
2) Собственник какого-либо предприятия
3) Человек, вложивший средства в развитие предприятия
4) Предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике
4. Денежная реформа 1654 г. привела:
1) К росту цен на товары и обесцениванию денег
2) К снижению цен на товары
3) К увеличению доходов казны
4) К росту налогов
5. Местничество в России было отменено:
1) Михаилом Фёдоровичем в 1625 г.
2) Алексеем Михайловичем в 1649 г.
3) Фёдором Алексеевичем в 1682 г.
4) Борисом Годуновым в 1598 г.
6. Распределите в таблице различия в положении владельческих и черносошных крестьян в XVII в.
1 | Владельческие крестьяне | 1,4,5,7 |
2 | Черносошные крестьяне | 2,3,6,8 |
1) лично зависимы
2) лично свободны
3) платили подати только государству
4) платили подати и государству, и феодалу
5) не имели права распоряжаться своим имуществом
6) имели право распоряжаться своим имуществом
7) не владели землёй
8) владели общинными землями
7. Основу хозяйственной жизни казаков составляло:
1) Скотоводство
2) Промыслы
3) Ремесленное производство
4) Промышленное производство
8. Соотнесите даты и событие (укажите стрелочками)
1. 1648 г. А) Восстание в Пскове и Новгороде
2. 1662 г. Б) Соляной бунт
3. 1650 г. В) Медный бунт
9. Ядром повстанческой армии Степана Разина были:
1) Посадские люди 3) Крестьянские отряды
2) Казаки 4) Стрелецкие отряды
10. Соборное уложение 1649 г:
1) Вводило понятие «государственное преступление»
2) Ограничивало власть наместников
3) Закрепляло право феодала на землю и крепостных крестьян
4) Не ограничивало розыск и возврат беглых крестьян никакими сроками
5) давало крестьянам жаловаться на своих господ представителям царской власти
6) утверждало право крестьян в Юрьев день менять господина
11. Перечислите общие причины народных восстаний XVII века. (письменно).