Конспект урока по истории на тему "Восточные славяне в древности"

Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории на тему "Восточные славяне в древности"»

ТЕМА: ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ

ЦЕЛЬ: дать представление о восточных славянах, как наших предках

ЗАДАЧИ:

  1. сформировать у учеников общее представление о предках славян, расселением их племен, соседей в древности;

  2. развивать умения составлять рассказ, логическое мышление, умение работать с историческими источниками;

  3. воспитывать гражданско-патриотические чувства, чувства взаимопонимания, взаимоуважения.

ХОД УРОКА

I. Организация внимания.

II. Изучение нового материала.

1. Вступительная беседа.

Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы. Ведь ими мы называем свою страну – РОССИЮ.

С историей России мы соприкасаемся почти ежедневно: у стен древней крепости, старинного дома или памятников, поставленных в честь прошедших событий и героев войн. История находит отражение в народных песнях и сказках, названиях городов, сел и улиц, именах и фамилиях. Но прежде чем изучать историю нашей страны, мне хотелось бы узнать, что для каждого из вас обозначает слово – Родина?

– А знаете ли вы как называли наших предков?

2. Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня на уроке мы узнали о том, как называли наших предков, где они жили и чем занимались.

3. Работа в тетради.

– Откройте тетради и запишите тему и план нашего урока.

Тема: Восточные славяне в древности.


План:

  1. Далекие предки славян.

  2. Религия восточных славян.

  3. Славянские племена и их соседи.

4. Рассказ учителя о племенах восточных славян.

5. Словарная работа.

Славянская языковая семья,

индоевропейская группа народов,

праславяне,

подсечное земледелие,

род,

родовая община,

племя,

союзы племен,

язычество.

– Внимательно посмотрите на доску, это слова, которые мы будем использовать на нашем уроке.

– Значение каких слов вам известны?

/п.о. – род, родовая община, племя, союзы племен/

(Дети дают определения этим словам.)

6. Словарная работа по учебнику

– Откройте учебник на с. 7 и попробуйте самостоятельно дать определения словосочетаниям:

  • славянская языковая семья,

  • индоевропейская группа народов.

/Дети читают определения и пытаются их пересказать./

Закрепление проводится по рабочим тетрадям В.В. Артемова с. 5 № 1.

Вычеркнете в первом и во втором списках по 2 названия, выпадающих из соответствующей каждому списку логики. После каждого списка напишите названия языковых групп, к которым относятся указанные народы:

1) словаки, русские, сербы, болгары, датчане, украинцы, французы, хорваты, белорусы, поляки ___________________ .

2) англичане, болгары, иранцы, русские, вьетнамцы, немцы, французы, испанцы, узбеки, таджики ____________________ .

– Определения другим словам мы дадим работая в группах.

III. Физминутка.

7. Работа в группах.

– Ребята, сейчас мы представим, что наш класс состоит из трех групп:

  • I группа – это писатели, они будут составлять рассказ о занятиях крестьян по картине “Славянский поселок”, и они же дадут определение словосочетанию “подсечное земледелие”.

  • II группа – это географы, они нанесут на контурную карту поселения славянских племен и дадут определение слову “праславяне”.

  • III группа – это историки, они будут изучать религию восточных славян, расскажут нам о славянских праздниках и дадут определение слову “язычество”.

/На работу в группах дается 10 минут. Ребята работают в сотрудничестве друг с другом и с учителем./

После подготовительной работы группы отчитываются.

8. Отчет рабочих групп.

9. Игра “Угадай соседа”.

/Перед началом урока учитель расклеивает по всему кабинету карточки с названиями соседских племен восточных славян

 – Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Посмотрите вокруг себя, вы видите наклеенные по классу таблички с названиями соседствующих племен восточных славян.

Откройте карту в учебнике на с. 309. Вам надо подойти взять карточку, посмотреть на карту в учебнике, где располагается этот сосед, а затем подойти к доске и правильно наклеить карточку, висящую на доске.

м.и. – Перечислите соседей восточных славян.

10. Элемент регионального компонента.

– Ребята, посмотрите на карту. В этом месте находится территория нашего края.

– Какие племена проживали на этой территории в древности?

Были на этой территории поселения славян?

– А кто знает, когда впервые русское население поселилось на территории края?

IV. Итог урока:

1. Игра “Вопрос-ответ”.

На доске прикреплены карточки с вопросами. Если правильно отвечаешь на вопрос, карточка переворачивается и получается слово МОЛОДЦЫ!

Вопросы на карточках:

  1. Как называли наших предков?

  2. Что такое подсечное земледелие?

  3. Перечислите занятия славян.

  4. Что такое язычество?

  5. Перечислите религиозные праздники славян.

  6. Покажите на карте племена восточных славян.

  7. Покажите на карте соседей восточных славян.

  8. Какие народы проживали на территории нашего края в древности?

2. Оценивание.

3. Домашние задание.




Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас