СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории России 6 класс на тему: "Батыево нашествие на Русь"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории России 6 класс на тему: "Батыево нашествие на Русь"»

Конспект урока по истории России 6 класс

на тему: "Батыево нашествие на Русь"

Цели урока:

Используя общеучебные навыки учащихся, создать условия для представления целостной картины исторического события «Батыево нашествие на Русь».

Задачи:

сформировать у обучающихся понимание причин и последствий завоевания Руси монголами в середине XIII века.

-показать взаимосвязь между раздробленностью Руси и завоеваниями монголов;

-подчеркнуть мужество и героизм русских людей в борьбе с монгольскими завоевателями;

-продолжить формировать умения работать в группах, оценивать результаты деятельности своей и одноклассников.

Форма урока: Проблемный урок, составление «исторического пазла»

Тип урока:  Добывание новых знаний, формирование общеучебных умений и навыков.

Проблемный вопрос: Почему, несмотря на героическое сопротивление, монголы сумели покорить русские земли? (4 слайд)

Ресурсы урока:

• карта: Русские княжества и земли в конце XII - XIII века; Монгольское нашествие на Русь в XIII веке.

• учебник "История России", часть 2 под редакцией академика РАН А.В.Торкунова,

§16, стр. 12-19, "Просвещение" 2016г.;

• "История России 6 класс. Рабочая тетрадь", стр.68-72. М. "Просвещение" 2016г.

• "История России. Атлас", стр. 9 - 13. М. "Просвещение" 2016г.

• "История России. Сборник рассказов" стр. 28 - 29. "Просвещение" 2016г.

Понятийный аппарат: Нашествие, ордынское иго, стан, фураж.

Основные даты: 1237 - 1238 гг. - нашествие хана Батыя на Северо - Восточную Русь.

1239 - 1240 гг. - нашествие хана Батыя на Южную Русь.

Персоналии: Олег, Батый, Юрий Всеволодович, Евпатий Коловрат.

ХОД УРОКА:

I. Организационный этап.

1.1.Формирование групп (по цветам)

Исследователи (литература) - красный,

Смекалистые (русский язык) - оранжевый,

Таланты (обществознание) - желтый,

Оригиналы (информатика) – зеленый,

Рационалисты (математика) - голубой

Интеллектуалы (история средних веков) – синий,

Яркие личности (музыка, ИЗО) - фиолетовый.

1.2. Раздача папок с заданиями.

План действия каждого члена группы:

  1. Внимательно прочитайте задание. Сформулируйте учебную задачу.

  2. Изучите список ресурсов, исследуйте их. Составьте план поиска информации.

  3. Выполните задания. Из общего материала выберите наиболее подходящий, оформите в виде таблицы, схемы, рисунка, плаката и т.п.

  4. Обсудите результаты работы, проведите защиту проектов.

II. Мотивационно - целевой этап.

(слайд1)

Вопросы обучающимся:

- Где возникла Монгольская держава?

- Кто был ее основателем?

- Когда возникла?

- Какие территории завоевала?

(слайд 2)

- Что можно сказать о состоянии Руси накануне нашествия?

- Почему княжества обособились?

- Какие последствия это имело?

завоеваний?

Назовите тему урока: "Батыево нашествие на Русь" (Слайд3)

Определите цель нашего урока: (Слайд 4)

составить целостное представление об историческом событии «Батыево нашествие»

Задачи урока: (Слайд 5)

А) Обобщение накопленных учащимися знаний по истории, формирование системы знаний о единстве исторического пространства, о роли человека в нем.

Б) формирование умений выделять главное, устанавливать причинно - следственные связи, самостоятельно расширять и углублять полученные знания.

В) развитие практических и творческих умений учащихся.

Г) развитие чувства красоты, эстетического вкуса.

III. Этап добывания новых знаний. (Слайд 6)

"... Был страшный век, когда монголы на Русь лавиною пошли.

В осенний день по степи голой, топча сухие ковыли...

Так шла чудовищным потоком, на Русь монгольская орда.

В одном стремление жестоком - сжигать и грабить города..."

1ГРУППА

Задание для группы «Исследователи» (литература)

Прочтите текст документа. Разбейте его на абзацы и озаглавьте каждый. Составьте

3-5вопросов к тексту. Вопросы запишите на листочке. Прикрепите лист к пазлу.

Повесть о разорении Рязани Батыем

 

Воинская повесть

 

 


В год 6745 (1237). В двенадцатый год по перенесении чудотворного образа Николина из Корсуня. Пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. (…) И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю и пошел ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов и ран изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город – одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами – и взяли град Рязань месяца декабря в 21 день. И пришли в церковь соборную пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами, и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали – во святой церкви пожгли, а иные многие от оружия пали. (…)И было все то за грехи наши. И некий из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове с князем Ингварем Ингваревичем, и услышал о нашествии зловерного царя Батыя, и выступил из Чернигова с малою дружиною, и помчался быстро. И приехал в землю Рязанскую и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался во град Рязань и увидел город разорен, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены. И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем. И собрал небольшую дружину – тысячу семьсот человек, которых бог соблюл вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился.

Примерные вопросы:

1.О каком событии говориться в тексте?

2. Какой город принял на себя первый удар?

3. В каком году это произошло?

4. Как называет автор Батыя?

5. Почему, несмотря на героизм и мужество жителей города Рязани, он пал?

6. Имя какого героя вы узнали из текста?

7. Чем он прославился?

2 ГРУППА. Задание для группы «Смекалистые» (русский язык)

  1. Прочитать в учебнике § 16 стр. 12 - 13 пункт 1 "Вторжение в Рязанскую землю". Заполнить пропуски в тексте. Прикрепить лист к пазлу.

Первый удар монголо-татарского войска приняла на себя -__________. В _______году Батый подошел к ее стенам. Князь _______ _________ попросил помощи у соседей, но черниговский и владимирский князья отказались помочь. Батый потребовал выплатить ему с города дань в размере десятой части от всего имущества. Князья отказались платить, и татары осадили город. ________ дней горожане мужественно сопротивлялись натиску, но ____________ монголы ворвались в город. Он был уничтожен, лишь небольшая дружина под предводительством _________ _________ еще долго вела борьбу, догнав татар на Суздальской земле.

Первый удар монголо-татарского войска приняла на себя Рязань. В 1237 году Батый подошел к ее стенам. Князь Юрий Всеволодович попросил помощи у соседей, но черниговский и владимирский князья отказались помочь. Батый потребовал выплатить ему с города дань в размере десятой части от всего имущества. Князья отказались платить, и татары осадили город. Шесть дней горожане мужественно сопротивлялись натиску, но 21 декабря монголы ворвались в город. Он был уничтожен, лишь небольшая дружина под предводительством ЕвпатияКоловрата еще долго вела борьбу, догнав татар на Суздальской земле.



  1. Прочитать в учебнике пункт 2 стр.14 - 15 "Разгром Владимирского княжества".

Найти ошибки в тексте. Исправить ошибки. Прикрепить лист к пазлу.

Расправившись с Рязанью, Батый направил войско на север, и 3 февраля 1235 года подошел к Новгороду. При штурме города применялись стенобитные орудия и камнеметные машины. Монголы ворвались в город 8 марта. Жители города попытались укрыться в Успенском соборе, но были сожжены заживо. Юрий Ингваревич  попытался собрать войско на реке Калке, но недооценил противника и был разбит в марте 1239 года.

Расправившись с Рязанью, Батый направил войско на север, и 3 февраля 1235 (1238) года подошел к Новгороду (Владимиру). При штурме города применялись стенобитные орудия и камнеметные машины. Монголы ворвались в город 8 марта

(7 февраля). Жители города попытались укрыться в Успенском соборе, но были сожжены заживо. Юрий Ингваревич (Всеволодович) попытался собрать войско на реке Калке (Сить),но недооценил противника и был разбит в марте 1239 (1238)года.

3 ГРУППА. Задание для группы «Таланты» (география):

Работая с атласом (с.23) отметить на контурных картах:

  1. Населенные пункты, разрушенные монголами.

  2. Направления действий войск Батыя.

  3. Города, оказавшие наиболее упорное сопротивление монголо-татарским завоевателям.

Прикрепить контурные карты к пазлу.

  1. ГРУППА. Задание для группы «Оригиналы» (информатика)

  1. С помощью интернет - ресурсов, подобрать стихи, характеризующие Батыево наществие. Выберите элемент стихотворения в качестве эпиграфа. Запишите его на лист. Прикрепите лист к пазлу.

https://www.stihi.ru/2009/09/01/4271

https://poembook.ru/poem/306093

Инна Кожина

Птицей чёрною взмылась ввысь 
Над высокою колокольнею
Боль безвестная. Принеслись
Стаи грозные, стаи чёрные.
И пошли по полям Руси,
Всех вокруг истязая копьями,
И горели в огне кресты,
И земля исходилась воплями.
Но не выжечь из сердца то,
Что заложено в нём с младенчества :
Не убить, не стоптать зерно
Беззаветной любви к Отечеству,
Бескорыстной любви к Творцу
И великой душевной веры,
Что страданья придут к концу
И не высечь надежды древо.
Русь широкая... Купола
Над огромным, бескрайним небом...
Даже если пришла беда,
Даже если пришлось отведать
Чашу скорби тебе сполна,
Не сдавайся, борись с проклятым!
Ты для сердца, как мать, одна!
Без тебя мы навек распяты! И др.

НАШЕСТВИЕ БАТЫЯ

Лопатин Сергей

В лето шесть тысяч семьсот сорок пятое
В ворота стучала беда,
Стучала в ворота таранами Батыя
Большая и злая орда.

Черные реки вражьего полчища,
Реки творимого зла,
На многие версты, на многие поприща
Только лишь кровь и зола.

Святыни поруганы, храмы разграблены,
Бессильны рыданья и стон,
В Ширенском лесу изрубленный саблями
Навеки остался полон.

В Рязане, Коломне, Владимире, Суздале,
Десятках других городов,
Не знали защитники в ярости устали,
Сражаясь за земли отцов.

Не знала такой годины трагической
В истории Древняя Русь,
Такой же борьбы за неё героической,
И ига подобного груз.

Распята врагами и обескровлена,
В руинах её города,
Но духом могучим уже приготовлена
Непрядвы живая вода.
 

  1. Найдите и запишите определение понятий:

Нашествие, ордынское иго, стан, фураж.

Прикрепите лист к пазлу.

5 ГРУППА. Задание для группы «Рационалисты» (математика)

Составьте хронологическую таблицу «Походы хана Батыя на северо-восточную и юго-западную Русь», решив примеры:

1. 2019 - 782 = 4. 461+779 =

2. 1237 - 14 = 5. 1240 +2 =

3. 1480 - 1237= 6. 781+457 =



1.2019-782 = 1237 4. 461+779 = 1240

2.1237-14 = 1223 5. 1240 +2 = 1242

3.1480-1237= 243 6. 781+457 = 1238

Даты

События


Битва на Калке


Взятие Рязани


Битва на Сити, падение Владимира


Продолжительность ордынского ига


Взятие Киева


Выход монгольской орды в Европу



6 ГРУППА. Задание «Интеллектуалам» (Всеобщая история)

М.Н.Чернова Рабочая тетрадь по истории России к учебнику под редакцией А.В.Торкунова. Ч.2. Задание №2. Какие виды вооружения и доспехов использовали воины XIII в. – половецкий, русский, монгольский? Запишите цифры под которыми указаны виды оружия и доспехов, в соответствующие части схемы (цифры могут повторяться).

Доспехи: Оружие:

1) щит 7)лук 13)кистень

2)шлем, 8)булава 14)боевой нож

3)кольчуга 9)боевой топор 15)кинжал
4)личина 10)аркан 16) палаш

5)панцирь 11)сабля 17)копье

6) полумаска 12)меч 18)сулица

19)секира

20)шестопер



Половецкий воин

Русский воин

Монгольский воин

1.Сравните вооружение и доспехи. Маркером выделите общее. Сделайте выводы.

2. Предположите, почему неоднократно одерживая победы над половцами, русское войско не смогло разгромить монгольское войско?

3. Какие средства ведения войны, не обозначенные в перечне, также использовали монголы?

7 ГРУППА. Задание группе Яркие личности» (МХК, ИЗО).

1.Из трех, предложенных вариантов, выберите музыкальное произведение, наиболее ярко отражающее эпоху Батыева нашествия.

2. Подберите, или создайте иллюстрации к теме урока. Каков цвет эпохи? Почему?

3. Оформите пазлы в единую композицию.

IV. Контрольно-оценочный этап.

1 вариант - Очередность выступления групп: 7(музыка и цвет эпохи)-4(эпиграф)-6(расстановка сил)-5(основные даты)-2(работа с картой)-3(Характеристика событий)-(Героизм русского народа)

2 вариант - Каждая группа рассказывает остальным о проделанной работе, можно использовать клише:

-Задачей нашей группы было…

-Чтобы решить поставленную задачу мы…

-Особенно интересно было…

-При работе возникли некоторые трудности…

- В ходе исследования мы узнали…

-Особенно впечатлило то, что…

В результате коллективной работы должен сложиться пазл, дающий целостное представление о периоде Монгольского нашествия 1237-1242гг.

V. Рефлексия.

Решение небольшого теста по теме. 2 вариант
1-2
2-Евпатий Коловрат
3-1
4-2
5-4
6-3124
7-2
8-4
9-1
10-фураж

VI. Домашнее задание.

1 уровень на "3" - работа с контурной картой стр. 11 задание 4 - подчеркните красным цветом названия городов, сожженных монголами в ходе походов хана Батыя.

2 уровень на "4" - изучите документ в учебнике стр. 18 "Летопись о взятии монголами Киева", ответьте на вопросы 2 - 3 к документу

3 уровень на "5" - рабочая тетрадь стр. 10 задание 3 - рассмотрите миниатюру из летописи "Штурм монголами Козельска" (стр. 15 учебника). Найдите на миниатюре монгольских воинов; защитников города и ответьте на вопросы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!