Конспект урока по истории России 6 класс
на тему: "Батыево нашествие на Русь"
Цели урока:
Используя общеучебные навыки учащихся, создать условия для представления целостной картины исторического события «Батыево нашествие на Русь».
Задачи:
сформировать у обучающихся понимание причин и последствий завоевания Руси монголами в середине XIII века.
-показать взаимосвязь между раздробленностью Руси и завоеваниями монголов;
-подчеркнуть мужество и героизм русских людей в борьбе с монгольскими завоевателями;
-продолжить формировать умения работать в группах, оценивать результаты деятельности своей и одноклассников.
Форма урока: Проблемный урок, составление «исторического пазла»
Тип урока: Добывание новых знаний, формирование общеучебных умений и навыков.
Проблемный вопрос: Почему, несмотря на героическое сопротивление, монголы сумели покорить русские земли? (4 слайд)
Ресурсы урока:
• карта: Русские княжества и земли в конце XII - XIII века; Монгольское нашествие на Русь в XIII веке.
• учебник "История России", часть 2 под редакцией академика РАН А.В.Торкунова,
§16, стр. 12-19, "Просвещение" 2016г.;
• "История России 6 класс. Рабочая тетрадь", стр.68-72. М. "Просвещение" 2016г.
• "История России. Атлас", стр. 9 - 13. М. "Просвещение" 2016г.
• "История России. Сборник рассказов" стр. 28 - 29. "Просвещение" 2016г.
Понятийный аппарат: Нашествие, ордынское иго, стан, фураж.
Основные даты: 1237 - 1238 гг. - нашествие хана Батыя на Северо - Восточную Русь.
1239 - 1240 гг. - нашествие хана Батыя на Южную Русь.
Персоналии: Олег, Батый, Юрий Всеволодович, Евпатий Коловрат.
ХОД УРОКА:
I. Организационный этап.
1.1.Формирование групп (по цветам)
Исследователи (литература) - красный,
Смекалистые (русский язык) - оранжевый,
Таланты (обществознание) - желтый,
Оригиналы (информатика) – зеленый,
Рационалисты (математика) - голубой
Интеллектуалы (история средних веков) – синий,
Яркие личности (музыка, ИЗО) - фиолетовый.
1.2. Раздача папок с заданиями.
План действия каждого члена группы:
Внимательно прочитайте задание. Сформулируйте учебную задачу.
Изучите список ресурсов, исследуйте их. Составьте план поиска информации.
Выполните задания. Из общего материала выберите наиболее подходящий, оформите в виде таблицы, схемы, рисунка, плаката и т.п.
Обсудите результаты работы, проведите защиту проектов.
II. Мотивационно - целевой этап.
(слайд1)
Вопросы обучающимся:
- Где возникла Монгольская держава?
- Кто был ее основателем?
- Когда возникла?
- Какие территории завоевала?
(слайд 2)
- Что можно сказать о состоянии Руси накануне нашествия?
- Почему княжества обособились?
- Какие последствия это имело?
завоеваний?
Назовите тему урока: "Батыево нашествие на Русь" (Слайд3)
Определите цель нашего урока: (Слайд 4)
составить целостное представление об историческом событии «Батыево нашествие»
Задачи урока: (Слайд 5)
А) Обобщение накопленных учащимися знаний по истории, формирование системы знаний о единстве исторического пространства, о роли человека в нем.
Б) формирование умений выделять главное, устанавливать причинно - следственные связи, самостоятельно расширять и углублять полученные знания.
В) развитие практических и творческих умений учащихся.
Г) развитие чувства красоты, эстетического вкуса.
III. Этап добывания новых знаний. (Слайд 6)
"... Был страшный век, когда монголы на Русь лавиною пошли.
В осенний день по степи голой, топча сухие ковыли...
Так шла чудовищным потоком, на Русь монгольская орда.
В одном стремление жестоком - сжигать и грабить города..."
1ГРУППА
Задание для группы «Исследователи» (литература)
Прочтите текст документа. Разбейте его на абзацы и озаглавьте каждый. Составьте
3-5вопросов к тексту. Вопросы запишите на листочке. Прикрепите лист к пазлу.
Повесть о разорении Рязани Батыем | |
Воинская повесть | |
| |
В год 6745 (1237). В двенадцатый год по перенесении чудотворного образа Николина из Корсуня. Пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. (…) И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю и пошел ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов и ран изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город – одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами – и взяли град Рязань месяца декабря в 21 день. И пришли в церковь соборную пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами, и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали – во святой церкви пожгли, а иные многие от оружия пали. (…)И было все то за грехи наши. И некий из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове с князем Ингварем Ингваревичем, и услышал о нашествии зловерного царя Батыя, и выступил из Чернигова с малою дружиною, и помчался быстро. И приехал в землю Рязанскую и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался во град Рязань и увидел город разорен, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены. И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем. И собрал небольшую дружину – тысячу семьсот человек, которых бог соблюл вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился.
Примерные вопросы:
1.О каком событии говориться в тексте?
2. Какой город принял на себя первый удар?
3. В каком году это произошло?
4. Как называет автор Батыя?
5. Почему, несмотря на героизм и мужество жителей города Рязани, он пал?
6. Имя какого героя вы узнали из текста?
7. Чем он прославился?
2 ГРУППА. Задание для группы «Смекалистые» (русский язык)
Прочитать в учебнике § 16 стр. 12 - 13 пункт 1 "Вторжение в Рязанскую землю". Заполнить пропуски в тексте. Прикрепить лист к пазлу.
Первый удар монголо-татарского войска приняла на себя -__________. В _______году Батый подошел к ее стенам. Князь _______ _________ попросил помощи у соседей, но черниговский и владимирский князья отказались помочь. Батый потребовал выплатить ему с города дань в размере десятой части от всего имущества. Князья отказались платить, и татары осадили город. ________ дней горожане мужественно сопротивлялись натиску, но ____________ монголы ворвались в город. Он был уничтожен, лишь небольшая дружина под предводительством _________ _________ еще долго вела борьбу, догнав татар на Суздальской земле.
Первый удар монголо-татарского войска приняла на себя Рязань. В 1237 году Батый подошел к ее стенам. Князь Юрий Всеволодович попросил помощи у соседей, но черниговский и владимирский князья отказались помочь. Батый потребовал выплатить ему с города дань в размере десятой части от всего имущества. Князья отказались платить, и татары осадили город. Шесть дней горожане мужественно сопротивлялись натиску, но 21 декабря монголы ворвались в город. Он был уничтожен, лишь небольшая дружина под предводительством ЕвпатияКоловрата еще долго вела борьбу, догнав татар на Суздальской земле.
Прочитать в учебнике пункт 2 стр.14 - 15 "Разгром Владимирского княжества".
Найти ошибки в тексте. Исправить ошибки. Прикрепить лист к пазлу.
Расправившись с Рязанью, Батый направил войско на север, и 3 февраля 1235 года подошел к Новгороду. При штурме города применялись стенобитные орудия и камнеметные машины. Монголы ворвались в город 8 марта. Жители города попытались укрыться в Успенском соборе, но были сожжены заживо. Юрий Ингваревич попытался собрать войско на реке Калке, но недооценил противника и был разбит в марте 1239 года.
Расправившись с Рязанью, Батый направил войско на север, и 3 февраля 1235 (1238) года подошел к Новгороду (Владимиру). При штурме города применялись стенобитные орудия и камнеметные машины. Монголы ворвались в город 8 марта
(7 февраля). Жители города попытались укрыться в Успенском соборе, но были сожжены заживо. Юрий Ингваревич (Всеволодович) попытался собрать войско на реке Калке (Сить),но недооценил противника и был разбит в марте 1239 (1238)года.
3 ГРУППА. Задание для группы «Таланты» (география):
Работая с атласом (с.23) отметить на контурных картах:
Населенные пункты, разрушенные монголами.
Направления действий войск Батыя.
Города, оказавшие наиболее упорное сопротивление монголо-татарским завоевателям.
Прикрепить контурные карты к пазлу.
ГРУППА. Задание для группы «Оригиналы» (информатика)
С помощью интернет - ресурсов, подобрать стихи, характеризующие Батыево наществие. Выберите элемент стихотворения в качестве эпиграфа. Запишите его на лист. Прикрепите лист к пазлу.
https://www.stihi.ru/2009/09/01/4271
https://poembook.ru/poem/306093
Инна Кожина
Птицей чёрною взмылась ввысь
Над высокою колокольнею
Боль безвестная. Принеслись
Стаи грозные, стаи чёрные.
И пошли по полям Руси,
Всех вокруг истязая копьями,
И горели в огне кресты,
И земля исходилась воплями.
Но не выжечь из сердца то,
Что заложено в нём с младенчества :
Не убить, не стоптать зерно
Беззаветной любви к Отечеству,
Бескорыстной любви к Творцу
И великой душевной веры,
Что страданья придут к концу
И не высечь надежды древо.
Русь широкая... Купола
Над огромным, бескрайним небом...
Даже если пришла беда,
Даже если пришлось отведать
Чашу скорби тебе сполна,
Не сдавайся, борись с проклятым!
Ты для сердца, как мать, одна!
Без тебя мы навек распяты! И др.
НАШЕСТВИЕ БАТЫЯ
Лопатин Сергей
В лето шесть тысяч семьсот сорок пятое
В ворота стучала беда,
Стучала в ворота таранами Батыя
Большая и злая орда.
Черные реки вражьего полчища,
Реки творимого зла,
На многие версты, на многие поприща
Только лишь кровь и зола.
Святыни поруганы, храмы разграблены,
Бессильны рыданья и стон,
В Ширенском лесу изрубленный саблями
Навеки остался полон.
В Рязане, Коломне, Владимире, Суздале,
Десятках других городов,
Не знали защитники в ярости устали,
Сражаясь за земли отцов.
Не знала такой годины трагической
В истории Древняя Русь,
Такой же борьбы за неё героической,
И ига подобного груз.
Распята врагами и обескровлена,
В руинах её города,
Но духом могучим уже приготовлена
Непрядвы живая вода.
Найдите и запишите определение понятий:
Нашествие, ордынское иго, стан, фураж.
Прикрепите лист к пазлу.
5 ГРУППА. Задание для группы «Рационалисты» (математика)
Составьте хронологическую таблицу «Походы хана Батыя на северо-восточную и юго-западную Русь», решив примеры:
1. 2019 - 782 = 4. 461+779 =
2. 1237 - 14 = 5. 1240 +2 =
3. 1480 - 1237= 6. 781+457 =
1.2019-782 = 1237 4. 461+779 = 1240
2.1237-14 = 1223 5. 1240 +2 = 1242
3.1480-1237= 243 6. 781+457 = 1238
Даты | События |
| Битва на Калке |
| Взятие Рязани |
| Битва на Сити, падение Владимира |
| Продолжительность ордынского ига |
| Взятие Киева |
| Выход монгольской орды в Европу |
6 ГРУППА. Задание «Интеллектуалам» (Всеобщая история)
М.Н.Чернова Рабочая тетрадь по истории России к учебнику под редакцией А.В.Торкунова. Ч.2. Задание №2. Какие виды вооружения и доспехов использовали воины XIII в. – половецкий, русский, монгольский? Запишите цифры под которыми указаны виды оружия и доспехов, в соответствующие части схемы (цифры могут повторяться).
Доспехи: Оружие:
1) щит 7)лук 13)кистень
2)шлем, 8)булава 14)боевой нож
3)кольчуга 9)боевой топор 15)кинжал
4)личина 10)аркан 16) палаш
5)панцирь 11)сабля 17)копье
6) полумаска 12)меч 18)сулица
19)секира
20)шестопер
Половецкий воин | Русский воин | Монгольский воин |
1.Сравните вооружение и доспехи. Маркером выделите общее. Сделайте выводы.
2. Предположите, почему неоднократно одерживая победы над половцами, русское войско не смогло разгромить монгольское войско?
3. Какие средства ведения войны, не обозначенные в перечне, также использовали монголы?
7 ГРУППА. Задание группе Яркие личности» (МХК, ИЗО).
1.Из трех, предложенных вариантов, выберите музыкальное произведение, наиболее ярко отражающее эпоху Батыева нашествия.
2. Подберите, или создайте иллюстрации к теме урока. Каков цвет эпохи? Почему?
3. Оформите пазлы в единую композицию.
IV. Контрольно-оценочный этап.
1 вариант - Очередность выступления групп: 7(музыка и цвет эпохи)-4(эпиграф)-6(расстановка сил)-5(основные даты)-2(работа с картой)-3(Характеристика событий)-(Героизм русского народа)
2 вариант - Каждая группа рассказывает остальным о проделанной работе, можно использовать клише:
-Задачей нашей группы было…
-Чтобы решить поставленную задачу мы…
-Особенно интересно было…
-При работе возникли некоторые трудности…
- В ходе исследования мы узнали…
-Особенно впечатлило то, что…
В результате коллективной работы должен сложиться пазл, дающий целостное представление о периоде Монгольского нашествия 1237-1242гг.
V. Рефлексия.
Решение небольшого теста по теме. 2 вариант
1-2
2-Евпатий Коловрат
3-1
4-2
5-4
6-3124
7-2
8-4
9-1
10-фураж
VI. Домашнее задание.
1 уровень на "3" - работа с контурной картой стр. 11 задание 4 - подчеркните красным цветом названия городов, сожженных монголами в ходе походов хана Батыя.
2 уровень на "4" - изучите документ в учебнике стр. 18 "Летопись о взятии монголами Киева", ответьте на вопросы 2 - 3 к документу
3 уровень на "5" - рабочая тетрадь стр. 10 задание 3 - рассмотрите миниатюру из летописи "Штурм монголами Козельска" (стр. 15 учебника). Найдите на миниатюре монгольских воинов; защитников города и ответьте на вопросы.