СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории России для учащихся 6 класса на тему: "Борьба Руси с ордынским владычеством" с использованием дифференцированного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории России для учащихся 6 класса на тему: "Борьба Руси с ордынским владычеством" с использованием дифференцированного обучения»

Конспект урока по истории России для учащихся 6-го класса на тему:

" Борьба Руси с ордынским владычеством".


Цель:

формирование представления о значении Куликовской битвы, ее влиянии на ход объединительного процесса и на историю Русского государства в целом.

Задачи:

1. формировать у учащихся универсальные учебные действия:

  • личностные: выявить свое отношение к проблеме, оценивать события с морально-этической точки зрения;

  • регулятивные: планирование, контроль, коррекция и самооценка своей работы на уроке;

  • коммуникативные: логически стройная речь, доказательность своей точки зрения, сотрудничество в группе;

  • познавательные: самостоятельно выделять предпосылки объединения Руси и значение Куликовской битвы;

2. Выработать умения соотносить исторические имена (Дмитрий Иванович, Мамай, Сергий Радонежский) и даты (1378 г. и 08.09.1380 г.).

3. Развивать навыки оценивания исторических событий, работы с учебником, картой, учебными рисунками.

4. Воспитать чувство патриотизма и гражданственности.

Тип урока:

комбинированный.

Методы и приемы:

создание проблемной ситуации, поисковый, наглядно-иллюстративный, словесный, репродуктивный.

Формы организации деятельности учащихся на уроке:

фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.

Оборудование:

учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России с древнейших времен до конца XVI в., презентация, анимированная карта, карточки для индивидуального задания, карточки-тест для дифференцированного задания, историческая карта «Куликовская битва», схема сражения.


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

1.Организационный момент

- приветствие;

- проверка отсутствующих;

- проверка готовности к уроку;

- мотивация: 1. Формулировка темы урока, опираясь на учебник и материал предыдущего урока. «Тема нашего урока – Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва». Сегодня нам предстоит не только изучить события знаменитой Куликовской битвы, но и выявить, как они повлияли на процесс объединения Руси.

Проверяют готовность к уроку, формулируют и записывают тему урока.


Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, смыслообразование (Л). Целеполагание (Р).

2.Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Предпосылки объединения русских земель» (опрос).

1. Индивидуальное задание: подготовить устный ответ по карточке.

2. Индивидуальное задание: письменно ответить на вопросы.

3. Фронтальный опрос. Вопросы:

- назвать центры борьбы за политическое первенство;

- перечислить князей Московского княжества;

- указать причины возвышения Москвы (не менее 3-х).

По выбору учеников.



Устно отвечают на вопросы.

Структурирование знаний (П).

3. Переход к новой теме

Итак, мы выяснили, что к середине XIV в. обозначилось два главных центра объединения: Тверское и Московское княжество, а так же то, что у последнего стремительно возрастали силы и авторитет. Сегодня мы должны решить: кто из них и почему станет центром объединения русских земель, а главное, какое значение в этом процессе имела Куликовская битва.

Давайте попробуем ответить на вопрос: «Что ты знаешь о Куликовской битве?»





Устные ответы учащихся (определяют границы своих знаний и ставят задачи на урок).

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

4. Изучение новой темы










1) Русь и Орда


























Физкультминутка


2) Битва на Куликовом поле






































3) Значение сражения.


Исходя из узловых вопросов урока:

1) Почему происходит столкновение между русскими и ордынскими полками?

2) Что происходит на Куликовом поле?

3) Чем важна для Руси Куликовская битва?

учащиеся составляют план изучения новой темы.

План:

1) Русь и Орда;

2) Битва на Куликовом поле;

3) Значение сражения.

С середины XIV в. происходит усиление Московского княжества. Этому во многом способствовало ослабление Орды из-за междоусобных войн и разделение ее на две части: западную и восточную. В Западной части власть захватывает военачальник Мамай и стремится подчинить себе Русь как во времена Батыя. В 1378 г. свои замыслы он воплощает в реальность и направляет свои войска на Русь.

Сейчас ваша задача выяснить, почему происходит ослабление Орды и кто из русских князей понял как этим воспользоваться, а для этого узнать: кто такой Мамай и что произошло на р. Воже.

Вы распределяетесь на 2 варианта и работаете в парах в течение 4 минут по следующему алгоритму:

1) 1 в. – читает на стр. 148 учебника - 3 абзац, 2 в. – на стр. 149 - 3 и 4 абзац;

2) Через 2 мин. вы обмениваетесь информацией и отвечаете на поставленный вопрос;

3) вместе проверяем, и основное записываем в тетрадь.






А) Подготовка к битве.

После поражение татар на р. Воже, Дмитрий Иванович понял, что Мамай не смирится с этим, и начинает подготовку к решающей битве.

- Объединение русского войска.

- Союзники Мамая.

-Благословение на битву Сергия Радонежского.

- Военный совет 6 сентября.

Б) Утро на Куликовом поле. Поединок.

8 сентября 1380 г. Противоборствующие войска на поле.

- Смотр русского войска перед битвой

- Поединок Пересвета и Челубея.

В) Сражение. Расположение войск. Нанесение удара.

- На Куликовом поле

- Засадный полк

- Отступление войск Мамая

- Анимированная карта «Куликовская битва»

- Итог

Г) Куликовская битва и Коломна.

- Смотр русских войск в Коломне. (1. В Коломне собрались полки из Москвы, Владимира, Коломны, Переславля, Костромы, княжеств: Ярославского, Муромского, Елецкого и др. 2.Необходимо над полками поставить воевод. 3.Воины должны знать свое место в полку во время битвы и после нее во время подсчета убитых).

- Девичье поле – это поле, где замерла вражда между русскими княжествами, поле примирения и объединения.


- Памятники истории и культуры.



Нам необходимо доказать, что Куликовская битва сыграла большую роль в истории Русского государства. Для этого разделимся на группы, и каждая подумает о значении битвы конкретно для: 1. Ордынцев, 2. Дмитрия Донского, 3. Русского народа. По истечении 2-х мин. мы заслушаем мнения каждой из групп.

- Обобщение мнений.

- Возвращение к схеме «Что ты знаешь о Куликовской битве?»

- Выводы. (В Куликовской битве родилось единое русское войско – предпосылка для объединения Руси)



Предлагают варианты планирования урока, опираясь на узловые вопросы урока.








Слушают рассказ учителя, размышляют над проблемным вопросом.




Читают материал в учебнике.


Работают в парах.


Делают вывод (о необходимости объединения сначала русского войска, а затем всей Руси.) и записывают его в тетрадь.






Рассматривают учебную картину, делают вывод о роли церкви.

Читают доп. материал, делают выводы.



Записывают дату битвы.

Изучают доп.материал.


Слушают рассказ о сражении







Работа по карте.




Рассматривают фотографии, называют места их нахождения в Коломне.






Работа в группах.

Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).









Построение логической цепи рассуждений (П).






Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К).


Извлечение необходимой информации из текста (П)

Осознание ответственности за общее дело (Л).














Понимание текста, извлечение необходимой информации из карты (П).

Построение логической цепи рассуждений, доказательство(П).



Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л).



Извлечение необходимой информации из карты, учебных рисунков, мультимедийных ресурсов (П).


Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л).


Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).


5. Закрепление изученного материала

1) Взаимоконтроль. Игра «Да - Нет» - учащиеся 1 и 2 ряда поднимают карточку голубого цвета при верном утверждении, розового цвета – при неверном, учащиеся 3 ряда поднимаю одну руку вверх при правильном ответе одноклассников, две руки вверх – при неверном. При следующем вопросе роль проверяющих переходит на 2 ряд, 1 и 3 – отвечают и т.д.

Игра «ДА –НЕТ».

1. Куликовская битва проходила 8 сентября 1480 года. (-)

2. В результате усобиц Золотая Орда усилилась. (-)

3. Под знаменами Москвы сражались дружины и ополчения большинства русских земель. (+)

4. Русским войском руководил Мамай. (-)

5. Битва закончилась победой русского народа. (+)

2) Рефлексия:1. На какую оценку вы оцениваете свою работу на уроке?

Дифференцированное задание: карточки с тестовыми заданиями 3-х цветов: для выполнения заданий на оценку «3», «4», «5».

Устные ответы учащихся.











Устные ответы.








Письменно выполняют задание.

Оценка полученных знаний (Р).


Формулирование и аргументация своего мнения (К).











Контроль, коррекция, оценка (Р).


6. Запись домашнего задания

Заполнить схему «Куликовская битва» и вклеить в тетрадь.

*Написать сочинение «На поле Куликовом» от лица:

1) русского воина;

2) ордынского воина.


Записывают домашнее задание в дневник.


7. Подведение итогов. Выставление оценок.

Рефлексия: 2.«Три самых важных имени,

три самых важных события,

три самых важных качества».


Устные ответы учащихся.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью (К).

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П).

Самооценка на основе критерия успешности (Л).