4. Изучение новой темы 1) Русь и Орда Физкультминутка 2) Битва на Куликовом поле 3) Значение сражения. | Исходя из узловых вопросов урока: 1) Почему происходит столкновение между русскими и ордынскими полками? 2) Что происходит на Куликовом поле? 3) Чем важна для Руси Куликовская битва? учащиеся составляют план изучения новой темы. План: 1) Русь и Орда; 2) Битва на Куликовом поле; 3) Значение сражения. С середины XIV в. происходит усиление Московского княжества. Этому во многом способствовало ослабление Орды из-за междоусобных войн и разделение ее на две части: западную и восточную. В Западной части власть захватывает военачальник Мамай и стремится подчинить себе Русь как во времена Батыя. В 1378 г. свои замыслы он воплощает в реальность и направляет свои войска на Русь. Сейчас ваша задача выяснить, почему происходит ослабление Орды и кто из русских князей понял как этим воспользоваться, а для этого узнать: кто такой Мамай и что произошло на р. Воже. Вы распределяетесь на 2 варианта и работаете в парах в течение 4 минут по следующему алгоритму: 1) 1 в. – читает на стр. 148 учебника - 3 абзац, 2 в. – на стр. 149 - 3 и 4 абзац; 2) Через 2 мин. вы обмениваетесь информацией и отвечаете на поставленный вопрос; 3) вместе проверяем, и основное записываем в тетрадь. А) Подготовка к битве. После поражение татар на р. Воже, Дмитрий Иванович понял, что Мамай не смирится с этим, и начинает подготовку к решающей битве. - Объединение русского войска. - Союзники Мамая. -Благословение на битву Сергия Радонежского. - Военный совет 6 сентября. Б) Утро на Куликовом поле. Поединок. 8 сентября 1380 г. Противоборствующие войска на поле. - Смотр русского войска перед битвой - Поединок Пересвета и Челубея. В) Сражение. Расположение войск. Нанесение удара. - На Куликовом поле - Засадный полк - Отступление войск Мамая - Анимированная карта «Куликовская битва» - Итог Г) Куликовская битва и Коломна. - Смотр русских войск в Коломне. (1. В Коломне собрались полки из Москвы, Владимира, Коломны, Переславля, Костромы, княжеств: Ярославского, Муромского, Елецкого и др. 2.Необходимо над полками поставить воевод. 3.Воины должны знать свое место в полку во время битвы и после нее во время подсчета убитых). - Девичье поле – это поле, где замерла вражда между русскими княжествами, поле примирения и объединения. - Памятники истории и культуры. Нам необходимо доказать, что Куликовская битва сыграла большую роль в истории Русского государства. Для этого разделимся на группы, и каждая подумает о значении битвы конкретно для: 1. Ордынцев, 2. Дмитрия Донского, 3. Русского народа. По истечении 2-х мин. мы заслушаем мнения каждой из групп. - Обобщение мнений. - Возвращение к схеме «Что ты знаешь о Куликовской битве?» - Выводы. (В Куликовской битве родилось единое русское войско – предпосылка для объединения Руси) | Предлагают варианты планирования урока, опираясь на узловые вопросы урока. Слушают рассказ учителя, размышляют над проблемным вопросом. Читают материал в учебнике. Работают в парах. Делают вывод (о необходимости объединения сначала русского войска, а затем всей Руси.) и записывают его в тетрадь. Рассматривают учебную картину, делают вывод о роли церкви. Читают доп. материал, делают выводы. Записывают дату битвы. Изучают доп.материал. Слушают рассказ о сражении Работа по карте. Рассматривают фотографии, называют места их нахождения в Коломне. Работа в группах. | Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). Построение логической цепи рассуждений (П). Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К). Извлечение необходимой информации из текста (П) Осознание ответственности за общее дело (Л). Понимание текста, извлечение необходимой информации из карты (П). Построение логической цепи рассуждений, доказательство(П). Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л). Извлечение необходимой информации из карты, учебных рисунков, мультимедийных ресурсов (П). Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л). Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). |
5. Закрепление изученного материала | 1) Взаимоконтроль. Игра «Да - Нет» - учащиеся 1 и 2 ряда поднимают карточку голубого цвета при верном утверждении, розового цвета – при неверном, учащиеся 3 ряда поднимаю одну руку вверх при правильном ответе одноклассников, две руки вверх – при неверном. При следующем вопросе роль проверяющих переходит на 2 ряд, 1 и 3 – отвечают и т.д. Игра «ДА –НЕТ». 1. Куликовская битва проходила 8 сентября 1480 года. (-) 2. В результате усобиц Золотая Орда усилилась. (-) 3. Под знаменами Москвы сражались дружины и ополчения большинства русских земель. (+) 4. Русским войском руководил Мамай. (-) 5. Битва закончилась победой русского народа. (+) 2) Рефлексия:1. На какую оценку вы оцениваете свою работу на уроке? Дифференцированное задание: карточки с тестовыми заданиями 3-х цветов: для выполнения заданий на оценку «3», «4», «5». | Устные ответы учащихся. Устные ответы. Письменно выполняют задание. | Оценка полученных знаний (Р). Формулирование и аргументация своего мнения (К). Контроль, коррекция, оценка (Р). |